Проект "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике"
проект по рисованию (старшая группа) по теме

Гостевская Юлия Александровна

Проект предназначен  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx61.47 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад «Домовёнок»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике

Проект

Гостевская Ю.А.

п.Октябрьский, 2017

Составитель Гостевская Юлия Александровна, воспитатель  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок».

Консультанты:

Архипенко Л.И., заместитель директора муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»;

Дячек С.Н., заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок».

Содержание.

  1. Паспорт проекта………………………………………………………….4
  2. Актуальность проекта……………………………………………………6
  3. Цель и задачи проекта………………………………………....................8                                                                      
  4. Новизна проекта…………………………………………………………..8                                                                                          
  5. Целевые группы проекта…………………………………………………9                                                                            
  6. Ресурсное обеспечение…………………………………………………...9                                                                              
  7. Описание проекта………………………………………………………..10                                                                                        
  8. Ожидаемые результаты проекта………………………………………...11                                                                
  9. Практическая значимость проекта………………………………………11
  10. Список литературы………………………………...……………………..12                                                                  

Приложения                                                                                                      

Приложение 1. Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на 2017-2018 г…………...….13

Приложение 2.Диагностика уровня творческого развития………………. 19

Паспорт проекта.

Наименование проекта

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике

Заказчик проекта

Администрация муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок»

Разработчик проекта

Гостевская Ю.А., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок»

Руководитель проекта

Дячек С.Н., заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Октябрьский детский сад «Домовёнок»

Цель и задачи проекта

Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей старшего дошкольного возраста  с нетрадиционными  способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами  работы  с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми

Сроки реализации проекта

сентябрь 2017 года - май 2018 года

Целевая группа проекта

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители  воспитанников

Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал, предметно-развивающая среда, методическое обеспечение, информационные ресурсы

Описание проекта

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике» долгосрочный, рассчитан на период с 1 сентября 2017 г. по 31 мая 2018 г. Проект носит творческий характер. По количеству участников проект групповой.

Исполнители проекта

- Гостевская Ю.А., воспитатель МБДОУ «Октябрьский детский сад «Домовёнок»

- Воспитанники

- Родители воспитанников

Ожидаемые результаты

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Актуальность проекта.

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, является одним из важнейших средств познания окружающего  мира. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

- вызвать у детей эмоциональный отклик к окружающему миру;

- сформировать у них изобразительные навыки и умения;

- способствовать развитию творческих способностей.

Проблема творчества в истории педагогики всегда была одной из актуальных. Творческие личности нужны во все времена.  В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Современное общество диктует потребность в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить  собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать свои мысли, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования.

Одним из способов решения этой задачи является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста.  Использование  нетрадиционных техник рисования  способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение. Как правило,  дети часто копируют предлагаемый им образец, а нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с  материалами, инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Однако у детей старшего дошкольного возраста еще  не достаточно сформированы графические навыки и умения, что  мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребенок, как будет развиваться его фантазия. В связи с этим,  возникла необходимость облегчить  рисование  с целью создания ситуации успеха у детей, формирования устойчивой мотивации к рисованию. Результат рисования нетрадиционными техниками обычно очень эффективный и не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксу и получать забавный рисунок. Нетрадиционное рисование развивает эстетическое восприятие, фантазию, творческую самостоятельность, дает возможность использовать детям хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, позволяет дошкольникам заниматься рисованием не навязчиво, а с удовольствием; это возможность для детей пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Определению цели и задач проекта способствовали идеи авторов А.В. Никитиной, Г.Н.Давыдовой  «Нетрадиционные техники  рисования в детском саду».

Цель проекта:

Создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

  1. Знакомить детей старшего дошкольного возраста  с нетрадиционными  способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приёмами  работы  с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Новизна проекта.

  1. Проблема развития творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приёмов обучения рисованием нетрадиционными техниками.
  2. Знакомство с таким количеством нетрадиционных техник рисования в нашем ДОУ предполагается впервые.

Целевые группы проекта.

           Проект адресован, в первую очередь, воспитанникам старшей группы и их родителям. Реализация данного проекта поможет повысить компетентность родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, привлечь родителей к совместным творческим проектам.

Ресурсное обеспечение.

Кадровый потенциал.

- Оказание консультативной, методической помощи - Дячек С.Н., заведующая МБДОУ.

-   Ответственный исполнитель – Гостевская Ю.А., воспитатель.

Создание предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изотворчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.

Методическое обеспечение.

1 .Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

Информационные ресурсы.

- Доступ к сети интернет

- Сайт МБДОУ

- Сайт КРИПКиПРО

- Сайт ИМЦ

- Периодические издания («Дошкольное образование»,  «Учимся играя»)

Описание проекта.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через рисование в нетрадиционной технике» долгосрочный, рассчитан на период с 1 сентября 2017 г. по 31 мая 2018 г. Проект носит творческий характер. По количеству участников проект групповой.

Проект состоит из трёх этапов:

  1. Подготовительный  (сентябрь 2017 г.)

    II.       Основной  (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.)

   III.       Заключительный  (май 2018 г.)

Подготовительный этап решает задачи организационного характера:

  • диагностика уровня развития творческих способностей детей;      
  • определение  цели и задач проекта;
  • изучение методической литературы;
  • анализ многообразия художественных техник рисования, выявление подходящих для детей старшего дошкольного возраста;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • разработка перспективного плана работы (см. Приложение 1).

Основной этап проекта предполагает совместную деятельность с детьми:

  • реализация перспективного плана работы по рисованию нетрадиционными техниками;
  • проведение НОД, сотворчество со взрослым;
  • наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми;
  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • коллективное творчество;
  • выставки детских рисунков;
  • консультации для родителей. 

Заключительный этап проекта:

  • диагностика развития творческих способностей детей
  • (см.Приложение 2);  
  • разработка методических рекомендаций по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста;
  • обобщение опыта работы по данной теме на муниципальном уровне.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  • Умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Практическая значимость проекта.

  • Участие в конкурсах детских рисунков на муниципальном и областном уровне.
  • Обобщение опыта работы по теме на муниципальном уровне и распространение в образовательных организациях  района.
  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития творческих способностей дошкольников.
  • Оказание помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное развитие».

Список литературы.

1.Г.Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

2.Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

5.Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся играя”. 

6.Марина Озерова  «О детском рисовании».

7.Развёрнутое перспективное планирование по программе «Радуга». Старшая группа.

Приложение 1.

Перспективный план работы по рисованию в нетрадиционной технике в старшей группе на 2017-2018 г.

Тема (техника)

Цель

Материал

ОКТЯБРЬ

Бабочка

(Печать растениями)

Научить способу получения изображения прижиманием растений разной величины и формы (листочки).

Альбомный лист, кисть, листья деревьев разной величины, гуашь всех цветов, кисть, салфетка, баночка с водой, образцы бабочек

Мой домашний любимец

(Рисование зубной щёткой)

Создать условия для свободного экспериментирования с различными худ. инструментами. Формировать представление о многообразии худ. средств.

Альбомный лист, гуашь, палитра, зубная щётка, кисть, баночка с водой, салфетка

Краски осеннего леса

(Рисование мятой бумагой и поролоновой губкой)

Знакомить с новой техникой рисования мятой бумагой, рисование фона с помощью поролоновой губки. Учить аккуратно набирать краску, наносить оттиски на бумагу. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Альбомный лист, листы бумаги для формирования комочков, палитра, гуашь, кисть, поролоновая губка, баночка с водой, салфетка

Птицы летят на юг

(Набрызг)

Учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

Трафарет птиц, летящих стаей на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, палочка для набрызга, альбомный лист, зубная щётка

НОЯБРЬ

Белка пушистая

(Тычок жесткой полусухой кистью)

Учить технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Развивать умение заполнять рисунок тычковыми движениями  (сверху вниз), тем самым получая пушистую шубку.

Альбомный лист, контур белочки, вырезанный из картона, гуашь, жёсткие кисти, баночка с водой, салфетка

Натюрморт из фруктов

(Свеча + акварель)

Знакомить с техникой рисования свечойНарисованные фрукты «закрасить» свечкой, а затем аккуратно закрашивать лист жидкой краской, получая таким образом фон натюрморта.

Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой

Корзина с грибами

(Печать поролоном по трафарету)

Закреплять умение пользоваться трафаретом.

Трафарет разных грибов, корзины вырезанные взрослым из картона,

гуашь, палитра, палочки с закреплёнными кусочками поролона, салфетка

Осень отражается в воде.

(Монотипия)

Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.

Альбомный лист, акварель, образец пейзажа, баночка с водой, кисть, салфетка

ДЕКАБРЬ

Чудесные превращения кляксы

(Кляксография)

Создать условия для свободного экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс.

Кисть, акварель, баночка с водой, салфетка, трубочка для коктейля

Морозные узоры

(Рисование солью)

Познакомить с техникой рисования солью. Создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании морозного узора (волнистая линия, завиток, перо, пушистая точка)

Цветной картон тёмного цвета, клей, поваренная соль

Раскидистое дерево в снегу

(Рисование ладошками, пальчиками и кистью)

Продолжать закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток (пальцы расставлены в стороны). Закрепить умение дополнять изображение деталями (ветками, снегом)

Альбомный лист, гуашь коричневая, акварель голубая, кисть толстая и тонкая, салфетка, баночка с водой

Маскарадные маски

(Акварель + свеча)

Продолжать знакомить с техникой рисования свечой.

Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой Свеча, акварель, листы плотной бумаги, большая кисть для тонирования, баночка с водой

ЯНВАРЬ

Зайчонок на снегу

(Рисование мятой бумагой)

Продолжать знакомить с техникой рисования мятой бумагой. Развивать наглядно- образное мышление, воображение

Цветной картон тёмного цвета, гуашь, палитра, листы бумаги для формирования комочков, салфетка, кисть, баночка с водой

Береза в снегу

(Тычок жёсткой полусухой кистью,)

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать мятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка

На что похоже? (Аппликация с дорисовыванием)

Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы

Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги

Укрась рукавицу

 (Работа со знакомыми техниками)

Развивать умения самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, печатки, салфетка, баночка с водой, палитра

ФЕВРАЛЬ

Узоры на окнах

(Кляксография)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка для коктейля, баночка с водой, салфетка

Игрушки не простые- расписные (дымковская игрушка)

(Печать штампами разных форм (круг, овал, ромб, точки)  и ватными палочками)

Продолжать учить способу прижимания штампов к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Мисочка,  в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, штампы, салфетка

Ёлочки-красавицы

(Пластилинография)

Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа. Развивать мелкую моторику рук;

Пластилин, стека, белый картон, трафарет ёлочки, образец готовой поделки - шаблон для детей

Две кошки

(Набрызг)

Продолжать учить распылять краску с помощью зубной щётки и палочки, аккуратно не спеша.

Трафарет кошки и шаблон на картоне, акварель, кисть, баночка с водой, салфетка, альбомный лист, Зубная щётка.

МАРТ

Весёлый клоун

(Штампик из картона)

Продолжать учить пользоваться разными штампами и получать занимательные рисунки.

Штампики из картона, гуашь, салфетка, альбомный лист

Цветы для мамы

(Рисование мыльными пузырями)

Учить, разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Формировать из полученного изображения цветы, добавляя кистью листочки.

Алюбомный лист, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть тонкая.

Сказочная птица

(Рисование ладошками и пальчиками)

Закреплять умение использовать ладонь, как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение.

Альбомный лист, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка

Мимоза в вазе

(Рисование ватными палочками + трафарет)

Упражнять в рисовании ватными пальчиками и использовать трафарет вазы, соединять в работе две техники.

Албомный лист, ватные палочки, гуашь, трафареты разной формы ваз, поролоновые кисточки

АПРЕЛЬ

Бабочка

(Монотипия)

Закреплять технику рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое.

Белый альбомный лист, акварель, образцы бабочек, баночка с водой, салфетка

  Придумай и дорисуй

Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.

Листы бумаги с незаконченным рисунком

Яблоневый цвет

(Рисование мыльными пузырями)

Продолжать учить  разбавленную жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу.

Альбомный листа, гуашь, вода, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка, кисть.

Пушистые одуванчики

(Пластилинография)

Совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, работа со стекой.

Картон белого цвета, пластилин желтого и зеленого цвета, стека, салфетка для рук.

Приложение 2.

Диагностика уровня творческого развития.

Задание на дорисовывание пяти кругов.

Детям выдаются альбомные листы бумаги с нарисованными на них кругами одинаковой величины (диаметром 5 см). Предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво. Задания должны в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса, уровень развития воображения.

Выполнение этого задания оценивается по следующим критериям:

1. Продуктивность - количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет количество баллов, полученное ребенком. Так, если в образы оформились все пять кругов, то выставляется оценка 5, если 4, то 4, и т. д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволит определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы в целом.

 2. Разработанность образа -  этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трёхбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей  более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

3.Оригинальность:

Оценка «3» — высокий уровень — ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов .

Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые наделили образным значением все или почти все круги, но допустили практически буквальное повторение.

Оценка «1» — низкий балл — ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

4.Качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания), использование цвета в дорисовывании и раскрашивании изображений может быть оценено по 3-балльной системе.

1 балл — использование при закрашивании 1—2 цветов;

2 балла — использование в рисунках в целом 3—4 цветов;

3 балла — использование при передаче образов более 4 цветов, выразительное решение в целом.

Подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком, всеми детьми группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делится на количество детей в ней).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Консультация для педагогов на педсовет по  речевому развитию дошкольников по теме: "«Современные технологии речевого развития»...