Конспект НОД по ознакомлению с искусством "Весенние мотивы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Серебрякова Наталья Владимировна

Конспект НОД "Весенние мотивы"

 Цель: ознакомление дошкольников с пейзажной живописью.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с картиной Левитана «Весна. Большая вода», закрепить представления детей о весенних пейзажах и художниках (Саврасов, Грабарь, Левитан),  продолжать учить видению художественного образа в единстве содержания и языка пейзажной живописи (особенности цветовой гаммы, создающей радостное, приподнятое настроение, особенности композиции).

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом их восприятия; развивать умение соотносить поэтический образ с художественным образом; развивать композиционные умения детей при составлении пейзажей; обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами (контраст, перспектива, цветовой тон).

Воспитательные: воспитывать у детей художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №9» г. Приозерск

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

по ознакомлению  с искусством

на тему: «Весенние мотивы».

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Составила: воспитатель Серебрякова Наталья Владимировна.

2021 г.

Цель: ознакомление дошкольников с пейзажной живописью.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с картиной Левитана «Весна. Большая вода», закрепить представления детей о весенних пейзажах и художниках (Саврасов, Грабарь, Левитан),  продолжать учить видению художественного образа в единстве содержания и языка пейзажной живописи (особенности цветовой гаммы, создающей радостное, приподнятое настроение, особенности композиции).

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом их восприятия; развивать умение соотносить поэтический образ с художественным образом; развивать композиционные умения детей при составлении пейзажей; обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами (контраст, перспектива, цветовой тон).

Воспитательные: воспитывать у детей художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Оборудование: репродукции картин: Саврасов «Грачи прилетели», «Ранняя весна», Грабарь «Последний снег», Левитан «Подснежники», Левитан  «Весна. Большая вода»; музыка Чайковского «Март», Рахманинов «Весенние воды».

Раздаточный материал: 4 листа формата А-3, заготовки для аппликации пейзажей, клей, салфетки.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

     Ребята, давайте сегодня мы отправимся в картинную галерею.  (Подходим к стенду с репродукциями). Посмотрите, что здесь случилось: злая волшебница Клякса навредничала, и добавила лишние детали на картины художников. Что нам сделать? (Убираем лишние детали). Давайте назовем картины, которые мы расколдовали.

Картина Саврасова «Грачи прилетели»,

Картина Левитана «Подснежники»,

Картина Саврасова «Ранняя весна»,

Картина Грабаря «Последний снег».

Ребята, о чем все эти картины? (о природе)

К какому жанру живописи они относятся? (к пейзажу)

Какое время года изображено на этих пейзажах? (весна)

Какой период весны изображен? (ранняя весна)

Весна очень разнообразна и каждый художник видит ее по-своему.

Сегодня мы познакомимся с еще одной картиной, присаживайтесь на стульчики.

(Картина Левитана «Весна. Большая вода» на магнитной доске, закрыта от детей). Наша земля прекрасна во все времена года. Но есть в природе время, когда она пробуждается от зимнего сна и все живет ожиданием тепла и солнца. Это время называется весна. Весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники – свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чем я буду читать.

(Тихо звучит музыка Чайковского «Март»).

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

                                      Ф. Тютчев

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

                                   А.Пушкин.

           Вы увидели весну? Расскажите, что вы увидели.

Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней? Сейчас мы посмотрим, как о весне рассказал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину), дети рассматривают.

         Расскажите о ваших впечатлениях от картины. (Нравится – не нравится).

Что же интересного увидел художник? Художник увидел весенний разлив реки, затопившей пологие берега. Это явление называется «Половодье». А вы такое видели? Полая вода – значит большая вода, когда реки вскрываются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, привольно, бескрайне разлилась вода, кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло-голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки, их белизну подчеркивает яркая зелень ели и темный ствол старого дерева (художник использовал цветовой контраст). Тени от деревьев удлинены, отражаются в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. Это «удвоение» мира делает пейзаж загадочным, призрачным.

      Представьте, что вы оказались внутри картины. Расскажите, что вы чувствуете, принюхайтесь, прислушайтесь. (Выслушиваются ответы 2-3 детей).

      Что изображено на переднем плане слева? (Лодка) Она стоит у берега.

     Как вы думаете, чья это лодка, кто на ней приехал?

     Что вы видите на дальнем плане? (Избы, амбары, оказавшиеся в воде).

     Как художник показал перспективу? (Лодка вблизи большая, а домики вдали     маленькие)

     А есть ли на картине солнце? Как вы узнали? (Оно не нарисовано, но по теням от деревьев можно увидеть.)

    Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?

    С помощью чего художник передает настроение в картине? (с помощью цвета).

    В каких тонах изображена картина? (холодных и теплых)

    Назовите, какие цвета использовал художник, чтобы передать радостное настроение?

    Как бы вы назвали эту картину?

    Художник Левитан назвал ее «Весна. Большая вода».

    О чем бы вы спросили художника?

А сейчас послушаете музыку Сергея Рахманинова  «Весенние воды» (отрывок) и передайте эту музыку в движении, представив себя легким весенним ветерком, солнечным лучиком, березкой, облачком, скользящим по небу.

     

       Ребята, я предлагаю вам самим стать художниками и составить весенние пейзажи из  отдельных деталей. Дети расходятся к столам по 5-6 человек, составляют пейзажи из деталей.

Напомните, с чего нужно начинать составлять композицию?. (С линии горизонта) Не забывайте про перспективу.

        По окончании работы садимся на стульчики, анализируем получившиеся аппликации, повторяем название картины и художника, с которой познакомились.

Обсуждаем, что больше всего понравилось на занятии. Договариваемся, что в следующий раз мы будем рисовать весенние пейзажи.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности "По мотивам сказки В. Сутеева "Кораблик"

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)  детей проходит  по мотивам сказки В. Сутеева «Кораблик» с просмотром мультфильма и последующей беседой о способах изображения персонажей, ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект ООД (осн. обл. Познание) по мотивам сказки "Репка" в средней группе

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений...

Конспект ННОД художественное творчество (рисование) «Северные мотивы».

Конспект ННОД художественное творчество (рисование) «Северные мотивы».Программные задачи.   Дать детям представление об особенностях декоративно-прикладного искусства народа севера (саами) –...