Мастер-класс «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания» конспект
план-конспект
Мастер-класс
«Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2.docx | 63.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Приморский детский сад»
Мастер-класс
«Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
Воспитатель Бальжанова А. А.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер - классе. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего мастер класса я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу». (На столе разложены фрагменты пословиц). Звучит тихо музыка родительский дом.
Показываю первую часть пословицы, (вторые половинки пословиц на экране вразнобой).
Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание)
Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание)
Родной край - сердцу рай (патриотическое воспитание)
Ребенок без матери — что стол без скатерти.
Маленькие дети — руки болят, большие дети — сердце.
Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста (семейное воспитание).
А теперь давайте мы посмотрим на экран правильно ли вы назвали? (Слайд)
О каком воспитании говорят пословицы.
- Итак, уважаемые коллеги, теперь можно сделать вывод, о чём мы сегодня будем с вами говорить – о нравственно-патриотическом воспитании. Тема моего мастер класса: «Игра - как средство нравственно - патриотического воспитания» (слайд тема).
Ещё недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решён. И вот теперь мы сталкиваемся с явлением, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые не имеют чётких очертаний. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.
Актуальными для старшего дошкольного возраста является игры сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и дидактические игры. В сюжетно-ролевой игре мы взаимодействуем с детьми через окружающую жизнь, через обыгрывание литературных произведений.
В подвижных играх мы развиваем у детей двигательную деятельность, приучаем соблюдать правила поведения. Через театрализованные игры мы учим детей имитировать характерные действия персонажей. Но особо хочу уделить внимание дидактическим играм, которые способствуют умственному, нравственному, эстетическому развитию.
Существует большое количество разнообразных игр, нацеленных на развитие гражданской позиции у молодого поколения. Я предлагаю вам игру, которая называется «Россия». (Слайд со словом).
Описание: на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию: какая первая буква в слове Россия….- теперь назовите слова.
Р - родная, родина, Русь, русская
О - особая, одна, огромная
С - сильная, смелая, страна
С - свободная, славная, стойкая
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая, я.
Данная игра даёт представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.
Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми разного возраста, является игра «Угадай право».
Вам будет нужно сопоставить права человека с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу). Какое право обозначено в данной песне - право на отдых.
2. (в траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идёт речь в данной песне?- право на жизнь.
3. песня (По секрету всему свету расскажу)- право на не распространение информации.
4. (Буквы разные писать)- право на образование.
5. песня (А может быть ворона) - право на собственное мнение.
6. песня (Три поросёнка) — право на жилище.
Данная игра используется на воспитательных мероприятиях, помогает детям закрепить знания о правах человека.
Вы все люди достойные, умные, и мудрецы говорят: «хочешь изменить мир - начни с себя».
(Слайд). Перед вами «Древо честности». Сейчас соберу плоды с вопросами и предложу вам ответить на них.
Когда в последний раз я…»
-испытывал гордость за свою страну
-сделал что-то хорошее для своего родного края
- испытывал гордость за свой народ
-соблюдал обычаи своего народа
-отстаивал честь своей Родины
-был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания.
Детям можно задавать ещё другие вопросы.
Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.
Также применяю в работе пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Цель: развитие тонкой моторики пальцев рук, формирование представлений у детей о природе родного края.
Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!» (Т. Сикачева.)
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля. (Поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди).
Следующая игра, которую можно предложить детям, называется «Синквейн». Предлагаю ознакомиться с правилами. (Слайд).
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два слова;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово.
Что пишется в каждой строке?
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Перед вами модель написания синквейна. Слова Патриот
Патриот.
Преданный, отважный.
Сохраняет, прославляет, поддерживает.
Отстаивает интересы государства.
Герой.
Второй пример:
Патриот.
Убежденный, надежный.
Изучает, анализирует, описывает.
Призывает других любить Родину.
Человек.
Третий пример:
Патриот.
Смелый, умный.
Развивает, улучшает, мотивирует.
Подает пример окружающим.
Активист.
Я предлагаю всем вам вместе составить синквейн к слову Россия.
1. Россия.
2. Могучая, великая.
3. Побеждает, развивается, не сдается.
4. Страна, в которой мы живем.
5. Родина.
1. Россия.
2. Многонациональная, огромная.
3. Богатеет, помогает, процветает.
4. Государство в Восточной Европе и Северной Азии.
5. Страна.
1. Россия.
2. Священная, любимая.
3. Не сдается, славится, защищает.
4. Была провозглашена независимой республикой.
5. Отечество.
Уважаемые педагоги, в заключение своего мастер – класса предлагаю поиграть в игру «Наполним душу ребѐнка». Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую
жизнь человека. А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу «разноцветными камнями», которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Вы говорите те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребѐнка, а я буду класть камушек в сосуд.
Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества а я опускаю камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю).
Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребѐнка.
А дети наполняют сосуд и называют, какие положительные качества хотят иметь.
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.
Рефлексия
Надеюсь, что показанные мною игры помогут Вам в осуществлении благородного дела - воспитания граждан нашей Родины - России.
Желаю вам в дальнейшем успехов в профессиональной деятельности, здоровья, удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Игры с песком как средство развития эмоций и чувств у малышей»
¢Игра в песок для малышей - это самый доступный и естественный способ самотерапии;¢Взрослый посредствам игр в песочнице ненавязчиво сообщает ребёнку нормы и правила поведения в группе;¢Воспитатели чер...
Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...
Мастер – класс «Игры в рифмы, как средство речевого развития детей с ФФНР»
Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Ведь веселое, смешн...
Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объект...
Мастер - класс «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»
МАСТЕР-КЛАСС«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...
Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...