ПРОЕКТ «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
проект

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_syuzhetno_-_rolevye_igry.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Звездочка»

г. Соль - Илецка

ПРОЕКТ

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Провела: Н.А.Туркина

2020г.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в огромный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

( В.А. Сухомлинский)

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.

Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных морально-нравственных взаимоотношений детей.

В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.

Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребёнка: выбор места для игры, подбор и изготовление атрибутов к игре, распределение ролей.

В игре закрепляются умения, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется определённое отношение к людям, к труду, приобретаются первоначальные знания об окружающей жизни, складывается характер.

Данный проект представляет собой систему работы по формированию положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевой игры.

Актуальность данной проблемы вызвана потребностью педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребёнка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирование нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими их людьми.

Проблема: 

Отсутствие у детей знаний, умений и практических навыков в развитии сюжетно-ролевой игры, низкий уровень развития речи, бедный словарный запас. Одна из актуальнейших проблем – шаблонность игрового замысла, низкий уровень познаний детей об окружающем мире, не сформированы навыки и привычки правильного поведения в игре.

Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детей в детском саду.

Новый подход в педагогическом руководстве воспитательным процессом предусматривает решение следующих задач:

  • Повышение профессионального мастерства педагога.
  • Знание им психологии ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Правильное педагогическое руководство взаимоотношениями детей,
  • Чёткая организация и проведение всевозможных игр воспитывающих у детей такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость.

Тип проекта: практико-ориентированный проект.

Масштаб проекта: долгосрочный (1год).

Участники: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

Вид проекта: творческий.

Основание для разработки:

* Проект позволяет объединить усилия семьи и дошкольного учреждения с целью развития личности ребёнка, его коммуникативных качеств, инициативности, самостоятельности, а также помогает раскрыть индивидуальность малыша в разных социальных ситуациях.

* Проект обеспечивает достижения конкретных результатов:

- комплексный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;

- социальную, индивидуальную, коррекционно-развивающую направленность, способствующую стабилизации эмоциональной сферы дошкольников, снижению у них агрессивности, тревожности, неуверенности в себе;

-проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Цель проекта:

  • Создание условий для развития коммуникативных качеств детей через сюжетно – ролевые игры и различных видов игровой деятельности.

Задачи проекта:

  • Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.
  • Закреплять и углублять знания об окружающем, используя игру, как средство познания мира.
  • Развивать у детей стремление получать знания опытным путём, поддерживать стремления ребёнка активно вступать в общение.
  • Формировать навыки коллективной игры: (умение договариваться, распределять роли, отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия).
  • Воспитывать у детей доброжелательные отношения к взрослым, сверстникам - партнёрам по игре.
  • Обогащать речь детей, активизировать словарный запас, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх.

Этапы реализации проекта

Первый этап 

-Уточнение представлений детей об окружающем, определение знаний детей и уровень их возможностей (т.е. их личный опыт на который может опереться педагог).

-Исследование правил и норм поведения детей в совместной игре.

-Создание условий по развитию коммуникативной сферы; (формирование детского игрового коллектива, воспитание у детей уважения друг к другу, чувства справедливости, честности, дружелюбия).

Второй этап (теоретическая подготовка).

*Изучение требований ФГОС, подбор методической, художественной и детской литературы, создание проекта.

*Для достижения намеченной цели и задач возникла необходимость в создании психологических условий, для эмоционального комфорта каждого ребёнка и развития его личности. Вовлечение родителей в образовательный процесс для эффективности развития психических процессов как основы интеллектуальной готовности к школьному обучению.

В работе с детьми использовала следующие методы и приёмы педагогического руководства игрой:

-Наблюдения за окружающим, использование имеющегося опыта детей;

- Чтение литературных произведений;

- Просмотр детских телепередач;

- Организация игр:  «Семья»,  «Стирка»,  «Детский сад»,  «Кафе», «Парикмахерская»,  «Магазин»,  «Моряки»,  «Пираты»  и др.

-Проведение бесед, обсуждение, показ, объяснение, поощрение, индивидуальные беседы;

-Совместные с детьми игры (сюжеты, которые создаются по мотивам сказок, небольших рассказов);

-Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают трудности или, наоборот, быстро и с лёгкостью справляются с заданиями;

-Игры с предварительным планированием (заранее определяется тема, роли, игровые действия, события и их последовательность);

-Совместное придумывание, рассказывание (парой детей, группой) рассказа или сказки, пересказ (по частям, по очереди знакомой сказки);

-Постановка проблемных игровых задач; ситуаций;

-Проведение экскурсий по теме игры, просмотр игры, её обсуждение.

Работа педагога:

Мною была подобрана и изучена литература, составлен план работы, подобран комплекс мероприятий для детей и родителей, создана и оснащена предметно-развивающая среда.

Литература

  1. «Первые сюжетные игры для малышей», Е.В. Зворыгина.
  2. «Игра-это серьёзно». Дошкольное воспитание-2003-№ 6.
  3. «Игра дошкольника», С.Л. Новосёловой.
  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Алёшина Н.В.
  5. Развитие игровой деятельности дошкольников» Калиниченко А.В., Микляева Ю. В.
  6. «Нужно-ли учить ребёнка играть», Меленко В.
  7. Дошкольное воспитание-2005г.- № 4.
  8. «Театрализованные игры в детском саду», Петрова Н.
  9. «Развивающие игры», Обруч-2003 -№ 5.
  10.   Интернет ресурсы.

Развивающая среда

- Оснащение развивающей среды

Эмоциональный комфорт ребёнка - немаловажный аспект внимания педагогов. Дети часто находятся в «плену» эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивному поведению, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Создание условий, рациональное использование пространства способствует снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, профилактике агрессивных проявлений в поведении детей, воспитанию нравственных качеств, веры в добро. Для успешной реализации целенаправленной работы по развитию творческих способностей детей в игровой деятельности были созданы необходимые условия.

 В группе организованы: игровые зоны для мальчиков и девочек; «Парикмахерская», книжный уголок познавательного чтения; театральный уголок ( коллекция разных видов театра; кукольный , пальчиковый, конусный, теневой др.), музыкальный уголок, дидактический стол, зона отдыха, уголок природы, ИЗО уголок, Речевой уголок, Спортивный уголок.

Третий этап (практическая реализация)

На данном этапе работа осуществлялась по следующим направлениям:

- Уточнение и расширение первоначальных детских представлений.

-Изучение, развитие и обогащение игрового опыта детей.

Определение уровня игровых навыков и умений детей

-Обучение детей игре (учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог.)

-Развитие доброжелательных отношений к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры

-Обогащение речи детей, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх.

-Развитие самостоятельности, инициативности, воображения и творчества в играх.

- Накопление и закрепление полученных знаний через занятия, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры.

- Создание и обыгрывание проблемных ситуаций

- Совместное изготовление атрибутов к играм, масок, различных видов театра.

Работа с детьми:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Совместные наблюдения;
  • Экскурсии;
  • Опыты;
  • Рассматривание альбомов, иллюстраций;
  • Чтение художественной литературы.

Занятия, беседы.

Цель: Углублять представления детей об окружающей действительности. Задачи:                                                                                                                            - Продолжать воспитывать гуманные чувства детей.                                                  - На конкретных примерах, (поступках окружающих людей, героев художественной литературы) формировать представление о доброте, честности, справедливости, дружбе.                                                                                               - Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам; хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.

Занятия «Овощи и фрукты на нашем столе», «Елочка – красавица», рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин»,  аппликация «Какие автомобили привозят продукты в магазин».  

Беседа «Из чего готовят кашу», «Откуда хлеб пришел? », «Продукты».

Совместные наблюдения: за работой дворника, повара, мед. сестры, за транспортом и т.д.

Цель: Расширять представления детей о некоторых видах труда.             Задачи:                                                                                                        - Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.                          - Способствовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками.                                               - Научить соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице.

Экскурсии:

Путешествие по детскому саду. «В гости к Доктору Айболиту» (знакомство с кабинетом мед. сестры). Посещение кухни «Секреты повара», Выход на почту «Рассказы почтальона Печкина», Наблюдение за транспортом, трудом взрослых, играми старших детей, посещение театральных представлений.

Цель: Расширять и уточнять представления детей об окружающем.        Задачи:                                                                                                                            - Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни.                                                                                                        - Развивать у детей творческое воображение, формировать взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи.

Дидактические игры:

«Кому, что нужно?», «Кто, где живёт?», «Мамины помощники», «В гостях у сказки», «Профессии»,  пособие «Чудо  – ёлочка» , пособие «Весёлая карусель».

Цель: Формировать умение организовывать игру, исполнять роль, в ходе общения и совместной деятельности способность взаимодействовать друг с другом.                                                                                                                      Задачи:                                                                                                                         - Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Из чего сделано? », «Где это можно купить?», «Чего не стало? », «Что лишнее? », «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши».

Сюжетно-ролевые игры:

«Парикмахерская», «Больница», «Минимаркет», «Стройка»,  «Семья»,  «Стирка»,  «Детский сад»,  «Кафе», «Парикмахерская»,  «Магазин»,  «Моряки»,  «Пираты»   и др.

Цель: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни.                                                                    Задачи:                                                                                                                                      - Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.                                                                                             - Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.                          - Воспитывать доброжелательность умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, справедливо решать споры.                                     - Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, игрушки заместители, конструкторы, строительный материал и др.                                                                                                                   - Воспитывать у детей через игру положительные чувства и привычки.  

Экскурсия в магазин (с родителями) и беседы на тему: «Что я видел в магазине».

Театрализованные игры:

«Теремок на новый лад», «Репка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк».

Цель: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр.      Задачи:                                                                                                                                        -  умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки, готовить необходимые атрибуты к игре, распределять обязанности и роли.           - Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.                                     - Использовать в театральной деятельности теневой, пальчиковый и др. виды театров.

Подвижные игры:

  • Цель: Учить в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, способствующие развитию физических качеств(ловкости, быстроты, выносливости).                                                               Задачи:                                                                                                                             - Учить, справедливо оценивать в игре результаты свои и товарищей, проявлять дружескую взаимопомощь.                                                                                         -  Воспитывать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность. 

Чтение художественной литературы.

Чтение литературных произведений: С. Михалков «Хрустальная ваза», Э. Успенский «Птичий рынок», В. Берестов «В магазине игрушек», Л. Петрушевская «Поросенок Петр и магазин».

Работа с родителями:

Работа с родителями проводилась в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых ДОУ мероприятиях:

На родительских собраниях знакомила с играми, читательскими интересами группы, выявленными в ходе бесед с детьми, освещала имеющиеся проблемы, рассказывая о вреде раннего приучения детей к телевизору, видео, компьютерным играм, о недоступности замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями.

В индивидуальной беседе освещала проблему и успехи данного ребёнка, его способности. Осуществляла педагогическое просвещение родителей по данной проблеме.

Взаимодействие с родителями осуществлялось через:

-совместную деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, праздниках, театрализованных представлениях, оздоровительных праздниках, развлечениях, домашних поручениях.

-оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды: играми, пособиями, игрушками, изготовление атрибутов, костюмов к играм, декораций к театрализованным представлениям и др.

-привлечение родителей к приобретению художественной и познавательной литературы.

План работы с родителями

№ п/п

Формы работы

Сроки проведения

1.

Анкетирование

Октябрь 2020 год

2.

Памятка для родителей с советами по проведению сюжетно – ролевых игр

Ноябрь 2020 год

3.

Консультация:

«Игры и игрушки в жизни ребенка младшего дошкольного возраста в вашей семьи»

Ноябрь 2020год

4.

Консультация: «Игрушка в жизни ребёнка»

Декабрь 2020 год

5.

Консультация: «Общие задачи развития ребенка в сюжетно-ролевой игре»

Январь 2021 год

6.

Консультация для родителей

«О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка»

Февраль 2021 год

7.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр

в течение всего срока реализации проекта

8.

«Круглый стол»

в течение всего срока реализации проекта

Взаимодействие с педагогами: 

1.Консультация для педагогов: «Общие задачи развития ребенка в сюжетно-ролевой игре».

 2. «Круглый стол»- для педагогов по теме проекта.

Четвёртый этап: (результаты практической деятельности)

В результате проведённой работы, дети научились самостоятельно играть, придумывать новые сюжеты игры, фантазировать, комбинируют знания получаемые из окружающего мира, проявляют инициативу: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета, увлечь своими идеями остальных детей группы. Проявляют самостоятельность в выборе и использовании игрушек, предметов – заместителей, с интересом включаются в ролевой диалог со сверстниками, с игрушкой-партнёром. Проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.

Проявляют творчество в театрализации любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев.

В играх с правилами принимают игровую задачу, проявляют интерес к результату, выигрышу.

Умеют словесно обозначать тему игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия. Доброжелательны в общении с партнёрами по игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Статья на тему: " ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ"...

Обеспечение результативности в формировании коммуникативных навыков младших дошкольников через сюжетно-ролевые игры

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Создание игровой среды....

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх»

Игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя. В игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать ч...

Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры

  Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...

Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

    Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»...

Проекта «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

     Проект  Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в  сюжетно-ролевой игреАктуальность проекта....