Отчет по самообразованию
материал

Кононенко Людмила Васильевна

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, в котором мы живем; получает возможность общаться с другими людьми. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_moy_samoobr.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской  

муниципального образования Ейский район

 

Отчет по самообразованию:

«Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи с использованием мнемотехники»

 Составила воспитатель:

Кононенко Людмила Васильевна

 

Май, 2021 год

Актуальность:

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Речевое развитие – это одно из важных направлений развития личности ребенка. Благодаря родному языку ребенок познает окружающий мир, в котором мы живем; получает возможность общаться с другими людьми. Речевое общение активизирует познавательные процессы. Развивает эмоциональную сферу.

 Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

           Опыт работы показывает, что эффективным средством для развития  связной речи дошкольников,  служат приёмы мнемотехники.
         Мнемотехника  - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Целью моей работы является:

Определение путей повышения эффективности регулирования процесса развития связной  речи и осознания воспринятого у детей посредством использования метода мнемотехники:

- формирование ассоциативного мышления;

- развитие зрительной и слуховой памяти;

-развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие воображения.

За год работы по теме самообразования я продолжала изучать литературу по данной теме.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:

- Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.

- Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Так как именно речь является одним из важнейших факторов развития полноценной личности.

- К числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной речи      

- На современном этапе поиск новых форм и методов формирования самостоятельной связной речи детей старшего дошкольного возраста  один из актуальных вопросов.

- Используя игровые, нетрадиционные формы можно помочь детям в овладении связной речью и готовности их к обучению в школе.

Деятельность по реализации темы:

- «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи».

- «Игры на развитие связной речи».

- «Развиваем пальчики» (картотека пальчиковых игр).

- Картотека игр направленных на развитие общения и др.      

- Подобран разнообразный наглядный  материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок,   схемы, символы, модели и др.

- Оформлены “копилки” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, комплексы артикуляционной гимнастики

В работе с детьми  использую развивающие игры, которые позволяют совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество,  что очень важно в развитии связной речи детей.

Активно использую в работе по формированию связной речи сказочные сюжеты, элементы фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементы сюжетно-дидактических игр,  сюжеты и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, речевые игры и  упражнения,  рисунки,  дидактические игры.

Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем я обучаю детей различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Таким образом, использование методов мнемотехники: - облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников; - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; - ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; - развивает творческое познание детей. Я считая, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.

Вывод:

Сравнительный анализ результатов показал, что  используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.

Дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Они  с удовольствием обсуждают различные темы, проблемы взаимоотношений, нравственные поступки. Дают аргументированные оценки, могут разрешать споры.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...