КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
статья

Ковалёва Анна Филипповна

В статье затронута тема актуальности экологического воспитания дошкольников. В структуре экологического воспитания автор выделила  познавательный, эмоциональный, практический аспекты.Она отметила, что коррекция речевых нарушений дошкольников с нарушениями  речи  посредством  экологического  воспитания направлено как на развитие речевой деятельности,  так и на формирование  эмоционально-нравственного  отношения  детей  к  окружающей природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

Ковалева А.Ф.

воспитатель МБДОУ д/с № 12 «Ивушка»

       В  современной  мировой  действительности  достаточно  актуальной  проблемой  является  взаимодействие  человека  с  природой. Человек не может существовать вне биосферы, но при этом результаты его деятельности в большинстве случаев приводят к нарушению экологического равновесия, в связи с чем, огромную роль играет  экологическое  образование,  начальным  уровнем  которого  является дошкольный возраст.

      В первую очередь отметим, что в настоящее время со стороны детей  часто  наблюдается  небрежное  и  даже,  жестокое  отношение детей  к  природе,  что  конечно,  можно  объяснить  как  негативным примером взрослых, так и отсутствием у детей элементарных  экологических знаний.

Система экологического знания, адресованная дошкольникам, включает представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых  живых  существах  со своими  потребностями, находящихся  в определенном  равновесии  и  взаимосвязи  со  средой  их обитания.

     В  рамках  экологического  образования  дошкольников  рассматривают экологическое воспитание дошкольников, под которым понимается  формирование  у  человека  экологических  представлений  и  знаний,  которые  проявляются  в  эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды [4].         Основной  задачей  экологического  воспитания  в  дошкольном возрасте является формирование экологической культуры,  целенаправленного  формирования  системы  экологических  знаний,  умений, навыков, развитие ответственного отношения к природе [6].  Безусловно,  экологическое  воспитание  способствует  не  только  развитию  познавательной  и  эмоциональной  сферы,  но  и  нравственному становлению личности. В структуре экологического воспитания можно выделить  познавательный, эмоциональный, практический аспекты [3]:

  • Познавательный  аспект  предполагает  формирование  системы  элементарных  научных  экологических  знаний,  доступных  пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; – формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
  • Эмоциональный аспект предполагает  воспитание бережного,

заботливого отношения к миру природы; развитие чувства сопереживания к объектам природы.  Сформировать у детей гуманное отношение  к  природе  возможно  через  сострадание,  сопереживание, впечатлительность  и  эмоциональную  отзывчивость,  являющимися возрастными особенностями дошкольников.

  • Практический  аспект  предполагает  формирование  экологически грамотного поведения; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе;  участие детей в посильной для них деятельности. Экологическое воспитание детей с нарушениями речи имеют свои особенности. Помимо решения выше обозначенных задач, при знакомстве  детей  с  природой  должен  быть  поставлен  акцент  на морфологических  и  выразительных  особенностях  речи  детей,  на формировании  умения  грамотного  речевого  употребления  слов  и  рассказывания  о  явлениях  природы,  составления  творческих  рассказов на экологические темы.

Экологическое воспитание дошкольников имеет комплексный характер  и  предполагает  взаимосвязь  познавательно-исследовательской,  игровой,  изобразительной,  театральной  деятельности. В  процессе  первично-ознакомительных,  углубленно-познавательных, игровых экологических занятий детей знакомят с внешним видом животных и растений, с особенностями поведения в среде их обитания. Эффективны  экологические  сказки,  ориентированные  как  на развитие  фантазии,  мышления,  памяти,  воображения,  так  и  решение  речевых  задач,  обогащения  словарного  запаса,  развития  связной речи, умения правильно выражать свои мысли. И  дидактические  игры,  ориентированные  на закрепление представлений о предметах и явлениях природы, умении  вычленять,  группировать  и  сравнивать  отдельные  признаки предметов, что способствует развитию речи детей.  

      Экологическое воспитание дошкольников с нарушениями речи  эффективно  с  использованием  наблюдения  за  представителями растительного  и  животного  мира:  за  деревьями,  птицами,  насекомыми,  в  связи  с  чем,  достаточно  целесообразны прогулки,  экскурсии,  в  процессе  которых  детей  знакомят  с  этими  особенностями. Как  результат,  у  детей  развивается  наблюдательность,  возникает интерес к природе и бережное к ней отношение.

     Экологическое воспитание тесно связано с литературной деятельностью, в частности с чтением художественной литературы о природе, в первую очередь, стихотворений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, произведений К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина и других писателей и поэтов.

     Крайне  важно  в  рамках  дошкольного  учреждения организовывать практическую деятельность детей, привлекая их к участию в уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов, заботе о зимующих птицах. Безусловно, экологическое воспитание дошкольников немыслимо без участия  родителей, так как  только благодаря такому сотрудничеству можно достигнуть поставленной цели. В связи с этим следует использовать родительские собрания и беседы, дискуссии, совместную организацию определенных мероприятий.

     Таким образом, коррекция речевых нарушений дошкольников

с  нарушениями  речи  посредством  экологического  воспитания направлено как на развитие речевой деятельности,  так и на формирование  эмоционально-нравственного  отношения  детей  к  окружающей природе.

Список литературы.

1.  Кадырова  Р.  М.  Проблема  экологического  воспитания  дошкольников  в  современной  педагогической  теории  //  Педагогическое  мастерство:  материалы  V  Междунар.  науч.  конф.  (г.  Москва, ноябрь  2014  г.).  –  М.:  Буки-Веди,  2014.  –  С.  160-162.  –  URL

2.  Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.

3.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 336 с. 5

4.  Рыжова Н.А.  Экологическое  образование  в  дошкольных

образовательных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова.  –

М.: Карапуз, 2009. – 227 с.

5.  Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию  дошкольников.  Старшая  группа  /  П.Г. Федосеева.  –  Волго-град: ИТД «Корифей», 2009. –  96 с

6.  Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин..– М.: Смысл, 2005. — 186 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"

Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...

«Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ   Цель: Развивать речь дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи:-Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-...