"Индивидуально - дифференцированный подход в обучении пению"
материал

Грибанова Ольга Юрьевна

Из опыта работы музыкального руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению»

        План выступления

        

1. Методика дифференцированного вокального восприятия.

2. Причины, влияющие на плохое пение детей.

3. Методы и приёмы в обучении пению.

4. Цель и задачи индивидуально – дифференцированного подхода в обучении пению.

5. Приёмы индивидуально – дифференцированного подхода в обучении пению.

В современной вокальной педагогике сложилась система методов и приемов, которые являются итогом научных исследований и практического опыта педагогов многих поколений.

На основе общих рекомендаций каждый педагог, варьируя методы, по-разному их сочетая (в зависимости от поставленных задач), разрабатывает свою методику обучения пению.

Эффективность обучения пения во многом зависит не столько от методов, форм, организации певческой деятельности детей на занятиях, сколько от знания и учёта индивидуальных особенностей детей.

В пределах одного возраста дети имеют различную вокальную и слуховую подготовку. Поэтому была выдвинута идея дифференцированного вокального восприятия, используя методику, которая учитывала бы как общевозрастные, так и индивидуальные возможности детей, создавала условия для полноценного певческого развития ребенка. При изучении педагогических опытов известных вокальных педагогов я прежде всего стремлюсь выявить в их методике приемы индивидуального и дифференцированного подхода к детям в процессе коллективной деятельности на занятиях.

Существует ряд педагогических условий, которые ведут к оптимальному развитию певческого голоса детей:

- положительная атмосфера отношения между взрослым и ребенком;

- оптимальная эмоциональность показа и соответствие с голосовыми возможностями ребенка по силе и высоте;

- сочетание пения с движением;

- систематичность  занятий с детьми.

Одной из важнейших проблем обучения детей пению является проблема развития музыкального слуха. Наличие музыкального слуха является необходимым условием для восприятия музыки и её воспроизведения.

Детонирование и дистонирование, т. е. фальшивая интонация в музыке, - это в то же время и фальшь содержания чувства. Верность интонации – это активное проявление точности восприятия.

Развивая музыкальность воспитанников, можно добиться положительных результатов и от неверно поющих детей, так называемых «гудошников».

Существует ряд причин, влияющих на плохое пение таких детей:

- слабо развитый музыкальный слух;

- нарушение координации между голосом и слухом;

- отсутствие певческого опыта навыков пения в коллективе (сольно);

- вредные привычки при пении – крикливость, подражание пению взрослых;

- стеснительность и связанная с этим неуверенность в пении;

- вялость и, наоборот, чрезмерная возбудимость характера;

- излишняя активность;

- отсутствие интереса к певческой деятельности.

Неправильности пения во многом содействует плохая артикуляция. Дети, при пении песен едва открывают рот, почти не двигают губами, нечетко произносят слова и отдельные слоги и буквы. Опыт работы показывает, что многие дети начинают верно петь, как только они научатся хорошо открывать рот, протяжно петь гласные и четко произносить согласные.

Бывает и так, что произвести звуки нужной высоты мешает ребенку общая его вялость, пассивность. Особенно это проявляется при пении звуков в восходящем движении, которое требует активной работы голосового аппарата и большой собранности всего организма.

Встречаются дети тихие, застенчивые. Они робеют и смущаются, когда педагог  предлагает им спеть песню отдельно от других, они еще не привыкли к этому. От смущения они теряются и поют невнятно, неуверенно, неточно. Достаточно бывает ободрить ребенка, и он начинает петь более уверенно и правильно.

Обучать детей следует параллельно в трех интонационных группах.

К  первой группе можно отнести детей, которые поют правильно. В нее входят дети, которые могут петь правильно совершенно самостоятельно, без чьей бы то ни было помощи, и дети, которые верно поют лишь с опорой на звучание инструмента или голоса педагога.

Ко  второй группе – следует отнести детей, которые лишь приблизительно воспроизводят звуковысотный рисунок мелодии. Неуверенно и неточно поющие дети этой группы нуждаются при пении в постоянной поддержке голосом музыкального руководителя  или игрой на инструментах. При этих условиях они поют значительно увереннее и точнее.

К  третьей группе – следует отнести детей, которые по тем или иным причинам совсем еще не умеют верно петь. Эти дети не могут даже приблизительно петь песни. Они либо сочиняют какую-то свою мало выразительную мелодию на текст данной песни – иногда громко, отрывисто, иногда невнятно, почти шёпотом. При этом совершенно не выполняются мелодический рисунок песни.

Дети последней, третьей группы представляют наибольшее затруднение для педагога. Многие из них первое время развиваются медленно и с трудом. Поэтому надо держать их в поле своего зрения, неустанно добиваясь развития их слуха и голоса.

Начиная уже с четырех-пяти лет необходимо приучать детей петь без помощи взрослого, поддержки инструмента, формируя устойчивую интонацию. На начальном этапе этой работы целесообразно использовать наиболее простые попевки и песенки с легкозапоминающимся текстом и мелодией. Наиболее удобное для детей постепенное движение мелодии.

Песенный репертуар, предусмотренный программой, не в полной мере способствует развитию певческого голоса и слуха каждого ребенка, так как он не позволяет учитывать индивидуальные особенности детей той или иной группы. Наиболее рациональным видом работы, отвечающим требованиям индивидуального подхода к детям, являются певческие упражнения, которые должны быть важной частью педагогического репертуара. Необходима система упражнений, использование таких упражнений, которые развивали бы у детей эмоциональную отзывчивость, заинтересованное отношение к упражнениям и пению в целом. Обеспечить последовательное развитие певческого голоса каждого ребенка может комплекс упражнений, основанный на материале народного музыкального творчества – как наиболее близком и доступном детскому возрасту. Использование музыкального фольклора позволяет ввести в процесс обучения элементы игровых ситуаций, что дает возможность разнообразить процесс обучения.

Мелодический материал народных песенок, потешек основан на повторяющихся, часто встречающихся мелодических оборотах. Пропевание такого материала способствует закреплению этих оборотов в мышечной деятельности гортани, что в свою очередь обеспечивает более быстрое усвоение песенного репертуара. Использование игровых приемов  способствует активизаци обучения пению. Эти приемы помогают сохранить интерес к разучиваемому материалу при многократных пропеваниях, поддержать интерес детей на занятиях.

Уже на этапе дошкольного возраста голоса детей имеют разную природу, их можно разделить на три типа: высокий, средний, низкий. Каждый из них имеет свои особенности, зоны удобного звучания и отличаются друг от друга на «тон» от высокого к среднему, и от среднего к низкому. Поэтому вся вокальная работа должна вестись с учетом типа голоса каждого ребенка в группе. Дети должны петь песни в удобных для них тональностях, в этих условиях они поют чище, свободнее, красивее.

Индивидуальный подход в процессе обучения детей пению имеет особое значение, поскольку именно певческая деятельность характеризуется ярким проявлением индивидуальных особенностей и качественным своеобразием музыкального развития детей.  Индивидуальный и дифференцированный подход к певческой деятельности создает положительную развивающую среду для активного полноценного участия в ней детей и обеспечивает их наиболее оптимальное певческое развитие.

Индивидуальный подход предполагает постоянное варьирование заданий на занятии, использование заданий различной сложности. Для одних детей использование заданий повышенной сложности, для других – временно-облегченное (использование таких приемов, как поощрение, подбадривание; применение заданий, заранее рассчитанных на успешное выполнение), таким образом, каждый ребенок выполняет то задание, которое ему посильно.

Индивидуальный подход осуществляется на основе диагностики их певческого и общего развития, которое проводится обычно в начале года: выявляется тип голоса, уровень развития звуковысотного слуха, чистота интонирования, певческий диапазон.

С учетом полученных данных выделяются подгруппы детей, различные по уровню певческого развития.

Подгруппа «А»  объединяет детей, имеющих чистую интонацию, развитый диапазон певческого голоса, легко справляющиеся с заданиями. В работе с этими детьми ставится задача дальнейшей активизации их певческой деятельности и с этой целью – использование заданий повышенной сложности.

Подгруппа «Б» объединяет детей, которые хорошо справляются, но усваивают материал в более медленном темпе, у них отсутствуют навыки самостоятельных действий. В работе с этими детьми ставится задача активизации детей, формирование навыков самостоятельной деятельности – побуждение к самостоятельному пению, пению без помощи взрослых, детей; поддержки инструмента.

Подгруппа «В» объединяет детей с неразвитым слухом, с неразвитой координацией между голосом и слухом, ограниченным диапазоном певческого голоса, фальшиво поющие дети. При работе с детьми этой полгруппы ставятся задачи постепенного развития музыкального слуха детей, координации между слухом и голосом, достижение естественного звучания детского голоса, расширения певческого диапазона.

Каждая подгруппа детей участвует в работе всей группы и получает свои специальные задания. Если работа с использованием индивидуального и дифференцированного подхода ведется последовательно, систематически, то к концу года отмечается продвижение детей в более развитые подгруппы.

Успешность обучения пению во многом зависит от знания и учета индивидуальных особенностей певческого и психического развития детей.

Обобщая музыкально - педагогический опыт можно выделить следующие приемы индивидуально-дифференцированного подхода:

1) пение фраз песен по подгруппам;

2) пение без сопровождения;

3) постоянное усложнение и вариативность певческих заданий;

4) игровые приемы (в основном, в форме «эхо»);

5) чередование пения «вслух» и «про себя»;

6) моделирование направления движения мелодии;

7) выполнение песен с простейшим ритмическим сопровождением на детских музыкальных инструментах;

ДЕТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Индивидуальный дифференцированный подход в изобразительной деятельности»

Индивидуальный – дифференцированный подход в ИЗО. Обучение на занятиях осуществляется в условиях одновременной работы воспитателя со своей группой детей. Но одновременное обучение всех детей груп...

Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Зачастую педагоги ошибочно используют понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход" как синонимы. Уточним сущность указанных понятий."Личностный подход"...

«ИНДИВИДУАЛЬНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ»

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является в...

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

Методическая разработка на тему: "Реализация принципа индивидуально-дифференцированного подхода педагогической деятельности воспитателей и специалистов по подготовке к грамоте (профилактика нарушений оптической дисграфии)".

В данном материале раскрывается понятие индивидуально-дифференцированного подхода, направления работы по профилактике оптической дисграфии и представлены игры для детей старшего дошкольного возра...