Мастер-класс
материал

Врагова Евгения Владимировна

«Блоки Дьенеша как эффективное средство для развития логического мышления у старших дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass2.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции речи №1 «Солнышко» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620 Сахалинская область                                             тел./факс 8(42433) 2-05-52

г. Холмск ул. Победы 3                                                  E-Mail: dou.solnyschko@yandex.ru

Мастер-класс

«Блоки Дьенеша как эффективное средство для развития логического мышления у старших дошкольников»

Воспитатель:

МБДОУ№1 д/с «Солнышко»         Врагова Е.В.

                                        2020г.

Эффективное развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных проблем современности.  Любознательные дошкольники  быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

                        Многочисленные современные детские развивающие пособия игровые пособия–  отличные помощники в обучении детей.

                        Один из самых удачных вариантов на наш взгляд – это методика  Золтана Дьенеша.

        Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.

        Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме. Данное учебное пособие рекомендуется использовать с трехлетнего возраста ребенка. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности. В набор для игры входят 48 логических блоков, которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами. Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, оформленные в желтые, красные и синие цвета. Геометрические фигуры выполнены в большом и маленьком размере, а также в виде тонких и толстых фигур. Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами. Перед тем как приступить к игре с необходимо познакомить малыша с данным дидактическим пособием. Выложите перед крохой набор и предоставьте ему полную свободу действий. Он может перебрать их, потрогать на ощупь, подержать в руках или даже поиграть с ними. После адаптационного периода предложите ребенку выполнить небольшие задания. Например, попросите малыша отсортировать из представленного материала только синие фигуры или распределить фигуры по размерам и толщине.

         Почему я взяла для работы именно эти болки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

        Логические блоки Дьенеша способствуют ускорению процесса развития у  дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений,  У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три или четыре свойства.

        Новизна также заключается в том, что весь материал излагается в игровой форме.  Теоретические знания ребенок получает в контексте практического применения развивающих игр.

 

        К блокам Дьенеша предлагаются альбомы для игр-занятий. Наборы состоят из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников.

Изображения выполнены таким образом, чтобы ребенок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из фигур, в итоге получается объемная картинка.  Также мы создали картотеку и дополнительные карточки для работы с детьми.

        Сегодня  известно большое количество вариантов игр с блоками Дьенеша. Также можно продумывать собственные варианты игр, которые учтут все индивидуальные особенности детей.

 

Для игры необходимо:

 

  • наборы блоков Дьенеша ;
  • схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша.

 

        Главная задача взрослых – запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия. В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.

 

Практическая работа или давайте поиграем

 

А теперь давайте «попробуем» на практике ценность наших игр.

 

Послушайте волшебную сказку.

        Мы попали в город Логических фигур. А для того, чтобы узнать какие фигуры живут в нашем городе, давайте отгадаем загадки без слов.  Посмотрите, у нас на карточках знаки – свойства, той фигуры, которую надо найти:

  • эта фигура синяя, у нее нет углов;
  • эта фигура желтая, у неё четыре угла, стороны разной длины;
  • мы ищем маленькую фигуру, она красного цвета, толстенькая и у неё три угла.  

А теперь узнаем где живут наши фигуры:

                Раньше Блоки жили в коробке, им там было тесно и темно. И они переселились в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. А мы с вами расселяя блоки, называем номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т. д.

        В  городе Логических фигур должен состояться карнавал. Каждая наша фигурка – синий круг, желтый кирпичик, красный треугольник. Давайте каждой фигуре поможем набрать свою команду. Наша задача разложить по цвету все фигуры; усложнение – разложить фигуры по форме, величине.

Поможем жителям посадить красивую клумбу:

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей.

        

         Вам понравилось в гостях у фигур. Но пришло время возвращаться домой.

По схеме составляем автобус.

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

 

Вот и сказке конец! Кто играл, тот молодец!

До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...