выступление на семинаре "Проектная деятельность в детском саду"
материал

Ахтямова Виктория Марсовна

выступление на семинаре для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_seminar.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре на тему: «Проектная деятельность в детском саду»

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении  должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.

Задачи обучения младших дошкольников:

  • пробудить интерес к будущему проекту;
  • приобщать ребят к процессу познания нового;
  • формировать различные представления;
  • побуждать детей к совместной исследовательской деятельности. 

Развитие психических процессов:

  • создание эмоциональной заинтересованности;
  • познание новых предметов и действий с ними;
  • развитие воображения и мышления;
  • развитие речи.

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

  • осмысление цели;
  • овладение разными способами ее достижения;
  • способность предполагать результат.

В процессе работы над проектами дети младшего дошкольного возраста осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье (игровой проект «Доктор Айболит»), развивают коммуникативные навыки (вернисаж «Мама, папа, я», генеалогический проект «Древо жизни»), обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем (творческие проекты «Мой друг», «Мир насекомых»), развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам (проект «Мир живописи»).

Задачи обучения старших дошкольников:

  • развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
  • поощрять эксперименты и моделирование;
  • формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
  • учить прогнозировать.

Формирование азов учебной деятельности: 

  • стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
  • развивать навыки коммуникативного взаимодействия.

Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:

  • умение найти проблему;
  • самостоятельно осуществить поиск решения;
  • выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
  • уметь анализировать результаты.

В процессе работы над проектами дети старшего дошкольного возраста учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь (индивидуальный проект «Моя любимая семья», проект «Сказки о дружбе»). Ребята учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить (клуб книголюбов «Страна знаний», групповые проекты «Сказочный лес», «Занимательная математика», комплексный проект «Наши герои»). Дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку (ролевой игровой проект «Мир сказки», комплексный проект «Неделя книжки»).

 Какие могут быть проекты в детском саду?

Проектная деятельность в детском саду классифицируется по доминирующему методу:

  • поисково-исследовательские проекты (дети проводят опыты и научные исследования, определяют задачи и методы исследования, формулируют проблему и находят ее решение, а результат оформляют в виде альбома, газеты или выставки);
  • информационные проекты (дети самостоятельно накапливают информацию и воплощают ее в жизнь, оформляя, например, уголок в группе);
  • игровые проекты (дети решают поставленные задачи, вживаясь в образ сказочного героя);
  • творческие проекты (они имеют свободную структуру и не ограничены жесткими рамками, они меняются в процессе воплощения, их итог – проведение тематического детского праздника или театрального представления, спортивной игры или экспедиции).

Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями. Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм. Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

Важным критерием в способе организации проектной деятельности является возраст ребенка:

  • Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
  • Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
  • Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения.

Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

 

Основы проектной деятельности базируются на важных принципах проектирования в детском саду:

  • Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.
  • Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.
  • Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

Основные этапы работы над проектами:

  1. Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
  3. Выполнение проекта – практическая часть;
  4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Последовательность работы над проектами:

  1. Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  3. Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  4. Обсуждает план с родителями;
  5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
  6. Вместе с детьми и родителями рисуют план – схему проведения проекта и вывешивают на видное место;
  7. Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
  8. Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
  9. Дает домашнее задание детям и родителям;
  10. Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
  11. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, изготовление лэпбука и т.д.);
  12. Подводит итоги, выступает на педсовете, «круглом столе», проводит обобщение опыта.

Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Выступление для педагогов ДОУ на семинаре: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Выступление для педагогов ДОУ на семинаре: «Театрализованная деятельность в детском саду»...

Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».

Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...

Выступление на РМО "Практико-познавательная деятельность воспитанника "Детского сада - Дома радости". Метод опробования."

Практико-познавательная деятельность  воспитанника "Детского сада - Дома радости". Метод опробования. Выступление на РМО воспитателей старших групп.  Экпериментирование -...

Выступление на РМО. Интерактивная доска, как универсальный инструмент при проведении непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.

Выступление на РМО.Интерактивная  доска, как универсальный инструмент при проведении непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.  Использование информационно-ко...