Практика сохранения и развития русской традиционной культуры
статья

Практика сохранения и развития русской традиционной культуры

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика сохранения и развития русской традиционной культуры

Е.Е.Ким,

воспитатель муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 46 «Жемчужина»,

г. Южно-Сахалинск, РФ

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, он нуждается в своевременном, грамотном сопровождении окружающей его среды: родителейвоспитателей и т. д. на помощь приходят народные традиции, которые играют важную роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система традиций и обычаев является эффективным средством воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Дошкольный возраст – яркая, непревзойдённо благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребёнок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Хотим мы того или нет, но особенности понимания малышом той или иной ситуации, его поведение и отношение к людям диктуется нравственными ценностями и традициями той культуры, в которой он родился и жил.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры- забавы, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре. К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой.

Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох, народным искусством, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

Развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языкеживописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Исходя из вышесказанного, были выбраны следующие приоритеты:

- Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

- Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички  звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

- В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Важным моментом в формировании традиций в нашем саду - это  проведение праздников, повторяющихся из года в год. К ним относятся Масленица, Новый год, Пасха, Рождество. Во многих группах нашего учреждения стало традиционным делать подарки и мероприятия к Дню матери, 23 февраля, Дню семьи, любви и верности. На таких мероприятиях дети могут видеть своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздникам.

Ежегодно в нашем детском саду проходит осенняя ярмарка – русская народная традиция. Все дружно готовились к празднику. Мы с детьми и их родителями готовили русские народные костюмы, учили песни, танцы, за клички, товары для ярмарки. Бабушки и дедушки, мамы и папы красочно оформляли лавки для продажи, а ребята поделки из природного материала и овощей. Продавцами на нашей ярмарке были как родители, так и дети. На ярмарке были слышны русские народные песни, танцы и интересные за клички. Вот какие за клички слышны были на нашей лавке  и ярмаркиЯрмарка проходит  весело, радостно, задорно. На ярмарках продают и покупают, и чего там только нет? Полным-полно всякого товару! Ещё там устраивались смешные конкурсы. Люди ходят  на ярмарки не только для того, чтобы что-то купить или продать, но и для того, чтобы отдохнуть, повеселиться, встретиться со знакомыми.

Также в нашем садике проводится художественное творчество: декоративное рисование "Славянские узоры на рубашке". Дети учатся  составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.

Формируется  представление о народном костюме.  Аппликация «Русские узоры». Дети знакомятся с русским народным орнаментом, развивается  интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.

Народные игры незаменимы . Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

«Пошла коза по лесу», «Ходи, ходи, хоровод», «С лентой», «Балалайка».

Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц. Развивают  познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию. Пробуждают  интерес к сказкам. Воспитывают культуру речи, учат  детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Также в работе с детьми  используются  народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление.

Для успешного сохранения и развития русской традиционной культуры необходимо следующее: продолжать создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры ;привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс; создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми; устанавливать сотрудничество с другими учреждениями.

Воспитание патриотических качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Список используемой литературы:

1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004.

3. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004.

4. Козлова С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005

5. Козлова С. А Социальное развитие дошкольника. Советы родителям М.: Школьная пресса,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по приобщению их к русской традиционной культуре средствами народно-сценического танца.

Содержание и формы работы по приобщению детей к народно-сценическому танцу равно,как и методы его изучения в детском коллективе, определяются составом этого коллектива и возрастом детей....

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

Проект педагогической технологии развития интереса к русской традиционной культуре детей 5-7 лет на материале народного календаря

  Русский народный календарь представлен разными аспектами  и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могу...

Технологическая карта НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе Раздел: «Человек в культуре» Блок: «Русская традиционная культура» Тема: « Человек и природа»

* Технологическая карта составлена на основе занятия №25 «Человек и природа» блока «Русская традиционная культура», представленного в пособии Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра....

«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с исп. технологии сказкотерапии»

Статья на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской традиционной культуре с использованием технологии сказкотерапии»...

Конспект занятия по русской традиционной культуре. ТЕМА «Жилище русского человека»

                                                   Воспитатель:...

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...