Методическая разработка мастер – класса на тему: "Правополушарное (интуитивное) рисование"
методическая разработка по рисованию

Собгайда Палина Евгеньевна

Мастер – класса на тему:

"Правополушарное (интуитивное) рисование"

 

Данный мастер класс будет полезен для педагогов, социальных работников, учителей общеобразовательных  школ, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

 

Актуальность темы: Развивать правое полушарие не только очень интересно, но и важно! Если в работу включены оба полушария – производительность мозга увеличивается в пять раз! Творческое состояние переносится на все сферы Вашей жизни: отношения с людьми, работу, учёбу, креативные проекты.

 

Методическая цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса, в процессе активного участия в творческой работе.


Цель: научитесь видеть вещи особым образом, познакомить участников с очень простым способом легкого и непринужденного рисования без предварительного наброска.

 

Задачи: Образовательная: ознакомить с новыми возможностями художественных техник и материалов;

Развивающая: погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал педагогов; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии;
Воспитательная: вызвать интерес к предложенной методике рисования; воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству.

Ожидаемые результаты мастер-класса: выполнение рисунка в технике гуашь; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

 

Методическое оснащение: поэтапность выполнения работы, слайдовая презентация по теме мастер-класса, детские работы, выполненные ранее в этой же технике. Музыкальный материал: композитор И. Крутой.

 

Форма проведения мастер-класса: Практическая работа.


Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический)

 

Приемы: объяснение, беседа с показом практических действий.

 

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.


Раздаточный материал (на каждого участника): гуашь разных цветов (консистенция сметаны), кисти (синтетика плоская №24, колонок №3, щетина « 24), 1 лист акварельной бумаги (А4), стакан с водой, салфетки из материи, влажные салфетки, палитры, баночки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс72.5 КБ
Файл памятка725.25 КБ
Файл презентация2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                  «Детский сад «Островок»

                                                 «Утверждено»

Заведующей МБДОУ

«Детский сад «Островок»

                                 _________/Баравая Н.Н./

приказ № __от ________20___г.

Методическая разработка мастер – класса на тему:

"Правополушарное (интуитивное) рисование"

Разработчик: воспитатель первой

              квалификационной категории  

          Собгайда Палина Евгеньевна

с. Малокурильское, 2021 г.

Мастер – класса на тему:

"Правополушарное (интуитивное) рисование"

Данный мастер класс будет полезен для педагогов, социальных работников, учителей общеобразовательных  школ, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

Актуальность темы: Развивать правое полушарие не только очень интересно, но и важно! Если в работу включены оба полушария – производительность мозга увеличивается в пять раз! Творческое состояние переносится на все сферы Вашей жизни: отношения с людьми, работу, учёбу, креативные проекты.

Методическая цель мастер-класса:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса, в процессе активного участия в творческой работе.


Цель:
научитесь видеть вещи особым образом, познакомить участников с очень простым способом легкого и непринужденного рисования без предварительного наброска.

Задачи: Образовательная: ознакомить с новыми возможностями художественных техник и материалов;

Развивающая: погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал педагогов; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии;
Воспитательная: вызвать интерес к предложенной методике рисования; воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству.

Ожидаемые результаты мастер-класса: выполнение рисунка в технике гуашь; рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Методическое оснащение: поэтапность выполнения работы, слайдовая презентация по теме мастер-класса, детские работы, выполненные ранее в этой же технике. Музыкальный материал: композитор И. Крутой.

Форма проведения мастер-класса: Практическая работа.


Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический)

Приемы: объяснение, беседа с показом практических действий.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.


Раздаточный материал (на каждого участника): гуашь разных цветов (консистенция сметаны), кисти (синтетика плоская №24, колонок №3, щетина « 24), 1 лист акварельной бумаги (А4), стакан с водой, салфетки из материи, влажные салфетки, палитры, баночки.

Структура мастер класса.

  1. Вступительная часть (2 мин)  
  2. Теоретическая часть МК (5 мин)  
  3. Практическая часть МК (30 мин)
  4. Кульминация творческого процесса (5 мин)
  5. Рефлексия (5 мин)
  6. Подведение итогов (3 мин)

Сценарий проведения мастер-класса

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!
Тема моего мастер-класса «Правополушарное (интуитивное) рисование». 

Девиз мастер-класса – «Художник живёт в каждом из нас!»

 Вводная часть.

Слайд 2. Я сегодня хочу рассказать о технике правополушарного рисования. Эта техника основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека отвечают совершенно за разные виды деятельности. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за образное. Цифры, слова, логические взаимосвязи, речь – все это элементы левого полушария. В свою очередь, правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой.

Слайд 3. Светофор. Ваша задача – как можно быстрее произнести вслух название цвета букв слов, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария.
Вывод: Было заметно, что нашему участнику было затруднительно, он пытался назвать цвета – работа правого полушария. Отсюда видно, что правое полушарие менее активно.

А теперь я попрошу вас просто прочитать слова. В данном случае доминирует левое полушарие, так как нам это более  удобнее, привычнее. Нам с вами более удобно прочитать слова, так как в большинстве случаев у нас доминирует левое полушарие. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.
Слайд 4. Как только ребенок рождается правое полушарие у него сформировано, и он обладает набором чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Развиваться они должны одновременно – в этом заключается успех развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца. 

Слайд 5. «Левое и правое полушарие».

Слайд 6. Посмотрите на образец левополушарного рисования.

Слайд 7. Посмотрите на образец правополушарного рисования.

Слайд 8. Посмотрите на образец правополушарного рисования.
Основная часть.
Познакомимся ближе с  правополушарным рисованием.
Правополушарное рисование – быстрый, интуитивный метод творчества, он позволяет отключить логику и рациональную оценку происходящего, интуиции и рукам, которые сами все сделают. Посредством правополушарного рисования вы избавляетесь от собственных ограничений, блоков, зажимов, становитесь более открытым для нового.

Секрет и техника правополушарного рисования.

Даже ребенок может справиться с техникой правополушарного рисования. Так в чем же ее секрет?

А все дело в…

- Правильном порядке прорисовки слоев, цветовых пятен и бликов.

- Отсутствие четких границ, если дело не касается прорисовки контуров.

Как правило, техника правополушарного рисования заключается в следующем:

  1. Прорисовка фона – от самых светлых участков к самым темным. Для этого берется широкая плоская кисть и ее мазки повторяют траекторию рассеивания лучей света на всем фоне. Существует несколько видов направлений фона: горизонтальный, вертикальный, диагональный, радужный, круговой. Например,

Слайд 9. Круговой,  для придания дополнительного объема изображению.

Слайд 10. Диагональное направление фона.

Слайд 11. Вертикальное направление фона.

Слайд 12. Радужное направление фона.

Слайд 13. Горизонтальное направление фона.

  1. Объекты прорисовываются постепенно цветовыми пятнами от светлого к темному. Последним слоем идут световые блики.
  2. Слайд 14. Использование разных кистей  и разных способов нанесении мазков. Так что, если хотите рисовать методом правополушарного рисования – покупайте набор разноформатных кистей.

Необычные техники в правополушарном рисовании.

Безгранична фантазия человека. Люди научились использовать не только кисти для рисования, но и средства домашнего обихода. В ход идут:

  • Зубные щетки. Слайд 15.
  • Ватные палочки. Слайд 16.
  • Пленка с пузырями
  • Скомканная фольга
  • И другое.

Все это позволяет достичь максимальной реалистичности в картине. И к тому же такой подход придется по душе детям
Практическая часть основной части
1 этап – подготовка Слайд 17.
- Уважаемые педагоги, предлагаю вам занять места за столом, приготовить кисти и открыть гуашь.
- Правила работы на МК:
• рисунки выполняются в быстром ритме;
• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;
• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают бумагой, салфеткой.
• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.
2 этап – создание картин. Слайды с 18 - 21.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели: Слайд 22.
И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой. 
Мой мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание. Слайд 23.

Список литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г.
  2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.
  3. Ворушило Н.С. "Программа кружка "Карандашик", г. Чистополь, Республика Татарстан (материалы электронного журнала "Дошкольник")
  4. Зорькина Н. Н. "Рабочая программа кружка "Фантазия", МБДОУ "Золотой ключик" (материалы электронного журнала "Дошкольник")
  5. https://www.youtube.com/channel/UCZ_sZmJcADBgqTGucG-IVUQ Идеи для рисования: Дарья Краева. Dari Art - Рисовать может каждый!
  6. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, www naydisebya ru


Предварительный просмотр:

       Как определить, какое полушарие у вас доминирует

  1.  Сложите руки вместе и переплетите пальцыКак определить, какое полушарие мозга у вас доминирует

   Каждое полушарие мозга управляет противоположной стороной тела, поэтому, если доминирует правая рука, то это левое полушарие, и наоборот.

  1. Поза НаполеонаКак определить, какое полушарие мозга у вас доминирует

Картинки по запросу "разноцветная линия кривая пнг"Картинки по запросу "разноцветная линия кривая пнг"

Встаньте и скрестите руки на груди, как на картинке. Кисть какой руки лежит сверху? Если кисть левой руки — «П», если правой — «Л».

                        3.Положите ногу на ногуКак определить, какое полушарие мозга у вас доминирует

Присядьте, закинув ногу на ногу. Какая нога оказалась сверху? Если правая — поставьте букву «Л», если левая — букву «П»

Источник: AdMe.ru

      «Половина мозга лучше,        чем ничего, но целый мозг еще лучше»

Картинки по запросу "картинка 2 полушария мозга единое целое"Картинки по запросу "разноцветная линия кривая пнг"

 Хорошо быть и правополушарным и левополушарным человеком, но гораздо лучше, когда оба полушария хорошо и гармонично развиты.

     Гармонизация работы правого и левого полушарий не только раскроет истинный потенциал человека, поможет ему в дальнейшем легче усваивать новый материал , но и сбережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. 

Каждый человек может всё!


МБДОУ

   «Детский сад «Островок»

Картинки по запросу "картинка правополушарное рисование"

                               

                                                   Собгайда

                                     Палина Евгеньевна

                                                 Воспитатель первой квалификационной категории

Что такое правополушарное рисование?Картинки по запросу "картинки правое и левое полушарие"

Правополушарное рисование – это система, которая помогает людям менять свою жизнь, раскрывать свои внутренние ресурсы, возможности. Благодаря

правополушарному рисованию, человек учится иначе смотреть на привычное и      находить новые пути решения своих задач.Картинки по запросу "разноцветная линия кривая пнг"Картинки по запросу "разноцветная линия кривая пнг"

Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.
При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.

Самое главное и значимое:

 Художник живёт в каждом из нас! 

Вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали!

Что получают от правополушарного рисования?

- помогает  слушать свою интуицию и себя;
- убирает  барьеры «я не смогу», «у меня не получится»;
- помогает снять  стресс, отрицательные эмоциональные состояния;
- развивает  творческий потенциал;
- появляется возможность самовыразиться , доставляя тем самым удовольствие себеhttps://sun9-24.userapi.com/c858524/v858524290/c66d4/ILNXcFv64bI.jpg

Картинки по запросу "разноцветная линия кривая пнг"

Что еще?   Правополушарное (интуитивное) рисование используют даже в восстановительном периоде после перенесенного инсульта. Поскольку при работе такого рисования оказываются задействованы разные полушария (и правое и левое) тренируются зоны, которые в жизни мало используются. Улучшается мозговое кровообращение и происходит общая активизация деятельности головного мозга.

 Метод основан  на простых движениях.

 В основе принцип:

  Меньше теории, больше практики! 

Всего несколько типов мазков дают возможность передать на бумаге совершенно разные образы, сочетанием которых можно изобразить все, что угодно! Картинки по запросу "картинки правополушарного рисования"

Техники

 правополушарного рисования

  1. Техника «Рисуй быстро» 

Смело и быстро наносить  краску на основу – лист, холст и заполнить его большими цветовыми массами, не боясь выходить за края. Упражнение нужно, чтобы человек перестал бояться, научился смешивать краски и создавать оттенки

  1. Техника «Учись наблюдать» учиться наблюдать за предметами, объектами. Рассматривайте картины мастеров, облака, природу и т.п.
  2. Рисунок "вниз головой"

Переворачиваем рисунок и рисуем «вверх ногами» (или «вниз головой» - это как хотите)

  1. Рисунок на экране внутреннего взора

Попытка увидеть картинку перед закрытыми глазами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по правополушарному (интуитивному) рисованию «Художник живёт в каждом из нас!» МБДОУ «Детский сад «Островок» Воспитатель: Собгайда Палина Евгеньевна

Слайд 2

Упражнение « Светофор»

Слайд 3

Яркие представители правополушарного мышления Леонардо да винчи дети

Слайд 4

Левое полушарие: «Зачем тебе это надо?», «Тебе заняться нечем больше?», «Кем ты себя мнишь, ведь у тебя нет художественного образования?!», «Зачем ты тратишь время на эти каляки-маляки ?» Правое полушарие: « Отвлекись, твори и никого не слушай!», «У тебя все получится!», «Отдохни, ведь ты так много работаешь», «Дай волю своим эмоциям»

Слайд 5

Левополушарное рисование

Слайд 7

Круговое направление фона.

Слайд 8

Диагональное направление фона.

Слайд 9

Вертикальное направление фона.

Слайд 10

Радужное направление фона.

Слайд 11

Горизонтальное направление фона.

Слайд 12

Разные форматы кистей и их мазки.

Слайд 13

Рисование зубной щёткой.

Слайд 14

Рисование ватными палочками.

Слайд 15

«Зимняя ночь».

Слайд 16

Открытка «Розы»

Слайд 17

«Космическая фантазия»

Слайд 18

«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

методическая разработка мастер-класса по проекту «Безопасный мир глазами детей».

Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу вам представить опыт работы по проекту «Безопасный мир глазами детей»,  в котором я интегрировала такие образовательные области как ««Познание», «Коммуникац...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Мастерим вместе".Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Это мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства среди ...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

3.3 Методическая разработка. Мастер - класс "Рисование на стекле"

Методическая разработка. Мастер - класс "Рисование на стекле"...