Права ребенка
план-конспект занятия (старшая группа)

Тимохина Кристина Сергеевна

Задачи:

- познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках;

- развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prava_rebyonka.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3»

Конспект НОД

(по формированию у детей основ правового воспитания)

«Права ребенка»

(познавательное развитие)

                                                                                Составитель: Тимохина К.С.

                                                                                                   

   Задачи:

познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках;

- развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

   Материалы и оборудование: иллюстрации с использованием ИКТ, ноутбук, шляпа.

   Предварительная работа: подбор и чтение художественной литературы,  русских народных сказок; чтение стихотворения  В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»; беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц; рассматривание первого документа ребенка - свидетельства о рождении.

Ход НОД

   Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей. А как же возникли права?

   Воспитатель: Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: На что они имеют право и на что не имеют?

   Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

   А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенцию о правах ребенка». (слайд№1). И сегодня мы говорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

   Воспитатель: Теперь рассмотрим, какие есть у вас права.

– Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь. (слайд№2). Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? (Ответы детей)

Правильно, благодаря вашим родителям.

   Воспитатель: Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто никогда не может лишить ребенка жизни.

Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. Фамилию, имя и отчество записывают в специальный документ, который называется Свидетельство о рождении. (Показывает детям документ)  Имя отличает человека от других людей. Поэтому имена у всех разные. (слайд№3).

   Воспитатель: Знают, знают все на свете, Знают взрослые и дети- Имя каждому дано, И у каждого одно!

- Как вы думаете, что это за право? (Ответы детей).

- Правильно. Право на имя.

   Воспитатель: Зачем нам нужно имя? (ответы детей-чтобы нас не перепутали, различали).

   Воспитатель: Какие имена носят ваши друзья (ответы детей)

   Воспитатель: Знаете ли вы, в честь кого назвали вас (ответы детей)

   Воспитатель:  Ребята, скажите мне, какая обязанность есть у всех людей, связанная с этим  (ответы детей- называть друг друга по имени)

Игра «Шляпа знакомств»

   Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

   Воспитатель: Молодцы! Я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

   Воспитатель: А теперь поговорим о семье.

- Я люблю свою семью: Маму, папу я люблю,

  Люблю деда и бабулю,

  И щенка, и кошку Мусю!

  Все, кого я так люблю,

  Имеют право на семью.

   Воспитатель: Как вы думаете, о каком праве я говорю? (ответы детей)

   - Правильно. Право ребёнка на жизнь в семье рядом с папой и мамой.  Ребенок имеет право на семью. (слайд№4). Семья-это самое дорогое, что есть у нас. Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка напоминает папину походку, цвет глаз может быть у вас, как у бабушки.

   Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

   - А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

   Воспитатель: Молодцы! Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

   Дети:

В семье дружат - живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

   Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

   Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?

   Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры

   Ребенок: Я заправляю постель

   Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома

   Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.

   Воспитатель: А теперь поговорим о праве на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом. (слайд№5).

— Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

   Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых — поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем»

 (Дети загадывают движения, затем к ним подходит Воспитатель)

Дети — Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу!

Воспитатель в роли Человека Рассеянного - А что вы умеете делать?

Дети - Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!

(Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.)

   Воспитатель: А теперь физкультминутка.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

   Воспитатель: Ребята, а как вы думаете - каждый человек имеет право на образование?

(Ответы детей) (слайд№6).

— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

— Где можно получить образование?

(В школе, в детском саду, в училище, в институте)

— Для чего надо учиться?

(Чтоб получить профессию, диплом)

— Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

— В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

 Игра «Продолжи пословицу».

Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжаете.

1. Век живи … век учись.

2. Учиться всегда … пригодится.

3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.

4. Тяжело в ученье – … легко в бою.

   Воспитатель: Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно).

- Какие права нарушил волк, когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь).

- Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»(Право на отдых).

- В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается(Право на медицинское обслуживание).

- Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается(Право на образование).

Воспитатель: Поговорим теперь о праве на жилище. (слайд№7).

— Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

— Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

   Воспитатель: Ребята,  поговорим ещё об одном праве - праве на медицинскую помощь. (слайд№8). Если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Итог занятия:

   Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? О каких правах вы сегодня узнали? (Ответы детей)

   Воспитатель: Ребята, надо знать свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...