Проект по выявлению способностей детей дошкольного возраста
проект (младшая группа)

Гребнева Дарья Владимировна

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по выявлению способностей детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники рисования расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».

Актуальность

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется и осуществляется развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Новые подходы в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста формируют изменения традиционных форм работы, которые ориентированы на личность ребёнка, предоставляют ему свободу самореализации, но не исключают обучение. Общие тенденции развития науки и общества свидетельствуют о том, что правомерно обратиться к феномену развития практических умений и творческих способностей в теории и практике организации художественно-практической деятельности ребенка дошкольного возраста.

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.

Цель : выявление способностей, творческого потенциала детей, наиболее полное раскрытие талантов в области изобразительного искусства.

Задачи:

1. Выявление способных обучающихся.

2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

3. Определение форм и методов работы на занятиях, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности.

Виды способностей

  1. Академические способности

- мотивационно – личностные характеристики( Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому)

- способности к обучению(Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов)

2. Творческие способности

- Художественные способности(Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки))

- Вокальные способности(Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух)

- Артистические способности(Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память)

- Конструкторские способности(Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации)

3. Психомоторные способности

- Спортивные способности(Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость)

- Хореографические способности(Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память)

-4.Коммуникативные способности

- Социально-личностные  способности(Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты)

- Лидерские способности(Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию)

Методы  для определения способностей детей:

  1. Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
  2. Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
  3. Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
  4. Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.

Мною было выбрано выявление художественных способностей детей . В проекте приняло участие 38 воспитанников второй младшей группы.

В качестве тестового задания было выбрано задания дорисовывания кругов. Выбор диагностического задания был продиктован следующими соображениями: оно является частью задуманной программы, направленной на развитие детского изобразительного творчества и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и дает детям возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задания должны быть в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить сложности творческого процесса. На альбомном листе бумаги нарисованы графитным карандашом 6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать.


Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.
-Оценка 3(высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.
-Оценка 2(средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).
-Оценка 1(низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.

Результаты проведенной работы по выявлению творческих способностей выявляют:

Высокий уровень у 9 детей.

Средний уровень у 16 детей.

Низкий уровень 13 детей.

Данный проект имеет продолжение: программа по развитию творческих способностей при помощи нетрадиционных методов рисования «Рисовашки». В нём примут участие 9 детей(высокий уровень) ,которые наделяют рисунок оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Данный проект разработан  и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Проект: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных приемов рисования".

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что сл...

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноц...

Проект "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....