Методическая разработка: «Мы - юные хранители природы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ларионова Наталья Владимировна

 «Мы - юные хранители природы»  - методическая разработка, которая  была  создана в рамках участия в городском конкурсе методических материалов по экологическому образованию и просвещению «Я знаю, как помочь тебе, Земля!» в 2019 году, где заняла первое место. Разработка имеет экологическую направленность и расчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических материалов

по экологическому образованию и просвещению

«Я знаю, как помочь тебе, Земля!»

Ларионова Наталья Владимировна

воспитатель

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей №273 имени Л.Ю.Гладышевой

Колпинского района Санкт-Петербурга

дошкольное отделение

Номинация: Экологическое образование и просвещение в дошкольном образовательном учреждении

Проект «Мы - юные хранители природы»

Санкт-Петербург

2018


             В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро, в сложившейся ситуации, встала задача экологического образования, в первую очередь, экологическое образование подрастающего поколения.

          Экологическое образование – уже не новая, но формирующаяся и постоянно развивающаяся область педагогики, активно направленная на поиск путей обновления содержания, технологий, построения новых моделей экологического образования.

         Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.  В этом смысле наиболее эффективной может стать проектная деятельность, включающая научно-методическую работу с педагогами детского сада, систему педагогического взаимодействия с детьми, направленную на экологическое образование, и работу с родителями. Проектный метод позволяет дошкольникам стать активными участниками образовательного процесса, являясь, в то же время, инструментом саморазвития и самообразования детей. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, не только развивает в нём уверенность в своих силах, но и вырабатывает привычку самостоятельно искать пути решения, формирует субъектную позицию ребёнка.  

Актуальность:

          В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. т.к. для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически воспитанные и образованные люди.

         В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте. В более старшем возрасте поменять мировоззрение и изменить представления человека чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание развивающейся личности.

Цель: Повысить уровень экологического сознания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к миру природы, формирование экологической культуры и экологического сознания в процессе знакомства с природой родного края;
  2. Формирование представления об опасных для природы действиях человека, о способах сохранения и восстановления окружающей среды посредством использования проектной технологии;
  3. Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
  4. Подведение ребёнка к осознанию собственного «Я», как части природы.

Решение поставленных задач наилучшим образом осуществляется через проектную деятельность.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 5 - 7 лет, работники дошкольного отделения, родители воспитанников.

Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский.

Этапы проекта:

Аналитический, подготовительный –

  1. Проведение мониторинга по выявлению уровня экологической воспитанности детей;
  2. Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно-развивающей среды;
  3. Определение цели;
  4. Планирование предстоящей деятельности;
  5. Повышение собственной профессиональной компетенции.

Организационный и основной-

  1. Мотивация воспитанников, стимулирование интереса к поставленной проблеме;
  2. Проведение комплекса мероприятий, включающей совместную и самостоятельную детскую исследовательскую деятельность;
  3. Взаимодействие с родителями.

Заключительный и диагностический-

  1. Заключительный мониторинг усвоение программных задач по экологическому воспитанию;
  2. Проведение праздника-развлечения «Праздник юных хранителей природы».

Ожидаемый результат:

   Повышение уровня знаний детей об экологии, формирование ответственного отношения детей к природе.

   Формы работы по реализации проекта:

  1. Наблюдения, беседы, экологические экскурсии на участке детского сада;
  2. Образовательная деятельность, включение экологической тематики во все виды деятельности;
  3. Познавательное чтение, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, способствующее получению новых, уточнению имеющихся знаний о природе.
  4. Продуктивная деятельность, детское творчество на основе полученных впечатлений от природы.
  5. Практическая познавательная деятельность с объектами природы (опыты и экспериментирования).
  6. Речевая деятельность (вопросы, участие в беседе), обмен информацией впечатлениями.
  7. Создание экологических сказок для детей совместно с родителями воспитанников.
  8. Экологические, подвижные, дидактические игры, игры-путешествия.
  9. Эколого-познавательные акции и праздники.

Время

проведения

Работа с педагогами дошкольного отделения

Совместная деятельность

воспитателя с детьми

Взаимодействие

с семьёй

1 этап- аналитический и подготовительный

1

Август

1. Организация творческой группы педагогов дошкольного отделения по экологическому воспитанию «Экологический калейдоскоп».

2. Определение направлений работы творческой группы.

3. Подбор методических и дидактических материалов.

1. Мониторинг сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

2. Стимулирование интереса детей посредством показа короткометражного мультфильма экологического содержания «Мальчик и Земля»;

3. Беседа с детьми «Планета- наш дом»

4. Начало введения экологических дневников

1. Анкетирование родителей и педагогов на тему: «Экологическое образование в семье».

2. Проведение родительского собрания «Экология и дети. Что нужно знать уже сейчас».

3. Участие в акции «Делаем игрушки из бросового материала»

2.

Сентябрь

Заседание творческой группы по экологическому воспитанию

Тема заседания: «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания».

1. Определение проблематики загрязнения окружающей среды, беседы по данной теме.

2.Чтение художественной литературы по теме (С.Михалков «Прогулка», А. Усачёв «Мусорная фантазия» и др.).

3. Наблюдения в природе с записью в экологический дневник.

4. Дидактические игры экологической направленности.

5.Экспериментирование «Нефтяная речка».

Консультации для родителей об экологическом воспитании дошкольников.

2 этап: Организационный и основной

1.

Октябрь

1.Организация фото-конкурса «Парки и Скверы Металлостроя»

2. Организация выставки детско-родительских поделок из природного материала «Природа и фантазия»

3. Разработка цикла занятий и наблюдений на тему «Природа России», «Наш дом – Земля», «Мусор Земле не к лицу» и опытно-экспериментальной деятельности.

1. ООД «Не загрязняй природу»

«Дети чистой планеты». Художественное творчество: рисование «Не загрязняй природу».

Чтение художественной литературы: Воронкова Л.Ф. «Как человек приручил растения», Дворецкая Т.Н. «Чудесное спасение»,

Фролова Н.Е. «Чудесное путешествие капельки»,

3. Опытно-экспериментальная деятельность «Мусор и земля» (закапывание в почву разных видов мусора с целью дальнейшего наблюдения) с записью в экологический дневник.

Участие в совместном изготовлении альбомов «Краски скверов и парков»

2.

Ноябрь

1.Проведение семинара среди воспитателей дошкольного отделения «Организация экологической деятельности в дошкольном отделении лицея».

2.Организация конкурса кормушек «Поддержит пернатых друзей зимой».

1.Разучивание стихотворения Н. Тюриной «Кормушка».

2.Цикл бесед на тему: «Правила поведения на природе».

3.Опытно-исследовательская деятельность «Удивительные свойства воздуха и Воды».

4. Сюжетно-ролевые игры «Мы-спасатели природы».

Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц из различного природного и бросового материала.

3.

Декабрь

1.Организация конкурса зимнего оформления участков.

2. Организация акции «Елочка – живи».

1. Работа в экологическом уголке.

2. ООД на темы: «Главная книга природы», «Охраняемые животные и растения России» «Заповедники Лен. области».

3. Беседы: «Сбережём нашу планету для будущего»

4. Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринар», «Лесничий».

5. Чтение И. Токмакова «Мне ёлку купили»

6. Театрализованные игры (игры-имитации): «Изобрази животное из красной книги»

Консультации для родителей «Прогулки на природу – основа здоровья ребенка»

4.

Январь

Изготовление памяток-листовок «Покормите птиц зимой»

1. Наблюдение за птицами зимой

2. Совместная продуктивная деятельность. Рисование: «Деревья в инее». Макет: «Гости у нашей кормушки»

2. Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Мир вокруг нас», «Чудеса в лесу».

3.Игры: «На лесной опушке собрались зверюшки».

4. Чтение художественной литературы: «Приключения сосульки», «Маленький принц».

Участие родителей в распространении памяток-листовок: «Покормите птиц зимой»

5.

Февраль

1.Организация конкурса авторских экологических сказок с иллюстрациями, создание красочного альбома.

2. Организация творческого конкурса среди групп детского сада «Лучший ЭКО-уголок в группе».

1.Чтение литературы художественного и познавательного характера Е. Серова «Зелёная страна», М. Скребцова «Сказки матушки Земли», Э.Ю.Шим «Экологические сказки»

2. ООД «Растения и животные моей республики», «Правила поведения на природе».

3.Беседы: «Чем богата Земля», «Посадим дерево».

4. Игра со строительным материалом: «Зоопарк для редких животных»

Привлечение родителей к созданию авторской экологической сказки совместно с детьми.

6.

Март

1.Организация конкурса «Фоторамка своими руками».

2.Организация цикла занятий и опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Растения – факторы жизни»

1.Цикл бесед: «Человек и его воздействие на природу» (положительное и отрицательное).

2. Опытно-экспериментальная деятельность «Без воды и света нет жизни для растений».

3. Просмотр видеофильма «Неживая природа (воздух, почва, вода) – как факторы, влияющие на функционирование живых организмов».

Чтение стих-я Л. Николаенко «Глаза распахните».

4. Праздничное развлечение «В гостях у Лесовичка»

Привлечение родителей к конкурсу «Фоторамка из природного материала своими руками»

7.

Апрель

1. Организация акций «Чистая среда».

2. Организация экологического праздника: «День Земли».

1.Беседа и наблюдение «Куда девается мусор?»

2.Трудовая деятельность «Спасем землю от мусора»

3.Творческая мастерская «Вторая жизнь отходам» - продуктивная деятельность.

4. Просмотр и обсуждение презентаций на тему загрязнения окружающей среды.

5.Экспериментирование «Свалка и дождь».

Участие в акции на субботнике по благоустройству территории лицея.

2. Участие родителей в сборе макулатуры.

8.

Май

1.Оформление стенда: «Мы – маленькие защитники природы».

2. Проведение круглого стола для воспитателей «Природа и ребёнок»

3. Организация на участках гостиницы для насекомых.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсия по экологической тропе, обучение детей умению определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

2.  Высаживание вместе с детьми семян цветов на групповом участке.

3. Завершение эксперимента «Мусор и Земля» (изучение мусора, закопанного ранее, занесение результатов в дневник, выводы).

1. Участие в озеленении группового участка вместе с детьми.

2. Участие в изготовлении гостиницы для насекомых.

9.

Июнь

Творческий отчёт коллектива о проведённых мероприятиях. Обобщение результатов проведения проекта членами творческой группы.

Продуктивная деятельность: 1.Рисование природоохранных знаков;

2. Изготовление самодельной книги «Жалобная книга Природы».

Участие в составлении «Жалобной книги Природы».

3 этап – заключительный и диагностический

10.

Июль

1. Оформление стенда для родителей с фотографиями по результатам экологического проекта.

2. Итоговое заседание творческой группы «Экологический калейдоскоп»:

Анализ достижения целей и результатов проекта.

Закрепление полученных знаний формулирование выводов с детьми.

Диагностирование уровня экологических знаний по окончанию проекта.

   

Литература:

-Аксёнова З.А. Войди в природу другом. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

-Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2018.

- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006.

- Колпачникова О.В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3

-Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду//Учитель.- Волгоград, 2009.

- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева- М., Мозака-Синтез, 2002. – 128 с.

- Рыжова Н. А. Наш дом природа. М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. Си

-Система экологического воспитания в ДОУ: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработка заня тий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. / авт.сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Смирнова С.Н. Балуева Н.И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: проект "Юные экологи"

Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно  ли ...

Методическая разработка "Клуб юных пешеходов" по обучению дошкольников правилам дорожного движения и формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.

В методической разработке "Клуб юных пешеходов" предложен материал по изучению с детьми старшего дошкольного возраста ПДД: беседы, сценарии мероприятий, дидактические и подвижные игры , худо...

Методическая разработка (сценарий) "Юный эколог"

Методическая разработка (сценарий) совместного мероприятия детей, родителей и педагогов под названием «Юный эколог»....

Методическая разработка мероприятия "Юные космонавты"

Развлечение "Юные космонавты" проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие способствует развитию у детей интереса к космосу, закрепляются знания детей о летчика...

Методическая разработка по ознакомлению с природой и экспериментирование. ТЕМА: «Мир природы».

Цель: расширить и уточнить представления детей о природе Обучающие задачи: ✓ формировать представления детей о взаимодействии живой и неживой природы ✓ учить детей рассказывать о значении солнца и воз...