Подборка игр от дефектолога для дошкольников подготовительной к школе группы на летний период
картотека (подготовительная группа)

Тряскова Татьяна Сергеевна

Подборка игр от дефектолога для дошкольников подготовительной к школе группы на летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgot_gr.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации специалиста учителя-дефектолога на ИЮНЬ (подготовительная к школе группа)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Дидактические игры для развития математической
речи дошкольников

«Наоборот»
Цель: развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «высокий-низкий» «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «утро-вечер», «день-ночь» и др.
Методика проведения: Воспитатель бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово противоположное по значению, например: утро-вечер, день-ночь, высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий и др.

«Цепочка слов»
Цель: развивать память, увеличивать словарный запас детей.
Методика проведения: детям предлагается запомнить цепочки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, овал, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой, восьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово цепочки, а остальные вспоминают и произносят дети.
Примечание: при анализе педагог отмечает особенности приведенных цепочек слов: они связаны по смыслу. Такие группы слов запоминаются легче.

«Концовка»
Цель: развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».
Методика проведения.
Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок ... (круглый), дядя Степа... (высокий), мяч... (круглый), соломинка... (тонкая), ствол дуба…(толстый) и т.п.

«Дополни предложение»
Цель: закрепление в речи пространственных представлений: на-в-за-перед, по-под и др.
Методика проведения: Воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, например:
Чашка стоит на … .

 Посуду мы ставим в … .
Ваня сидит на … .

Суп мама варит в … .  

Компот можно варить в … .
Мы повернули за … .

Мы остановились перед …

Игры на развитие пространственной ориентировки.

Игра: «Право – лево»

Цель:развитие пространственной ориентировки.

Воспитатель читает стихотворение.

Стоял ученик на развилке дорог,

Где право, где лево – понять он не мог:

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал,

«Победа» - раздался ликующий крик,

Где право, где лево узнал ученик.

(В. Берестов)

Воспитатель просит детей поднять правую руку, левую руку, закрыть рукой левый глаз, правый глаз, подергать правое ухо, левое ухо и т. д.

«Куда бросим мяч?»

Цель:развитие пространственной ориентировки.

Дети встают в круг. Воспитатель дает задания: «Брось мяч тому, кто стоит перед тобой. Брось мяч тому, кто стоит сбоку от тебя»  и т. п.

Внизу – вверху.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Внизу – вверху.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Игры на развитие мышления

  ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ
(Не всегда ответ в рифму является правильным)
1.Кукарекает  спросонок

Милый, добрый ...

поросенок петух

2.Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ...

мишка белка        

3.Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный ...

бегемот бабочка

 4.  Кто с утра в хлеву мычит?

Я так думаю, что ...

кит  корова

5.Кружевную паутину

Сплёл искусно ...

Буратино  паук

6. В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два ...

рака петуха

7. Очень медленно и тихо

По листу ползёт ...

зайчиха  улитка

8.Нарушая утром тишь,

Распевает в роще...

мышь  соловей  

«Достань мяч»

Цель: закрепить понятие величины, развивать мышление.

Воспитатель играет с детьми, а затем прячет мяч и предлагает его достать. Мяч прячут то высоко, то низко. Сначала мяч лежит высоко на шкафу. Перед детьми стоит задача — принести мяч и продолжить игру. Но мяч лежит высоко, и достать его, протянув руку, невозможно. Здесь важно, чтобы дети смогли проанализировать условия задачи и найти правильное решение. Хочется продолжить игру, но для этого нужен мяч. В обсуждении того, почему трудно достать мяч и как это можно сделать, принимают участие все дети. 0ни предлагают разные способы: подставить стул, достать мяч палкой, подпрыгнуть и т. д.; в поиске средств достижения цели выполняется важная мыслительная задача.

  «Бывает – не бывает»

 Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации:

Кошка варит кашу.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Собака хочет есть.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Кошка бежит за мышкой.

Петух играет на скрипке.

Ветер качает деревья.

Мама готовит обед.

Птичка поет песенки.

Водитель водит троллейбус.

Вода горячая.

  «Кто назовёт больше признаков»

Ведущий называет предмет окружающей обстановки, а игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету.

Игры на развитие

внимания

Игра «Найди лишнее слово».

Ребята, я буду читать слова. Каждая серия состоит из трех(четырех) слов. Три(два) слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Определите слово, которое является «лишним».

Яблоко, огурец, груша.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, рубашка, шапка.

Береза, дуб, земляника.

Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

Ласточка, ворона, курица, сорока. И т.п

Игра «Перекличка-путаница»

Педагог называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом фамилию или имя. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы имя и фамилия.

Игра «Ах, какой я молодец!»

Дети движутся по кругу подскоками.

Педагог: «Я буду называть любые числа. Когда прозвучит число «семь», останавливаетесь, хлопаете в ладоши и произносите: «Ах, какой я молодец!». Затем игра возобновляется».

Игра «Пчёлы».

Педагог: «Вы — пчёлы. Я пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит появился трутень и его надо прогнать — быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звонка предупреждают об опасности — надо спрятаться, присесть. Один звонок — опасность миновала, пчёлы спокойно летают».

Рекомендации специалиста учителя-дефектолога на ИЮЛЬ (подготовительная к школе группа)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

«Ответь на вопросы»

- Какой фрукт не бывает круглым?

- Какой фрукт не бывает твердым?

- Какой фрукт не бывает мягким?

- Какой фрукт не бывает синим?

- Какой фрукт не бывает вытянутым?

- Какой фрукт не бывает сладким?

«Исправь ошибку»

Красный огурец, синий помидор, квадратная капуста, желтый баклажан, круглая морковь, зеленая свекла…

«Овощи или фрукты»

Дети поднимают руки, если взрослый называет фрукт, приседают, если называет овощ (с увеличением темпа)

«Сад-огород»

Подбор слов по ситуативным цепочкам. Взрослый произносит слово «сад», ребенок называет какой-либо фрукт. Взрослый произносит слово «огород», ребенок называет какой-либо овощ.

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений.

 «Назови пропущенное слово»

Цель: развитие речи детей, включение в активный словарь слов: «утро-вечер», «день-ночь».
 Материал. Мяч.

Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

И т.д.

 «Назови пропущенное слово»

Цель: развитие речи детей, включение в активный словарь названий дней недели.

Материал. Мяч.

Ведущий начинает сразу и бросает мяч

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

И т.д.

«С одним обручем» 

Цель: развитие пространственной ориентировки, формирование представлений об отрицании с помощью частицы «не»

Материал: Обручи, фигуры разных цветов.

Вариант 1.

Воспитатель предлагает положить все красные фигуры внутри обруча, все

остальные вне него. Какие фигуры внутри обруча? (красные ).

Вне обруча? (зеленые, желтые). А как назвать их одним словом? (не красные).

Вариант 2.

Воспитатель предлагает положить внутри обруча квадратные фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не квадратные).

«Я скажу, а ты сделай»

(на закрепление умения ориентироваться в частях своего тела). Взрослый предлагает детям выполнить следующие задания.

-Дотронуться правой рукой до левого колена.

-Поднять праву руку вверх, а леву опустить вниз.

-Левой рукой дотянуться до правого уха.

-Левой рукой дотянуться до правого плеча.

И т.п.

Рекомендации специалиста учителя-дефектолога на АВГУСТ (подготовительная к школе группа)

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

«Кто это?»

Летают-….бабочки, осы, стрекозы, птицы…

Прыгают-…кузнечики, зайчики, кенгуру….

Ползают-…муравьи, пауки, змеи….

Жалят-…шмели, осы, пчелы…

«Животное, птица, насекомое»

Дети стоят по кругу. Взрослый поочередно бросает детям мяч и называет обобщающее слово. Ребенок, поймав мяч, называет животное, птицу или насекомое и бросает мяч обратно.

«До, между, после»

Ответить на вопросы:

-Какое время года проходит до лета?

-Какое время года наступает после весны?

-Какое время года проходит между осень и весной?

-Какой месяц до августа?

-Какой месяц между июлем и сентябрем?...

«Путаница»

Понимание логико-грамматических конструкций.

Учебник читает Катю.

Альбом рисует в Маше.

Букварь учится по Ване.

Букет дарит маму.

Букет дарят маме.

Маме подарили букет.

Букет подарил маму.

Букет подарили маме.

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений.

«Морское путешествие»

Представь себе: ты-капитан корабля,

За сто километров отсюда земля,

В твоем подчинении десять матросов,

Две шлюпки на палубе, столько же весел.

Вопрос с подковыркой, лукавить не стану:

Скорей сосчитай, сколько лет капитану.

(Капитану столько же лет, сколько тому, к кому обращен вопрос)

«Реши задачу»

В вазе три ромашки и семь васильков. Сколько ромашек в вазе? (три)

Три брата преподнесли в подарок маме по одному цветку. Сколько цветов получит мама? (три)

У Тани желтый и красный тюльпаны, а у Маши-розовый и белый. Сколько красных тюльпанов у девочек? Сколько белых? (один, один)

Дидактическая игра «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с написанными на них цифрами от 1 до 10.

Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате(по участку). По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Веселые задачи»

Два брата нарисовали по два рисунка. Сколько рисунков нарисовали братья7 (Четыре)

К серой цапле на урок прилетело семь сорок.

Из них лишь три сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок прилетело на урок? (четыре)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль).

Перспективное тематическое планирование работы учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы на второй квартал (декабрь, январь, февраль)....

План воспитательно – образовательной работы с детьми подготовительной к школе группы в летний период

Лето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой, это десятки самых разнообразных игр на свежем воздухе, это большие возможности для ознакомления дошкольников с окружающим миром. ...

Проект «Я и моя семья!» в подготовительной к школе группе на (краткосрочный) период с 05.10.2018- 30.10.2018 г.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и...

Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

Конспект совместной деятельности учителя - дефектолога с детьми с ЗПР по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Насекомые. В гости к пчелке Майе"...

Конспект ККРЗ учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития «Осенние заботы»

План – схема непрерывной  комплексной коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития&la...

Творческий проект флешмоб "Катюша" был осуществлен родителями и воспитанниками подготовительной к школе группе " Ягодки" в период самоизоляции.

МБДОУ Детский сад комбинированного вида N18       Творческий проект флешмоб "Катюша"в подготовительной группе "Ягодки"....

Совместная деятельность учителя-дефектолога с воспитанниками подготовительной к школе группы с использованием игрового набора В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат" "Нетающие льдинки озера АЙС"

Пришла зима в природе и, конечно, в Фиолетовый Лес. Воспитанники старшего дошкольного возраста с большим увлечением переключились на игровой набор "Нетающие льдинки озера АЙС". Данный игрово...