"Чувства добрые..." или... А. С. Пушкин и воспитание в детях душевной красоты
статья (средняя группа)

Шалимова Светлана Николаевна

У каждого из нас - свой Пушкин. У каждого остаются детские воспоминания, в которых Пушкин есть, либо его нет. Как влияет на ребёнка присутствие в его жизни пушкинской поэзии... Можно ли воспитать в маленьком человеке чувство прекрасного, если в дополнение к огромному миру, в котором есть музыка, живопись, красота природы, чувств, отношений, под рукой оказывается томик пушкинской пейзажной лирики или бессмертные сказки поэта? Можно ли обойтись без этого, или всё-таки это важно - сохранение генетического кода русской культуры, в котором имя великого поэта занимает одно из значимых мест. Именно об этом идет речь в статье "Чувства добрые..." или... А.С. Пушкин и воспитание в детях душевной красоты". 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Чувства добрые...» или…
А.С. Пушкин и воспитание в детях душевной красоты

Шалимова С.Н.,
воспитатель, ГБДОУ Детский сад № 36 Московского района,
196158, г. Санкт-Петербург, ул. Пулковская, дом 8, корпус 5, литера А
тел. +7-921-550-37-04,
e-mail: lanasvet.05@mail.ru


«… у каждого из нас -  свой Пушкин,
остающийся одним для всех.
Он входит в нашу жизнь в самом начале
и уже не покидает её до конца»

(А. Т. Твардовский: из эссе «Пушкин».1949.)

       Каждому из нас детство оставило воспоминания, слегка затушеванные пастелью времени и теплые, как спокойное августовское солнце. Они не часто, но всё же приходят к нам, согревая и успокаивая взволнованную житейскими вихрями душу.

Ничего не хочу про запас…
          Кроме разве… уютного детства…
  Убегаю туда… каждый раз…
              Когда хочется… просто согреться…

                                               (Вита Савицкая)

       Мои воспоминания – это тот тёплый, удивительно уютный и сказочный мир, который был создан внутри моей семьи. Это сохранившиеся в памяти кусочки времени, похожие на островки вневременной реальности, в которых до сих пор звучит музыка Чайковского и… живёт поэзия Пушкина. Пушкин был духом нашей семьи, который жил на книжных полках, смотрел на нас с портрета на стене, звучал в рассказах и в стихах, в фильмах и сказках. Для меня маленькой это был именно семейный дух, тесно связанное с мамой божество, говорившее с нами необычным и красивым языком.

       Осознание личности поэта пришло ко мне с моим взрослением, но не изменило того магического ощущения детства, окрашенного уже размытой рекой времени палитрой звуков, образов и эмоций. Со временем жизненные поиски и пробы привели меня в педагогику и мои детские впечатления помогли мне воспринимать поэзию Пушкина как необходимость в воспитании детей. И понимание того, как важно каждому человеку, независимо от возраста, но думающему и говорящему на русском языке, воспринимать явление Пушкина как источник русской духовности и культуры. Именно эту мысль хотел выразить В.Г. Белинский словами: «Всякий образованный русский должен иметь у себя всего Пушкина, иначе он не образованный и не русский». Мы стали растрачивать тот багаж русской духовности и культуры, который породил целую плеяду великих актеров и поэтов, который побуждал молодежь читать стихи Евтушенко, Ахматовой, Асадова, любить свою культуру и гордиться ей. Воспитание высокой культуры чувств, пристрастий, отношений, построенное на русской культуре, очень хорошо показано в произведении Михаила Булгакова «Белая гвардия». Для семьи Турбиных герои произведений А.С. Пушкина стали членами их семьи. Дети воспитывались именно на творчестве поэта, что помогло им вырасти искренними, радушными и честными людьми.

       Но также, как художнику для творчества необходима палитра с красками, кисти, холст и, главное, эмоциональный, чувственный настрой на создание живописного полотна, а точнее, вдохновение, также для воспитания в человеке высокой культуры необходимо многообразие граней красоты, искусства и тоже именно то самое вдохновение. Поэтому можно сказать, что пристрастный, увлеченный педагог продолжает труд божьего промысла в создании душ человеческих. Что сеем, то потом и пожинаем! И ещё… о палитре… Трудно воздействовать на ребёнка одной поэзией, если он глух к музыке, не видит красоты цветка или пейзажа, не испытывает сочувствия, сострадания или обделён чувством любви.

Как объяснить слепому,
           Слепому, как ночь, с рожденья,
  Буйство весенних красок,
Радуги    наважденье?

Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?

Как объяснить бедняге,
Рождённому с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного любовью?

                                    (Юлия Друнина)

       Именно поэтому, чтобы из ребят не получились безэмоциональные, не чувствующие красоту «бедняги», я стараюсь открыть перед ними мир красоты во всем его многообразии. Я работаю с детьми 5-ти лет – возраст, который уже готов воспринимать полноту разнообразия мира, который нас окружает. Это именно тот момент в жизни маленького человека, когда нельзя пропускать «мелочи», приоткрывающие дверь в мир прекрасного. Такими мелочами могут быть солнечный одуванчик среди зелёного ковра травы, звонкое счастливое чириканье воробьёв в тёплый весенний день, крохотная исчезающая неповторимая красота снежинки на теплой и темной варежке. Мир восприятия 5-летнего малыша уже начинает вращаться вокруг таких трогательных моментов, и ребёнок не без помощи взрослого уже готов испытывать более сложные и глубокие эмоции. Поэтому, рисуя, мы слушаем музыку Моцарта и Вивальди, и ребёнок уже непроизвольно отрывает от рисунка руку с кисточкой, чтобы подчиниться ведению мелодии, слушаем музыку, глядя в синеву неба. Дети учатся воспринимать красоту природы и открывать для себя первые штрихи её отражения в пейзажной поэзии Пушкина. И радоваться этим открытиям, если эту радость неравнодушно поддерживает взрослый.

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

                                                (А.С. Пушкин)

«Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». (Н.В. Гоголь). Пушкинская пейзажная лирика легко воспринимается ребёнком, язык поэта предельно прост и доступен. Но всё же, чтобы разбудить в детях эмоциональное восприятие поэзии, я использую выразительные и наглядные средства – фотографии зимней природы, пейзажную живопись (И. Левитан «Март», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» …), музыку русских композиторов (П.И. Чайковский, фортепианный цикл «Времена года», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова…). Ребёнку необходимо не просто пассивно прослушать или увидеть произведение искусства, его нужно научить эмоционально откликаться на его главную мысль, на духовный посыл автора. То же самое и со стихами А.С. Пушкина. Я читаю детям стихотворение, мы говорим о нём, о том, как отличаются своей красотой от нашей обычной речи его строки и как, при её великолепии, она поражает нас и своей простотой:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Картины зимы, нарисованные поэтом, - источник неповторимых образов для развития детского воображения. Например, зима в его стихотворениях – не абстрактное для ребёнка явление природы, а образ живой и почти реальной, весёлой и прекрасно-холодной проказливой волшебницы. Да и бурю поэт представляет как нечто живое, желающее запугать, запутать, обмануть… Здесь слова можно сравнить с красками, которыми художник пишет зимний пейзаж, эмоциональное, голосовое воспроизведение стихотворения даёт полное ощущение музыки образов.    «Что это – поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?». (В. Г. Белинский).

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Или

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

       Пушкин – это уникальная, бесценная возможность развить в детях фантазию, узнать о том, чего дети никогда ещё не видели, и даже о том, что увидеть вообще невозможно, разве что представить себе. Ярким примером необычных образов служит пролог к поэме «Руслан и Людмила», где множество сказочных, невероятных персонажей приводят ребят в восторг, особенно когда они узнают этих персонажей на иллюстрациях к сказкам Пушкина. Персонажи сказок поэтически совершенны вплоть до восприятия их кажущейся реальности – царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, белка-чудесница… Погружаясь в мир сказки, ребёнок начинает примерять к себе близкие ему черты персонажа и вот уже в сюжетно-ролевой игре появляется новое воплощение царевны Лебедь или Золотой рыбки. Фантазию ребёнка не сдерживают никакие ограничения невероятности образов, они вплетаются в моменты жизни и быта ребёнка и делают их волшебнее и ярче.

       В этом процессе сопричастности ребёнка к миру пушкинских сказочных образов очень важно непосредственное и пристрастное, вдохновлённое участие взрослого, чтобы малыш искренне погрузился в этот мир и полюбил его. Лёгкое, не требующее никаких умственных усилий, вхождение в сюжет мультфильмов подчас не очень хорошего качества и знакомство с их образами не требует осмысленных переживаний, как это происходит при вхождении ребёнка в мир сказочной поэзии Пушкина. И здесь очень важна непосредственная близость взрослого человека в познании особенных поэтических земных и сказочных стихий:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных;
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;….

       Именно так формируется одна из граней патриотического воспитания детей, она начинается с малых родников семейного и образовательного дошкольного приобщения детей к культуре. Пушкинские персонажи являются частью именно русской культуры, пушкинская поэзия повлияла на развитие всей литературы, музыки, образование России. Поэтому можно с уверенностью сказать, что произведения Пушкина являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии, к патриотическому воспитанию, воспитанию любви к русской культуре и чувства гордости за причастность к ней…

Там русской дух… там Русью пахнет!

       Пушкин – поэт от Бога, его сочинения излучают энергию тепла и искренности, правды и достоинства, волнуют и вдохновляюще влияют на человеческую душу. «Настоящая поэзия чиста, легкокрыла, утончённа, изящна, влечет душу к прекрасному… Истинная поэзия – это гармония звуков и рифм, стройность мелодии, завершённость идеи, что обуславливает чудо: рождение прекрасного». (В. К. Невярович). Именно рождению прекрасного в каждом человеке должна быть подчинена педагогическая наука, именно на этом должна базироваться работа воспитателя в детском саду. Что сеем, то и пожинаем! Прекрасным может быть не только полотно художника или незабываемая мелодия, прекрасными должны быть мысли и поступки человека, отношения между людьми, прекрасным должен быть мир, который мы создаём. Рождение прекрасного возможно лишь от соприкосновения с прекрасным. Как заметил Николай Рерих «Ощущение красоты спасет мир».

       Сказки Пушкина – это то самое ощущение красоты, красоты образов и особенного пушкинского языка. Это вера в светлые силы, в них добро всегда побеждает зло, высмеивается жадность и глупость, зависть и злоба, воспеваются любовь, верность, доброта.

       Дети в моей группе уже знакомы с творчеством Пушкина, знают наизусть немалую часть его сказок. Это стало результатом моего долгосрочного годового проекта «Что за прелесть эти сказки!..», а также постановки спектакля в нашей группе по пушкинским сказкам «Кот Баюн, или кто же написал любимые сказки?». После работы со спектаклем начались удивительные вещи – ребята одеваются на прогулку, гуляют, играют и… читают наизусть пушкинские строки. Поэзия Пушкина перестала быть для детского восприятия чем-то пафосным и далёким, а стала частью ребячьей жизни. И здесь тоже очень важно не превратить высокую поэзию в обыденность и заурядность, не потерять чувства «высокого». Для того, чтобы этого не произошло, я в беседах о Пушкине, во время чтения его стихов и сказок создаю атмосферу лёгкой, ненавязчивой торжественности, ощущения причастности к чему-то очень близкому, но и не приземлённому. Это сделать не сложно, достаточно быть открытым для уникальности гения Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

       Поэзия А.С. Пушкина – невероятно благодатный материал для игр с ребятами. Например, у нас есть великолепная игра «Пушкинские перевёртыши». Я могу читать любую стихотворную сказку, например, «Сказку о глупом мышонке» С. Маршака и вставить туда отрывок из сказки Пушкина. Дети узнают пушкинские строки и останавливают меня. Они получают удовольствие от подобных игр в прятки, узнают знакомые строки и сразу же говорят, из какой они сказки или стихотворения:

Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
— Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее»….

***

.. На дворе — высокий дом.
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе — высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер —
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
   Сходит кошка поутру…
                                                                               

В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;

***

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
И прибежала зайчиха
И закричала:
 
Знайте, вот что не безделка:
«Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».

       Подобные игры – хороший материал не только для приобщения детей к поэзии А.С. Пушкина, но и для работы с детьми, у которых слабое развитие фонематического слуха, да и в общем для всей группы, так как создают высокий положительный эмоциональный фон, что тоже закрепляет мотивацию обращаться и не раз к творчеству поэта, к сказкам и стихотворениям других авторов. В результате подобных игр формируется новый вид внутренней активности – ребёнок мысленно действует в воображаемой ситуации и корректирует её, находя несоответствия в действиях и словах героев. Это и развитие мышления, и развитие воображения, и позитивный момент, сближающий участников игры.

       Поэзия А. С. Пушкина благоприятно влияет на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Сам Александр Сергеевич, не являясь детским писателем, внимательно следил за развитием детской литературы. Он читал детские книги и журналы, его, как отца четверых детей, глубоко волновали проблемы воспитания. Пушкин до шести лет не знал ни единого русского слова, и только усилия его бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, и няни, Арины Родионовны, помогли понять ему красоту родной речи и постигнуть её в совершенстве. Современные дети имеют неограниченные возможности для овладения красотой родной речи, но не всегда среда, в которой они воспитываются, способствует тому, чтобы воспользоваться этими возможностями, проявить желание открыть книгу, посвятить немного времени чтению. И здесь необходима помощь взрослых в приобщении детей к богатству русской литературы, к пушкинской поэзии, чтобы не прервался генетический код русской культуры и не потеряли своего пророческого значения слова Н. В. Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание причастности детей к благополучию в природе и ответственности за сохранение её богатств и красоты

Давайте будем беречь планету,Другой такой ведь  на свете нету,Развеем над нею и тучи, и дым,В обиду её никому не дадим....

Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ДОБРЫЕ ДЕЛА»

                   Конспект интегрированного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы (6-...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.

В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережн...

Консультация для родителей «Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».нравственно-патриотическое воспитание

Консультация для родителей«Формирование у детей чувства любви к Родине через нравственно-патриотическое воспитание».Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа &ndash...

«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством музыкального воспитания».

14 февраля в нашем дошкольном учреждении прошёл семинар по теме "Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ДО. Я с удовольствием хочу поделиться своим опытом работы ...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...