Консультация для педагогов и родителей. «Психогимнастика для детей дошкольного возраста : развивающие игры и упражнения».
консультация

Сероус Юлия Юрьевна

Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себяи общаются без помощи слов. Кто является автором термина, не известно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.

Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития детей.

Основная цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями.Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведениемсуществует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение:психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений),направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка(как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_i_pedagogov.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов и родителей. «Психогимнастика для детей дошкольного возраста : развивающие игры и упражнения». Подготовила: педагог-психолог МАДОУ №57 «Бусинка» село Дальнее Сероус Юлия Юрьевна 2021г.

Слайд 2

Определение понятия «психогимнастика». Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Кто является автором термина, не известно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание. Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития детей. Основная цель – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять. В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение: психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Слайд 3

Направление психогимнастики Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена: -на обучение элементам техники выразительных движений, -на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств -на приобретение навыков в саморасслаблении . Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Особое значение М.И. Чистякова придает положительным эмоциям ,поэтому все этюды и игры в содержании психогимнастики включают эмоции радости. Психогимнастика помогает детям: -преодолевать барьеры в общении, -лучше понять себя и других, -снимать психическое напряжение, -дает возможность самовыражения. Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Слайд 4

Занятия состоят из трех фаз. Первая фаза – это снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, растерянности, удивления). Третья фаза – заключительная, направлена на закрепление чувства принадлежности к группе. Занятия строятся по определенной схеме : 1. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразить изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического довольства и недовольства. Модель выражения основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. 2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций . Цель – моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности, привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно. 3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Цель – коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций. 4. Фаза психомышечной тренировки. Цель – снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.

Слайд 5

Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет) Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Выразительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед. Что там происходят? (для детей 5 – 6 лет) Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочке. «Что там происходит?» – подумала она, но ближе подойти не решилась. Выразительные движения. Голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. П о з а. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела. Собака принюхивается (для детей 6-7 лет) Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Слайд 6

Этюды на выражение удивления Удивление (для детей 4-5 лет) Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. Круглые глаза (для детей 6-7 лет) Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок». Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаз были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

Слайд 7

Этюды на выражение удовольствия и радости Карлсон (для детей 5-6 лет) Ведущий предлагает детям отгадать загадку: Мой дом – у вас на крыше! Я каждому знаком! И мой пропеллер слышен Над вашим чердаком! (М. Танич ) Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон. Выразительные движения: 1. Надуть щеки. 2. Улыбаться. Встреча с другом (для детей 6 – 7 лет) У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу! Выразительные движения: объятие, улыбка.

Слайд 8

Маме улыбаемся (для детей 3-4 лет) Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся –вот так! Маме улыбаемся –вот так! Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.1-я строчка – хлопают в ладоши. 2-я строчка – разводят руки в стороны ладонями вверх. 3-я строчка – гладят по кругу свои щеки. 4-я строчка – опускают руки и улыбаются. Вкусные конфеты (для детей 3-4 лет) У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки». Мимика: Жевательные движения, улыбка.

Слайд 9

Этюды на выражение страдания и печали Старый гриб (для детей 6 – 7 лет) Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу. Я так устал (для детей 5-6 лет) Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку своих ног и говорит: - Я так устал, я очень устал. Звучит музыка Д.Г. Тюрка «Я так устал». Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены. Золушка (для детей 5 – 6 лет) В зале звучит музыка М. Воловаца «Золушка и принц» (отрывок). Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку. Выразительные движения. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.

Слайд 10

Этюды на выражение страха Лисенок боится (для детей 3-4 лет) Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Гроза (для детей 4 – 5 лет) За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка М. Раухвергера «Гром» Выразительные движения. Голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище. Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 – 4 лет) Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

Слайд 11

Психогимнастика помогает ребенку: -проще общаться со сверстниками, -легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства другого. У него вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Ребенок осознаёт, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Он учится справляться с жизненными трудностями. В ходе занятий психогимнастикой дети изучают различные эмоции, возможность ими управлять. Благодаря подобным методикам: -преодолеваются барьеры в общении детей; -снимается психическое напряжение; -развивается лучшее понимание себя и других; -создаются возможности для самовыражения ребенка.

Слайд 12

Курсы по психогимнастике дают ребенку возможность: -просто общаться с одногодками, -легко выражать свои чувства, -свободно понимать чувства других, исключить невротические проявления (неуверенность, страхи), развивать позитивные черты характера (доброту, смелость, честность, уверенность. Применение метода психогимнастики оказывает положительное влияние на эмоционально-психическое здоровье ребенка. В своей книге «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» авторы представили методику организации занятий психогимнастики , три полных конспекта («Игры гномиков», «Магазин игрушек», «Встреча с Бабой Ягой») и три схемы занятий («Цирк», «Зоопарк», «Дождевые червячки»), которые можно использовать в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста. В данном пособии разработки авторов методики дополнены семнадцатью конспектами занятий и сгруппированы в комплект.

Слайд 13

Список использованной литературы: 1. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н.Башлакова . – Мн.: Технопринт , 2005. 2. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В.Крюкова , Н.П.Слободяник . – М.:»Генезис », 1999. 3. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры / В.М.Минаева . – М.:АРКТИ, 1999. 4. Семенкова, С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–7 лет / С.И.Семенкова . – М.: АРКТИ, 2002. 5. Хухлаева , О.В. Лесенка радости / О.В.Хухлаева . – М., 1998. 6. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова . – М.: Просвещение, 1995. 7. Яковлева, Н. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Яковлева . – Спб: Валерии СПД, 2001.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для работников дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста «Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательн...

Консультация для педагогов и родителей: «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно ...

Методическая рекомендация для педагогов на тему "Психогимнастика для детей дошкольного возраста"

Методическая рекомендация, направленная на освоение знаний материала по психогимнастике, а также приложение большой картотеки занятий с детьми....

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого...

Консультация для педагогов и родителей "Игровая деятельность детей дошкольного возраста"

laquo;Игровая деятельность детей дошкольного возраста»Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевые игры для детей – это необязательно специально продуманный сценарий. Это только на первый вз...