Методическая разработка. Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Воздух и его свойства»
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности  «Воздух и его свойства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_i_ego_svoystva.odt13.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности  «Воздух и его свойства»»

Автор-разработчик: Широкова Маргарита Александровна воспитатель ГБДОУ детского сада №12 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.

 Длительность мероприятия: 25 мин.

Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.

Задачи: 1 .Речевое развитие:

- Обогащение активного словаря;

  1. Познавательное развитие:

-Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
-Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- Формировать любознательность;

-Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
-Развивать умение делать выводы.

3.Социально-коммуникативное развитие:

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Развивать эмоциональную отзывчивость;

 4. Художественно-эстетическое развитие:

- Развивать предпосылки целостно-смыслового восприятия и понимания мира;

5. Физическое развитие:

- Совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом физкультминутки;

- Совершенствовать навыки дыхательной гимнастики.

Предварительная работа.

рассматривание картины, выявление объектов на картине, установление связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами.

Материалы.

Использование ИКТ, картинки, флешка.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, на каждого ребёнка; духи, чеснок, музыкальные духовые инструменты, полиэтиленовые мешочки, трубочки, камешки, резиновая игрушка.

 Примерный ход занятия:

 Воспитатель: Ребята ,а можно мне с вами поиграть, а для начала   поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
— А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: — Надо его посильнее надуть.
В: — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: — Воздух.А воздух который мы выдыхаем называется Углекислый газ.

Посмотрите ,что это на шарике ??7

Можно я вам прочитаю?

 Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что это? Дети: Воздух


Воспитатель: А вы хотите  узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает?.
Ребята, А как называются люди, которые проводят исследования?

Вы хотите быть исследователями?

А вы знаете где  исследователи проводят различные исследования и опыты? Они  работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. Давайте еще раз повторим ??? А сейчас ты Женя повтори…..
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.

 Хорошо?

Воспитатель: Я предлагаю пройти в нашу лабораторию, (дети подходят к столу стоят во круг него). 
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете, что вы вдохнули?
Дети: Воздух
 
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.

А давайте мы с вами попробуем его увидеть?
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель: А давайте в этом убедимся??? Знаете как ? .

Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой).

 Мы откроем пакет и  взмахнем

Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный.

Я вам предлагаю немного отдохнуть

И сделать дыхательную гимнастику

Дыхательная гимнастика.

Шарик мой воздушный

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!

Поднять руки вверх, вдох. Медленно вниз – выдох «ш-ш-ш».

Расположимся на ковер.


ОПЫТ № 2. (воздух не имеет запаха)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.  Возьмите коробочку, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет Дети берут и поределяют на запах (апельсин, лимон, чеснок).

Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали, только Антон ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Антон ничего не почувствовал, потому что его коробочка пустая,там ничего нет. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.



Продолжим работу в нашей лаборатории.»  
ОПЫТ №3 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух перемещаться?
Давайте это проверим. Возьмите для этого каждый по камешку, палочке и соломинке. Разложите перед собой и подуйте на них. Что вы обнаружили?
Дети: Мы увидели, что соломинка отлетела далеко, палочка немного передвинулась, а камешек, остался лежать на месте.
Воспитатель: Да, ребята, воздух сам передвигается и вместе с собой переносит другие предметы. Легкие предметы воздух переносит без труда, а совсем тяжелые предметы, он не может перенести.
Вспомните, пожалуйста, Как называется движение воздуха в природе? (ветер) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? Ветер бывает сильный и слабый.
Вывод: Значит, воздух может перемещаться.

 

  В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

    

 А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.


Предполагаемый результат: Освоение детьми
 представлениями о воздухе и его свойствах с помощью опытно- экспериментальной деятельности.

Дальнейшая работа:  Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»

Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...

Педагогическая находка. Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Методическая обработка по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"....

ООД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) в младшей группе. Тема « Свойства бумаги».

ООД по познавательному развитию(познавательно-исследовательская  деятельность)в младшей группе.Тема « Свойства бумаги»....

методическая разработка "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы, через экспериментирование"

Основной цельюопытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности. Детское экспериментирование это один из методов обучения и развития естественнонаучны...