Зимние посиделки
материал

Борзенкова Екатерина Валентиновна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimnie_posidelki.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДЕТСКИЙ САД №2566 Г. МОСКВЫ

Конспект занятия

по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа

Тема: «Зимние посиделки»

                                     

Выполнил: воспитатель

разновозрастной группы

Борзенкова Е.В.

Москва 2013

Задачи: Приобщать детей к истокам народных традиций: познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание, закрепить знания о малых фольклорных жанрах, умения играть в народные игры. Развивать речь, память, воспитывать интерес к старине, патриотические чувства, желание показать своё умение и творческие способности.

Обогащение словаря: Промысел, гардероб, холст, завалинка, подзор, покос, жатва, пичужки, талант, предки.

Предварительная работа: Разучивание малых фольклорных жанров, игр, знакомство с вышивкой, разучивание песен, ручной труд - вышивание с детьми швом «верёвочка».

Материал для занятия: Макет русской избы, небольшая выставка ремёсел – вещи вязанные, украшенные вышивкой, плетение и др.; наборы для вышивания (ткань, натянутая на пяльца, игла, цветные нитки «мулине», клубки, подбор русских народных мелодий в аудиозаписи, сушки, чай, самовар.

Ход занятия.

Воспитатель: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть. Вам ли сегодня туманиться да печалиться.

Всех ребят приглашаю на праздник старинный, который посиделками называется. Садитесь дети (сидят полукругом).

В старину

На завалинках, в светёлках

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как!

В «Смешинку», в «Коршун»,

«Ручеёк», «Горелки»!

Ах, все игры хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

А теперь –

Быт людей отмечен веком

Поменялся старый мир.

Нынче все по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить!

Вот есть и начало. А доброе начало, как говориться, половина дела!

Принесла я вам, ребята, забавушек на всякий вкус: кому – считалку, кому – загадку, кому – скороговорку, кому – игру, а кому – ремесло.

Ребята, в старину зимой на посиделках, когда не было работы в поле, люди собирались в чьей-нибудь избе. Пожилые и молодые плели корзины, лапти, вязали, ткали, пряли, вышивали. Нередко за рукоделием и пели.

Сейчас мы с вами представим, как это было.

Приглашаю заняться вышиванием Леру, Колю, Арину, Лизу. А мы, ребята, будем петь и посмотрим, как ловко вышивают они, как спориться работа в их руках. «С песней труд спорится» - говорят в народе.

(дети размещаются за столом с вышивкой).

Остальные дети поют песню «А я по лугу».

Воспитатель: Ну что, ребята, с песней вам веселее работалось?

Дети:

(садятся на свои места)

Воспитатель: Мы, ребята, познакомились с одним из самых древних в нашей стране художественных промыслов – вышивание.

Увлечёт вас вышивка или нет – кто знает, но расскажу вам немного истории.

С давних времён сеют на нашей земле лён, ткут из него холст на ткацком станке. А из холста шьют одежду. Небогатый гардероб был у наших предков – сарафан, рубаха, порты. На сундуках скатерть, полотенце на зеркало, подзор на кровати – всё изо льна. И все одного цвета – белого. Но вот взялась русская женщина за иголку да за цветную нитку. Вышила. Легла на крестьянский стол расшитая скатерть – и в избе светло стало. Стало нарядным и полотенце. Ни одно событие без полотенца не обходилось. И свадьба, и рождение. Хлеб-соль гостям на расшитом полотенце подавали. Одна другой краше выходили девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты их сарафаны, у парней рубахи тоже вышивкой украшены. Самые лучшие наряды надевали деревенские жители на покос да на жатву – хлеб убирать с поля считалось праздником. Ну и, конечно, на другие праздники и на свадьбу. Трудная задача доставалась невесте: ни одну долгую зиму просиживала она за иголкой да за пяльцами, готовя своё приданое. Не завянут цветы и узоры на ткани. Вот какое волшебное свойство таится в вышивке. (Показ работ с вышивкой).

Ой, мне ведь надо печку затопить.

(Воспитатель берет поленья) Да здесь, на каждом полене пословицы о труде, да о мастерстве написаны.

(Воспитатель читает) «Делать как-нибудь (дети договаривают: никак не делать)».

(Воспитатель читает) «С ремеслом (дети договаривают: не пропадёшь)».

(Воспитатель читает) «Не игла шьёт (дети договаривают: а рука)».

(Воспитатель читает) «Дело (дети договаривают: мастера боится)».

(Воспитатель читает) «Землю красит солнце (дети договаривают: а человека труд)».

(Воспитатель читает) «Без труда (дети договаривают: не вытащишь и рыбку из пруда)».

(Воспитатель читает) «Скучен день до вечера (дети договаривают: коли делать нечего)».

(Воспитатель читает) «Делу время (дети договаривают: потехе – час)».

Воспитатель: Молодцы. Тогда оставлю я эти поленца, да другим детям расскажу.

На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец и швец

И на дудочке игрец!

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведёт.

«Делу время, потехе – час» - правильно вы, ребята, подметили.

Вот очередь пришла и для игр-забав.

Смешные диалоги в лицах

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да творят насмешки!

1. Конкурс «Кто расскажет смешные диалоги?».

Дети:

Воспитатель: Молодцы.

А сейчас вызываю шустрых, да ловких для игры «Кто быстрее смотает клубочек?».

(Подготовка) Воспитатель вызывает.

Понятно заданье – начинай соревнованье.

2. Игра (повторяется 3-4 раза).

Воспитатель: Молодцы.

А сейчас поиграем все в любимую игру «Ручеёк».

Будем весело играть, себе друга выбирать.

(Звучит русская народная мелодия «Из-под дуба», дети играют).

Воспитатель: Молодцы ребята. Садитесь.

Вот на очереди для вас считалки.

Ты считалку расскажи,

Свою смекалку покажи.

Дети:

3. Конкурс считалок.

Воспитатель: Молодцы.

А теперь я буду говорить считалку. А вы передавайте друг другу бубен. На ком остановится считалка, тот загадывает загадку.

(Воспитатель дает бубен) Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам.

4. «Игра с бубном».

Воспитатель: Хорошо играли, загадки все были разные.

А кто из вас скороговорки говорить горазд?

(Воспитатель предлагает)

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

Маша кудри распустила, солнце их позолотило.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Вставай Архип – петух охрип.

Дети: (проговаривают).

Воспитатель: Молодцы.

Выходи играть, плетень заплетать!

6. Игра «Плетень».

Воспитатель: Вот как весело у нас, ноги сами рвутся в пляс!

А вот играми сыт не будешь. На посиделках гостей угощали. Чем же мне вас угостить?

Я вас чаем угощаю, за стол приглашаю.

(Чаепитие) Чай горячий – наша сила, украшение стола. Приятного аппетита!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.

Непосредственно образовательная  деятельностиь проводится   для детей   среднего дошкольного  возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...

зимние посиделки.

Знакомство детей с народными праздниками....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...

Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"

Конспект музыкального развлечения...

«Зимние посиделки у Арины».

Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Воспитывать любовь к народной культуре....

«Зимние посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие у детей интереса к традициям и культуре своего народа.Формирование художественного вкуса ребёнка посредством фольклорного слова, народных песен и хороводов.Воспитание у детей духовной нравств...

Открытое занятие "Зимние посиделки".

Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель)....