Статья "Создание психолого-педагогических условий в детском саду для сопровождения одаренных детей."
статья

Селяева Ирина Михайловна

В статье рассматриваются условия для сопровождения одаренных детей - наличие программы по развитию одаренности в ДОУ, в которой рассматриваются вопросы подготовки воспитателей по проблеме, создание специальной среды для одаренных детей, проведение диагностической работы по определению одаренности детей, разработка и опробация методики для развития одаренности у детей дошкольного возраста и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Селяева Ирина Михайловна,

воспитатель ГБДОУ детского сада № 36

Московского района Санкт-Петербурга

Irinaselyaeva1968@yandex.ru

Создание психолого-педагогических условий в детском саду

для сопровождения одаренных детей.

   Дошкольное детство – это необычное, особенное, уникальное развивающееся социокультурное явление, чрезвычайно сложное и многогранное. В дошкольном детстве начинает создаваться свое «Я». Именно в этом возрасте проявляются первые признаки одаренности в виде творческих задатков, скрытых потенциалов, которые необходимо развернуть, раскрыть для успешной дальнейшей жизнедеятельности растущей личности.

   Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности, совершенствоваться – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни [1].

   Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного развития ребенка. Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно [2]. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей, педагогический коллектив детского сада сосредотачивает усилия на создание психолого-педагогических условий, направленных на поиск одаренных детей в процессе обучения и воспитания. Следует помнить, что талант нуждается в поддержке. Как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.  Важно научить ребенка трудиться, самостоятельно принимать решения.

   В первую очередь в дошкольном учреждении должна быть программа по развитию одаренности. Цель такой программы: создать психолого-педагогические условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей для удовлетворения социального заказа родителей.

   На каждом этапе реализации программы решаются следующие вопросы:

- теоретическая и практическая подготовка педагогического коллектива к работе с одаренными детьми, например: теоретические семинары «Детская одаренность: признаки, виды, особенности развития личности»,  «Организация работы в ДОУ с одаренными детьми разного возраста», мастер-классы «Развитие творческого воображения у дошкольников»,  привлечение работников культуры для общения с педагогами, досуговые мероприятия «Праздник – безобразник» и т.д.

- проведение диагностики по выявлению разных видов одаренности у детей: художественно-творческой, интеллектуальной, спортивной, детей-лидеров (наличие организаторских и руководящих способностей). В настоящее время существует множество диагностических упражнений на выявление разных видов одаренности, хочется остановиться на тестовых заданиях, которые предлагаются на интеллектуальных марафонах , типа «Умники и Умницы». Для диагностики интеллектуального развития  - методика «Счет», направленная на выявление кратковременной памяти и степени концентрации внимания; методика «Исключения слов» оценивает вербально-логическое мышление;  методика «Опосредованная память» направлена на определение объема смысловой памяти. Для диагностики творческого мышления применяется методика «Дорисовывание фигур», при выполнении ее заданий сразу видно человека с творческим началом.

- разработка и апробация методики развития одаренности у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.

   Освещая данный вопрос, хочется остановиться на организации дополнительного образования в рамках кружковой деятельности в нашем детском саду. Все группы, а их 10, обязательно начинают кружковую деятельность с первой младшей группы.  Темы кружка воспитатели выбирают по своему усмотрению, проводят работу во второй половине дня со всеми присутствующими детьми по разработанной рабочей программе. Конечно, кружковую работу по своему виду деятельности ведут и специалисты детского сада: музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре , учителя-логопеды.

   Еще одной особенностью в работе нашего дошкольного учреждения можно выделить добавление в план воспитательно-образовательной работы в раздел «Совместная образовательная деятельность» большого количества дидактических игр и упражнений на развитие психических процессов, в том числе творческого воображения  и творческого мышления.

   Для развития одаренности дошкольников используются разные формы работы: сотрудничество с социальными институтами детства – школы, Центры детского творчества, театры, музеи и т.д.

   Большое внимание следует уделить внимание изменению и насыщению пространственной  предметной развивающей среды, созданию психолого-педагогического пространства, например: лаборатория «Сказкоград» - ознакомление дошкольников с архитектурой, «Знайкина лаборатория» - познавательно-исследовательская деятельность, «Сенсорная комната» - развитие психических процессов и снятие эмоционального напряжения, тренажерный зал и т.д.

   Полноценное и разнообразное оснащение развивающих центров ДОУ способствует полноценному развитию детской одаренности  и раскрытию потенциала воспитанников в исследовательской, проектной деятельности, творческих способностей одаренных детей.

   Для каждого центра в группе и информационного центра ля родителей разработаны карты по содержанию предметно-развивающей среды, которые изменяются в соответствии с возрастом и потребностями детей.

   Организуется взаимодействие с родителями: оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющих способных и одаренных детей, наработка системы рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучение детей через работу в каждой группе родительского клуба (онлайн); анкетирование родителей с целью определения основных подходов к решению данной проблемы в условиях семьи, создание библиотек научной и практической литературы, организация деятельности консультативного пункта; совместные детско-родительские проекты и т.д.

   С целью стимулирования развития способностей детей осуществляется поощрение их дальнейшей творческой деятельности: создание постоянно действующих выставок, посвященных победителям конкурсов; публикация результатов деятельности одаренных детей на сайте дошкольного учреждения и в средствах массовой информации;  благодарственные письма и грамоты педагогам, родителям дошкольников, проявившим себя в той или иной области; разработка и реализация системы мер  материального поощрения педагогов; участие в конкурсах и фестивалях различного уровня, интеллектуальных играх, создание банка данных и одаренных детей. Также содействуем поступлению детей с высоким уровнем развития творческого и интеллектуального потенциала в специальные классы гимназий и школ с изучением отдельных предметов.

   Выявление одаренных детей должно начинаться в дошкольном учреждении с раннего возраста на основе наблюдения, изучения психологических процессов и дальнейшего развития на протяжении всего дошкольного детства. Профессионализм и ответственность, системность в работе, забота педагогического коллектива о будущем детей является гарантом реализации программы.

Библиографический список литературы.

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. – М.: Знание, 1991 – 79 с.
  2. Саинков А.И. Одаренные дети: особенности психического развития [Электронный ресурс] /А.И. савенков. – Режим доступа: http://www.alitests/ru/odarennye-deti-osobennosti-psihicheskogo.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...

программа "Маленькие умнички" психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

В творческой презентации представлен мой актуальный  педагогический  опыт  «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...

Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....

Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».

Организация работы   по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском  саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...