«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ. ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ».
статья

Мятлева Ольга Александровна

«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ».

 

Учитель-логопед:  Мятлева О.А.

 

     Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

    Сам термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». В нем говорится, что нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику и связанны с социальными условиями 

   Психическое здоровье детей – это широкое понятие, включающее стабильное эмоциональное состояние, способность адекватно оценивать себя и окружающий мир, умение взаимодействовать с людьми, развитую систему духовных ценностей, стремление к развитию и совершенствованию.

   Огромное влияние на психическое здоровье ребенка оказывает среда, в которой он растет и развивается. Причем, значение имеет не только его эмоциональное, но и физическое состояние.

  Так, телесные составляющие психического здоровья (здоровый образ жизни, полноценное питание, баланс физической активности и отдыха) в сочетании с душевными составляющими (отсутствие стрессов, близкие взаимоотношения с людьми, преодоление страхов и тревог, здоровая самооценка, глубокие моральные качества) оказывают благотворное воздействие на психическое здоровье ребенка.

   Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

   Одной из важнейших задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая невозможна при отсутствии его психологического здоровья. В этой связи, в целях сохранения психологического здоровья, в современных условиях возникла острая необходимость эффективной организации психологического сопровождения всего педагогического процесса в детском саду.

    Дошкольный возраст - это один из самых интереснейших возрастных периодов в развитии человека. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование всех психических процессов и личности ребенка, закладывается основа перехода его к не менее важному и сложному возрастному периоду - младшему школьному. Именно подготовка к школьному обучению включает такой компонент как психологическая готовность ребенка.

    Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Условием нормального психосоциального развития ребенка (кроме здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная атмосфера, создаваемая постоянным присутствием родителей или лиц, их замещающих, которые внимательно относятся к эмоциональному благополучию ребенка, беседуют с ним, играют, поддерживают дисциплину, наблюдают за ним, обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. Подчеркивается также, что ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности и независимости, возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. 

Необходимо отметить, что психологические проблемы ребёнка – это не всегда следствие плохих отношений между родителями и малышом. Часто причина скрыта во внутренней неустойчивости дошкольников.

   Психологические проблемы у детей дошкольного возраста возникают под влиянием различных факторов. На данный момент такие проблемы пристально изучаются психотерапевтами и психологами. В целом, существует несколько видов проблем, которые могут возникнуть у детей дошкольного возраста.

Основные проблемы ребенка в дошкольном возрасте

Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:

  • Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
  • Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
  • Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
  • Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
  • Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.

Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.

 

С какими состояниями родители и психологи работают чаще:

  • Тревожность. Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления — неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
  • Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
  • Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией — проявление заботы, внимания, мягкости.
  • Неадекватная самооценка. Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние - самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.

Огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю, педагогу. Работая с детьми, общаясь с ними, взрослый должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, педагог является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с детьми дошкольного возраста. Благодаря взрослому ребенок на данном возрастном этапе учится диалогу с обществом.

Список литературы:

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
  2. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М.: Медицина, 1988.
  3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера». 2000.
  4. Психология здоровья / Под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - (Учебник для вузов).
  5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  6. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под. ред. В.Б. Шапаря. - изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_zdorove_detey.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ».

Учитель-логопед:  Мятлева О.А.

     Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

    Сам термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». В нем говорится, что нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику и связанны с социальными условиями 

   Психическое здоровье детей – это широкое понятие, включающее стабильное эмоциональное состояние, способность адекватно оценивать себя и окружающий мир, умение взаимодействовать с людьми, развитую систему духовных ценностей, стремление к развитию и совершенствованию.

   Огромное влияние на психическое здоровье ребенка оказывает среда, в которой он растет и развивается. Причем, значение имеет не только его эмоциональное, но и физическое состояние.

  Так, телесные составляющие психического здоровья (здоровый образ жизни, полноценное питание, баланс физической активности и отдыха) в сочетании с душевными составляющими (отсутствие стрессов, близкие взаимоотношения с людьми, преодоление страхов и тревог, здоровая самооценка, глубокие моральные качества) оказывают благотворное воздействие на психическое здоровье ребенка.

   Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

   Одной из важнейших задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая невозможна при отсутствии его психологического здоровья. В этой связи, в целях сохранения психологического здоровья, в современных условиях возникла острая необходимость эффективной организации психологического сопровождения всего педагогического процесса в детском саду.

    Дошкольный возраст - это один из самых интереснейших возрастных периодов в развитии человека. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование всех психических процессов и личности ребенка, закладывается основа перехода его к не менее важному и сложному возрастному периоду - младшему школьному. Именно подготовка к школьному обучению включает такой компонент как психологическая готовность ребенка.

    Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Условием нормального психосоциального развития ребенка (кроме здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная атмосфера, создаваемая постоянным присутствием родителей или лиц, их замещающих, которые внимательно относятся к эмоциональному благополучию ребенка, беседуют с ним, играют, поддерживают дисциплину, наблюдают за ним, обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. Подчеркивается также, что ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности и независимости, возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. 

Необходимо отметить, что психологические проблемы ребёнка – это не всегда следствие плохих отношений между родителями и малышом. Часто причина скрыта во внутренней неустойчивости дошкольников.

   Психологические проблемы у детей дошкольного возраста возникают под влиянием различных факторов. На данный момент такие проблемы пристально изучаются психотерапевтами и психологами. В целом, существует несколько видов проблем, которые могут возникнуть у детей дошкольного возраста.

Основные проблемы ребенка в дошкольном возрасте

Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:

  • Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
  • Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
  • Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
  • Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
  • Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.

Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.

С какими состояниями родители и психологи работают чаще:

  • Тревожность. Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления — неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
  • Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
  • Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией — проявление заботы, внимания, мягкости.
  • Неадекватная самооценка. Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние - самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.

Огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю, педагогу. Работая с детьми, общаясь с ними, взрослый должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, педагог является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с детьми дошкольного возраста. Благодаря взрослому ребенок на данном возрастном этапе учится диалогу с обществом.

Список литературы:

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
  2. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М.: Медицина, 1988.
  3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера». 2000.
  4. Психология здоровья / Под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - (Учебник для вузов).
  5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  6. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под. ред. В.Б. Шапаря. - изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Опыт работы «Актуализация проблемы сохранения и развития физического и психического здоровья детей и приобщения к валеологической культуре».

Опыт работы воспитателя высшей квалификационной категории Мамыкиной Н.А.  «Актуализация проблемы сохранения и развития физического и психического здоровья детей и приобщения к валеологическ...

Проблемы физического и психического здоровья детей в современном обществе

Проблемы физического и психического здоровья детей в современном обществе...