Самообразование «Составление описательного рассказа через использование метода мнемотехники у детей старшего возраста».
учебно-методический материал (старшая группа)

Ковалева Тамара Владимировна

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kovaleva_tv_2020g.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №12»

Отчет по  самообразованию воспитателя

высшей квалификационной категории

Ковалевой Тамары Владимировны

2019 – 2020 учебный год

Тема самообразования: «Составление описательного рассказа через использование метода мнемотехники у детей старшего возраста».

1.

Тема самообразования

«Составление описательного рассказа через использование метода мнемотехники у детей старшего возраста»

2.

Цель и задачи

Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Проанализировать  понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи у детей дошкольного возраста.

3. Развивать умение  у детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы с помощью мнемотаблиц

4. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

5.  Привлечь родителей к участию в совместных с педагогами и детьми мероприятиях

6. Представить методические рекомендации для воспитателей по составлению детьми описательного рассказа с использованием мнемотаблиц.

3.

Сроки изучения обобщения темы

01.09.19 - 30.05.20г

4.

Нормативно-теоретическая основа опыта

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение года использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Методы и приемы:

-беседы

- наблюдения

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественных произведений

- рассматривание и обсуждение мнемотаблиц

- игровые

Приемы:

-модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

-картинографию;

-коллажи;

-планы-схемы;

-мнемотаблицы.

Предполагаемый результат

Для детей:

  1. Умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
  2. Формировать умение  представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями с небольшой помощью взрослого.
  3. Развивать умение  представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта .
  4. Формировать  системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени).
  5. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость; веру в свои силы, связь детского сада с семьёй  

Для родителей:

1. Повышение заинтересованность родителей  в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.

2.Формирование активной позиции родителей по отношению к

 образовательной и поисковой деятельности детей и привлечение их к продуктивному сотрудничеству.

Для педагогов: 

- Использование приёмов мнемотехники  педагогами на занятиях и в совместной деятельности  для развития речи детей.

5.

Теоретические источники опыта

1.Большёва Т. В. Учимся по сказке. «Детство – ПРЕСС», 2001. 2.Дошкольное воспитание. Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.                                                                            3.Поддьякова Н. Н., С  охин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998 4.Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001.                                        5.Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.                                                   6.Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: методические рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.                       7. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;                8. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»                                                                                            9. Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект.  - М.: Книголюб, 2005.

6.

Творческие находки

1. Подготовка материала (консультаций,буклетов) для  родителей по развитию связной речи у детей;

2. Подбор и систематизация материала, направленная на развитие связной речи дошкольников 5-6 лет

3.Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

4. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

5. Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами мнемотехник

6. Создание презентации для педагогов «Что такое мнемотехника»

7. Проведение ОД для детей старшей группы с использованием мнемотехники

8. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по сказкам.

7.

Предоставление опыта:

- Показ ОД для воспитателей ДОУ

-Выступление с отчетом на итоговом педсовете.

-Изготовление ПЕДКОПИЛКИ  Картотека «Мнемотблиц»

8.

Обобщение опыта

Результаты проведенной работы следующие:

1. Посещение МО по теме ТРИЗтехнология

2. Разработана и включена в образовательный процесс система  приёмов мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.

3. Разработано дидактическое обеспечение.

4. Разработаны  методические рекомендации для воспитателей по составлению детьми описательного рассказа с использованием мнемотаблиц.

В диагностике принимало участие  25 детей старшей  группы  №6 «Радуга» В ходе исследования была использована педагогическая  диагностика программы «Мир открытий». У воспитанников отмечена  положительная  динамика.                                 Результат диагностики по по образовательной области «Развитие речи»  в начале учебного года показал что, 65% детей имели   низкий уровень.  35% детей имели средний уровень. Высокий уровень развития связной речи в начале учебного года не наблюдался.

В конце учебного года была проведена диагностика, результаты  которой показали динамику развития связной речи у детей, а это говорит о том, что использование нетрадиционных методов и приемов в работе с детьми по развитию связной речи дает положительные результаты. Низкий уровень с 65% снизился до 45%, средний уровень составил 35%, высокий уровень 20%.

Таким  образом, сравнивая результаты диагностики на начало и конец года можно сказать, что систематическая работа по развитию связной речи с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники способствует положительным результатам.

       Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами.  Вследствие чего, стали легко осознавать композиционное строение связного высказывания, легче воспринимать и перерабатывать зрительную  информацию, сохранять её в памяти. Правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый  текст без помощи  воспитателя, практически научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, и составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.

Заключение 

Работа по данной теме показала, что дети дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения с использованием мнемотехники. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребенка и более результативным.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми дошкольного возраста приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить.

    Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

 И чем раньше в своей работе с детьми будем использовать метод мнемотехники, тем лучше будет проходить подготовка к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...

Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.

Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи:   *Содействие развитию у детей: начал исторического и...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....