ПРОЕКТ «Масленица»
проект (средняя группа)

Есина Евгения Юрьевна

АННОТАЦИЯ

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у педагогов и детей.

Мир русской культуры очень богат духовными ценностями, которые видятся в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» в дошкольном учреждении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._maslenitsa.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Масленица»

Содержание

Аннотация проекта        3                        

Паспорт проекта        4

Актуальность проекта        6

Этапы реализации проекта        7

План мероприятий проекта        9

Ожидаемые результаты        12

Список литературы        13

Приложение        14

        

АННОТАЦИЯ

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у педагогов и детей.

Мир русской культуры очень богат духовными ценностями, которые видятся в сохранении и возрождении культуры своего народа. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Именно поэтому возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» в дошкольном учреждении.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Основания для разработки проекта

Нормативные требования

Законодательные требования

Назначение проекта

Приобщение детей к ценностям русской культуры

Проблема

Недостаточная компетентность педагогов и родителей в области знаний о фольклорных народных традициях.

Незнание детей национальных праздников, народных гуляний, игр, забав.

Тип проекта

Познавательно-творческий

Целевая аудитория

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Воспитатели

Родители воспитанников

Сроки реализации проекта

Срок реализации проекта – краткосрочный

2 недели (01.03.2021 – 14.03.2021)

Цель проекта

Формировать представления детей о русском народном празднике «Масленица».

Задачи

- Систематизировать знания детей о народных традициях, символике праздника, народных гуляниях, играх, забавах.

- Развивать интерес к обычаям русской культуры.

- Поддерживать инициативу и успех каждого ребенка.

- Воспитывать патриотические чувства.

Ресурсное обеспечение проекта

Информационное:

 – литература: детская, учебно-методическая, интернет – ресурсы.

Материально-техническое: оформление центра нравственно-патриотического воспитания, аудиозаписи, атрибуты к празднику.

Предполагаемый результат

- повышение компетентности педагогов и родителей по теме проекта;

- пополнение центра нравственно-патриотического воспитания;

- приобщение детей к традиции проведения народного праздника «Масленица», через непосредственное участие в общем действие;

- участие родителей группы в организации работы по проекту.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного воспитания детей. Празднование Масленицы один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Наименование этапа

Задачи этапа

Срок реализации

1

Организационно-подготовительный

Создание условий для повышения мотивации детей и родителей к участию в проекте.

01.03.2021 – 02.03.2021

2

Практический

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Организация деятельности участников проекта.

Организация и проведение праздника «Масленица» совместно с детьми.

03.03.2021 – 12.03.2021

3

Обобщающе-аналитический

Подведение итогов реализации проекта.

12.03.2021

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

Дни недели

Цель

Формы организации образовательной деятельности по областям и  в режимных моментах

Понедельник

первый день Масленицы

«Встреча»

- расширение знаний детей о народном празднике «Масленица»;

- развитие интереса к русской народной культуре.

1. Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица».

2. Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!».

3. Просмотр презентация «Масленичные гуляния».

4. Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»; заучивание масленичных закличек, потешек, частушек, пословиц, наигрышей.

5. Совместная постройка на участке снежного городка для игр; изготовление чучела Масленицы.

Вторник

второй день Масленицы

«Заигрыш»

- ознакомление с историей русского костюма; жанрами народного фольклора, играми с характерными для них обрядами.

1. Рассматривание иллюстраций «Русские народные костюмы».

2. Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги».

3. Рисование «Украшение сарафана и рубахи».

5. Разучивание игр и забав: «Блин золотой», «Блины — лепёшки», «Коза-дереза»; подвижные игры – «Кто быстрее», «Третий — лишний».

Среда

третий день Масленицы

«Лакомка» 

- знакомство с обрядами праздничной кухни, русскими традициями гостеприимства.

 

1. Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств.

2. Беседа «Блин – символ солнца»;

3. Лепка из соленого теста «Медовые блинчики».

4. Совместное оформление с родителями фотоколлажа «Мы печем блины» с семейными рецептами.

Четверг

четвертый день Масленицы

«Разгуляй масленицы»

- формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, фольклору,

русского народа.

1. Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских художников:

К. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы»; В. Суриков «Взятие снежного города»; С. Соловьёва «Тройка»; А. Степанов «Катание на Масленицу»; Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» и т.д.

2. Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает».

Пятница

пятый день

Масленицы

«Проводы масленицы»

- развитие познавательного 

интереса к русской культуре, традициям, обычаям проведения народного гуляния.

1. Рассматривание картины С. Кожина «Масленица. Проводы»; К. Крыжановского «Масленица. Прощеный день в крестьянской семье»; А. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы».

2. Итоговое мероприятие.  Массовое гуляние «Проводы Масленицы» на участке детского сада с игры с пением, забавами, сжигание Чучело.

3. Чаепитие для детей «За самоваром не скучаем – блины-оладьи уплетаем!»

ВЫВОД

Реализация данного проекта по ознакомлению детей с народными традициями русского народа проходит через совместную деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями, что позволяет сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки, знания о народном празднике Масленице, традициях русского народа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  1. Повышение компетентности педагогов и родителей по теме проекта;
  2. Пополнение центра нравственно-патриотического воспитания;
  3. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника «Масленица», через непосредственное участие в общем действие;
  4. Участие родителей группы в организации работы по проекту.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.    Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 2013. – 14 с. 

2.     Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2016. – 87 с.

3.    Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 2018. – 38 с. 

4.    Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс», 2010. – 61 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недельный проект Масленица.

сценарии на каждый день масляничной недели: игры, конкурсы, соревнования....

Проект "Масленица"

Цель проекта: •    знакомство учащихся  с народным праздником Масленица; •    воспитание любви к своей Родине; •    развитие смекалки, выносливости...

Проект "Масленица - объедуха, деньгами приберуха"

Данный проект осуществляется в рамах  детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели - с педагогами - в условиях проведения методической работы; с родителями - в совмес...

проект "Масленица"

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА (КРАТКОСРОЧНАЯ) ВО 2МЛ.ГР....

Проект «Масленица идет! Масленицу встречайте!»

Цель проекта: познакомить детей с традициями народных праздников и обычаев  русского народа....

Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

                    Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть и...

Проект во второй младшей группе. Тема проекта: «Масленица»

Краткосрочный  проект во 2 младшей группе №3"Карапузики "на тему: «Широкая масленица»Срок реализации: с 04.03.2019г. по 10.03.2019г....