Статья "Комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающим"
статья

Васильева Елена Николаевна

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kompleksnaya_pomoshch_detyam_s_ovz.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающим».

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля. Необходимо объединение усилий всех специалистов (медиков, специальных педагогов, психологов, социальных работников), которые должны быть направлены не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала. Система ранней помощи реализуется в различных формах: службах ранней помощи, центрах игровой поддержки ребенка, лекотеках, группах кратковременного пребывания, группах коррекционной направленности, инклюзивных группах и т. п.

Основными направлениями работы служб ранней помощи (как основной формы организации раннего комплексного сопровождения) являются:

 • Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех факторов риска в паспорте новорожденного.

• Обнаружение ребенка первых месяцев или лет жизни с отставанием или риском отставания в развитии.

• Направление в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

• Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.

 • Разработка индивидуальной программы развития.

• Медицинская реабилитация (неврологическая, психоневрологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая и др.).

• Психолого-педагогическая работа в условиях семьи и специально организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям ребенка.

• Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование семьи. Координация деятельности всех социальных служб в оказании полного комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития.

 • Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психофизического и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка индивидуальных программ развития.

Основными задачами комплексного  сопровождения детей с отклонениями в развитии являются:

• организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии в целях формирования возрастных психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности;

• разработка содержания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии;

• психолого-педагогическое сопровождение семьи;

 • организация взаимодействия разных специалистов, оказывающих комплексную психолого-педагогическую помощь детям в первые годы жизни с отклонениями в развитии.

Важным аспектом современной системы образования является преемственность образовательного процесса на разных возрастных этапах. Механизм реализации преемственности раннего и дошкольного образования состоит в обеспечении плавного перехода от одного этапа образования к другому, это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка при его переходе от раннего к дошкольному возрасту. Обеспечение преемственности в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста – реализация идей непрерывного образования в жизни человека. В раннем и дошкольном возрасте общая цель воспитания: психическое и личностное развитие ребёнка. Безусловно, применительно к детям раннего возраста речь идёт о предпосылках развития личности. Базис личностной культуры, все качества личности, формирующиеся в дошкольный период, зарождаются еще в младенчестве. Для детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах должно быть организовано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение специалистами разного профиля.

В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей, но к  сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

Инклюзивное образование в ДОУ.

Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс начинается с дошкольных образовательных организаций. Это первая ступень в непрерывной системе инклюзивного образования. Организация инклюзивного процесса в дошкольной образовательной организации является очень важным этапом для заложения основы инклюзивного общества.

В  новом «Законе об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, поддерживаемое Президентом России и только начинающее свой путь в нашей стране инклюзивное образование встречает немало трудностей, связанных с условиями его организации. Реализация идей инклюзивного образования требует значительной подготовки в образовательных организациях как материально-технической, так и психолого - педагогической базы. В первую очередь, образовательные организации должны быть оборудованы и адаптированы к возможностям и потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья (Федеральная Государственная программа «Доступная среда»: пандусы, поручни, тактильные дорожки, цветовая разметка, специально оборудованные санузлы и т.д.). Кроме того, педагоги должны обладать хотя бы базовыми знаниями в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Чрезвычайно важным представляется необходимость психолого - педагогического сопровождения развития всех участников инклюзивного обучения – не только ребенка с особыми образовательными потребностями, но и его родителей, а также педагогов образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

Выступление на конференции 2013 г: "Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)

Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....