Доклад "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
материал

Пыжьянова Светлана Викторовна

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon modelirovanie.ppt2.64 МБ
Microsoft Office document icon modelirovaniedlya_razvti_yarechi.doc30 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы я использовала геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд 3

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: - предметные картинки силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд 7

Листопад (для детей подготовительной группы) Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.

Слайд 12

Смышленый ёжик и дождик. Жил-был ёжик. Однажды он захотел погулять с друзьями. Внезапно начался дождь, до друзей было еще далеко идти и ёжик решил переждать дождь под большим листом. Долго он сидел, а дождь так и не прекращался, грустно стало ёжику и тут в голову ему пришла интересная идея- зашить облака. Он взял нитки и иглу ,встал на холм и зашил облака. Ёжик был удивлён, что дождь перестал капать. Облака рассеялись и появилось яркое, лучистое солнышко. Ёжик очень обрадовался и пошел к друзьям. Настя Ч.

Слайд 15

РЕЗУЛЬТАТЫ: Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты: 1. Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы. 2. Научились проявлять творческую активность, самостоятельность. 3. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков. 4. Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года. 5. У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.



Предварительный просмотр:

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные  понятия ( звук, слово, предложение, текст), научиться с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что – либо. Опорные схемы -  попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во – первых, ребенок – дошкольник очень пластичен, и легко обучаем, но для них так же характерна .быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во – вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: Когда учишь записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики; В – третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Наглядное моделирование это: опорные картинки схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы и т.д.

Опорные картинки – это : Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа – описания.

Схемы и мнемотаблицы , в наше время часто мы сталкиваемся с тем, что детям не под силу составление рассказов глядя только на картинки и вот здесь появляется необходимость использования мнемотехники.  Мнемотехника – в переводе  греческого  « искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры  рассказа, и, конечно развитие речи.  С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

     Развивать связную и диалогическую речь.

     Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи  по мнемотаблице.

      Обучать правильному звукопроизношению.

       Знакомить  с буквами.

      Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

       Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память( различные виды).

Чтобы овладеть моделированием, как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изменения – овладение системой умственных действий. В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают: обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей; использование и создание разных видов условно – схематического изображения реальных предметов и объектов, умение ориентироваться в пространстве  по его схематическому изображению;  умение создавать план реального   пространства ( план комнаты, участка, улицы и пр.). Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложение. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению.  Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.

Мнемотаблицы – это графическое  или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.  путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно предать условно – наглядную  схему. Схема служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : строение рассказа.  Мнемотаблицы и схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию  связной речи детей.

Пересказ – вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в передаче ребенком содержания прочитанного текста. Ему  принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят, всех действующих лиц то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении  предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Такие мнемотаблицы можно подготовить к любому рассказу самостоятельно.

 Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что наглядное моделирование, а конкретно мнемотехника является действенным методом в обучении детей. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»

« Моделирование- как средство развития связной  речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников

В данной консультации педагоги могут актуализировать свои знания и по-новому взглянуть на свою профессиональную деятельность, применив данный метод в работе с  воспитанниками....