Проект "Мой город Саяногорск"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Чеботарева

Проект содержит историю и достопримечательности города Саяногорск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_saz.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

Проект: «Город мой Саяногорск»

Воспитатель: Чеботарева Светлана Михайловна

г. Саяногорск, 2023г.

Проект «Город мой Саяногорск»

Подготовительная группа «Почемучка»

Актуальность проекта: Нравственно-патриотическое воспитание детей всегда было актуальным в системе дошкольного воспитания. Важной составной частью работы по нравственно-патриотическому воспитанию является воспитание у детей чувства уважения к земле, на которой он живёт, любви к родному городу. «Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно,чтобы он исходил из любви к своей маленькой Родинегороду, селу, краю.», подчёркивал Илья Эренбург.

Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства со своей малой Родиной.

Задачи проекта:

1. Систематизировать и расширять знания детей о родном городе Саяногорске (где расположен, горы, река, природный мир).

2. Знакомить детей с достопримечательностями города Саяногорска.

3. .Воспитывать любовь и уважение к родному городу, природе, быту, культуре народов, населяющих наш город, желание и потребность сделать его красивым.

Участники проекта – дети подготовительной  группы «Почемучка», воспитатели, родители.

Сроки проведения проекта: 02.11.2020-16.11.2020(Долгосрочный).

Вид проекта – Социальный, групповой, познавательный.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Опрос родителей.Цель: выяснить, что родители рассказывают детям

о городе Саяногорске; читают ли книги о нашем городе, знакомят ли с достопримечательностями Саяногорска.

2. Оформление информационного уголка для родителей.Цель: просвещение родителей и вовлечение их в образовательный,воспитательный процесс.

3. Подбор наглядно – дидактических пособий, художественной литературы, демонстрационного материала для НОД по теме «Мой город Саяногорск», совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми.

Основной этап.

IИгровая деятельность:

1.Дидактические игры«Узнай и назови» (растения, животные Хакасии, «Разрезные картинки»«Разложи правильно» (ПДД).

2. Сюжетно –ролевые игры«Мы путешествуем на автобусе по родному городу»«Строители»«Семья».

3.Словесные игры«Назови по образцу»«Назови ласково», «Скажи со словом «городской»«Хорошо – плохо»«Кто зимует, а кто улетает».

4.Подвижные русские народные игры«Поясок»«Прятки»«Колодец»;хакасские народные игры«Камешки»«Игра в кольца»«Медведь и пень»«Спрячь рукавицу»«Вокруг верёвки».

IIПознавательная деятельность:

НОД Социализация«Мой любимый город - Саяногорск»(знакомство с достопримечательностями г. Саяногорска).

НОД Познание (природный мир)«Природа нашего города»«Птицы - наши друзья».

НОД Коммуникация«Как я отдыхаю с родителями».

     IIIИзобразительная и продуктивная деятельность:

НОД Художественное творчество:Рисование«Наш город».

Аппликация«Улица города»,лепка«Дачный домик».

IV Совместная деятельность.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами г. Саяногорска.

Чтение хакасских сказок«Почему у ласточки хвост раздвоен»«Как ласточка огонь добывала»«Страшный гость»«Человек и барс».

Рисование«Родной дворик»«Осенний Саяногорск».

Аппликация«Горы Саяны» ,лепка«Берёзка на нашем участке» (барельеф).

Наблюдение за работой дворника в детском саду.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья», физминутка «Я плыву по Енисею».

Подвижные игры (русские народные, хакасские народные).

V Работа с родителями:

Консультация для родителей «Что следует знать детям о нашем городе».

Индивидуальные беседы с родителями на тему духовно-нравственного воспитания детей.

Знакомство родителей с работами детей по художественному творчеству на тему «Наш Саяногорск».

Заключительный этап:

НОД «Я горжусь, что я Саяногорец.

Изготовление альбома «Мой любимый город». Дети собирают рисунки, аппликации, открытки, фотографии и оформляют альбом.

Ожидаемые результаты : Формируются первоначальные представления о Родине, дети умеют эмоционально откликаться на события, происходящие в родном городе; испытывают любовь, уважение к своей малой Родине.

Дети знакомы с достопримечательностями города Саяногорска, растительным, животным миром окрестностей города. Повышается интеллектуальная компетентность дошкольников.

Знания о родном городе передают в рисунках, лепке, аппликации, театрализованной деятельности.

Литература:

1. «Патриотическое воспитание детей 6 - 7 лет» Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. (М., 2007)

2. «Малышам о Родине» Дерягина Л. Б. (С-Пб., 2007)» под редакцией А. А. Сырова (С-Пб., 1998)

3. «Растим юного гражданина»: программа становления основ гражданско-правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Н. Н. Гончарова, А. В. Крайсветняя, О. Н. Шадрина.

4.«След на земле» Г. П. Цветкова (С-Пб., 2009)

5. «Хакасские сказки» перевод, литературная обработка Г. Ф. Сысолятина, хакасское отделение Красноярского книжного издательства, г. Абакан 1990.

6. «Хакасские народные сказки» перевод, литературная обработка Б. Балтора, хакасское отделение Красноярского книжного издательства, г. Абакан 1986.

                                                 Консультация для родителей:

«Что должен знать ребенок о родном городе»

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом... Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я". Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными... Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, -школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.
Какой объем сведений о родном городе способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?
С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:
- у каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят "павлодарец" это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет. Каждый человек любит родной город и гордится им;
- старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах;
- знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;
- знать о столице нашей Родины Астане: это главный город Казахстана. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.
Родной город... В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.
При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.
Но нашему маленькому современнику надо показать Павлодар, не только как красивый город с его старинными памятниками и новыми районами, но и как центр всего нового, передового в области, показать кипучую трудовую жизнь павлодарцев.
Старшему дошкольнику полезно рассказать: Павлодар – центр культурной и научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных сооружений, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры. Жители Павлодара гордятся дворцом спорта , музеем. В Павлодар съезжаются люди из разных краев земли на спортивные и молодежные встречи, фестивали музыки и искусства.
Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и челнинцев. Задача взрослых - помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни павлодарцев.
Так, например, старшему дошкольнику можно рассказать, что жители Павлодара постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький павлодарец, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город.
Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения – подвига павлодарцев в дни Великой Отечественной войны
Старших дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам.
Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций, просмотр диафильмов. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими. Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение.
Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.
Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.
И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Приключения в стране Стекляндии", авторы Заболотная Ж.А., Аникина Е.В., воспитатели МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск

Открытое занятие было проведено для педагогов города в рамках городского методического объединения "Познаём мир вместе". В образовательной деятельности прослеживается принцип интеграции.  Образов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как цыплёнок голос искал" Автор: Аникина Е.В., воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" город Саяногорск

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Как цыплёнок голос искал". Образовательная область "Коммуникация". Проведено с детьми II младшей группы....

Сценарий развлечения "В гостях у сказок С. Маршака". Автор - составитель: Мухина Т.А., воспитатель МБДОУ д/с №21 "Аленький цветочек" г. Саяногорск

Развлечение проводилось с детьми старшего дошкольного возраста. На протяжении всего развлечения дети помогали Рассеяному (выполняли задания, закрепляли сказки и стихи и др.).  использовались физи...

Проект мини-музей "Мой родной Саяногорск"

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию мини-музея "Мой город саяногорск"Пояснительная запискаЗадача формирования у детей чувства патриотизма и гражданственности всегда бы...

"Саяногорская зимняя сказка"

Приключение снеговичка в городе Саяногорске! Сказка была опубликована в городской газете " Среда" №1/2(665), 1января 2014г. Автор награждён дипломом победителя!...

конспект занятия на тему: Саяногорск мой любимый город

воспитывать патриотические чувства ...