Кружок "Юные исследователи"
рабочая программа (подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d-2-yunye-issledovateli.docx391.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  «Школа № 2120»

 

         

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа № 2120 Протокол № 8 от 27.08.2019 г.

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ                    

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные исследователи Д-2»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 9 мес. 

           

 

 

 

 

 

 

             

   Автор составитель: 

                                    Педагог дополнительного образования 

Симонян Анаит Седраковна

 

 

 

 

 

 

 

             

г. Москва, 2019 г. 

             

Пояснительная записка 

 

Современные дети живут и развиваются  в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. 

      Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.   

Познавательная деятельность  понимается нами не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. 

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. 

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. 

Н.Н. Подьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” и в современном обществе это актуально. 

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений в последнее время сталкиваются с нехваткой времени на углубленное изучений предлагаемых тем. В планировании работы воспитателя на неделю организованное экспериментирование планируется 1 раз, не считая наблюдений на прогулке. 

               

 Направленность программы: социально-педагогическая. 

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи: 

1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. 

2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики. 

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки. 

 

 

 

Ожидаемый результат: 

  • Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

Предлагает возможные решения. 

  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы. 
  • Применяет выводы к новым данным, делает обобщение. 

Данная программа имеет образовательный и развивающий характер, так как включает в себя систематический курс знаний, умений, навыков и предусматривает достижения определённого уровня образованности, и развития.         

 

ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ 

        Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Занятие базируется на экспериментальной работе детей, поэтому проводится в подгруппе детей не более 10 человек. Дети надевают лабораторные халаты или фартуки и размещаются стоя за столами. 

Чтобы экспериментальная работа детей и проводимые вместе с ними лабораторные опыты были результативны, необходимо придерживаться следующих правил: 

  • Перед проведением опыта обязательно сформулировать перед детьми цель и конкретизировать задачи. 
  • Вместе с детьми найти пути достижения цели. 
  • Любой опыт включает специально организованное наблюдение. 
  • После завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывода о его результатах. 
  • Необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей. 

Во время занятий дети делятся на микро группы по 2-4 человека (в зависимости от цели, которую ставит воспитатель). 

Структура детского экспериментирования: 

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить; 
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); 
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); 
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); 
  • анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов. 

Задания предлагаются не одному ребёнку, а нескольким (минимум двум). Можно предложить детям один предметный материал, с которым они будут работать, например, листок бумаги 

Особенности решения образовательных и воспитательных задач учитывают принцип ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, который представляет собой определённую систему методических и организационных приёмов. Включают в себя индивидуальный, дифференцированный, личностный подходы. 

       

 По окончании курса, дети знают: 

 

  • свойства воды: (прозрачная, не имеет вкуса, запаха, жидкая, может течь; в воде одни вещества растворяются, а другие – нет; вода бывает тёплой, холодной, горячей; не имеет формы, в воде есть воздух). 
  • Агрегатные состояния воды. 
  • Явление радуги. 
  • Свойства воздуха (не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, занимает место, тёплый воздух стремится подняться вверх). 
  • ветер – это движение воздуха. 
  • пламя загрязняет воздух копотью. 
  • свойства песка и глины: 
  • Песок – сыпучее вещество, легко пропускает воду. 
  • Глина обладает связывающим свойством, почти не пропускает воду. 
  • Песок рыхлый, в отличие от глины. 
  • Песок состоит из песчинок, не прилипают друг к другу, а глина – из мелких, слипшихся песчинок. сравнивать свойства песка и глины: 
  • свойство животных к маскировке. 
  • как определять возраст рыб по чешуе. 
  • явление смены змеиной кожи. 
  • строение клетки, отличают тело от вещества. 

  

Способны: 

  • Определять объём лёгких. 
  • Воспроизводить механизм работы подводного судна. 
  • Изготавливать бумагу. 
  • Воспроизвести механизм сифона опытным путём. 
  • Конструировать планер из бумаги. Определять наиболее практичные модели. 
  • Изготовить водяное колесо. 
  • Изготавливать телефонный аппарат из консервных банок. 
  • Изготавливать стетоскоп, понаблюдать сердцебиение другого человека. 
  • Изготавливать флюгер, определить направление ветра. 
  • Изготавливать свирель. 
  • Помещать яйцо в бутылку, горлышко которой меньше диаметра яйца. 
  • Самостоятельно изготовить анемометр. Измерить скорость ветра. 

        Педагогический опыт является рационализаторским, нацелен на развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования, которая будет эффективно влиять на их гармоничное развитие личности. 

 

Формы подведения итогов реализации программы: анкетирование родителей на начало занятий и в мае, итоговое открытое занятие.  

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Знакомство с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1

1

        -

Вода 

 21

5

16

Воздух  

5

1

4

Магнит  

4

2

2

Песок  

2

0,5

1,5

Итоговое занятие

1

 

1

                                                               Итого:

34

 

 

Содержание программы

1.Вводная часть. Беседа «Для чего выполняют исследования?» Знакомство с понятием «исследователь»

2. Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

  1. Знакомство со свойствами воды

Опыт: «Вода прозрачная»

  1. Опыт: «У воды нет вкуса»

1.Опыт: «У воды нет запаха»

2. Опыт: «Вода не имеет формы»

1.Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

2. Опыт «Тонет - не тонет»

1.Опыт «Волны»

2.Опыт «В воде есть воздух»

  1. Опыт: «Как выйти сухим из воды»

2.Опыт: «Как вытолкнуть воду?»

1.Опыт «Водолаз» (Бутылка с водой и пипетка)

2.Опыт «Бумажная присоска» (Стакан воды, бумажная салфетка, тарелка)

1.Опыт «Плавающая иголка»

2.Опыт «Сильная бумага» (Стакан с водой и плотная бумага)

1.Опыт: «Спичечные бега»

Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся».

  1. «Поверхностное натяжение воды» (Баночка с водой и скрепка)

1.Опыт: «Письма - невидимки» (лист бумаги, свечка, вода)

2.Опыт «Плавающий апельсин (Миска с водой, 2 апельсина) 

1.Опыт «Яйцо - поплавок»

2.Опыт «Шарик в бутылке»

1.Опыт «Воздух – невидимка» (Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.)

2.Опыт «Пузырьки воздуха»

(Опустить стакан в банку с водой, но держать его надо, немного, наклонив.)

1.Опыт «Ветер – это движение воздуха»

2.Опыт «В воде есть воздух»

(Стакан с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте.)

1.Опыт «Воздух занимает место» (Миска с водой. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду.)

2.Опыт «Воздух прозрачный».

1.Опыт «Воздух невидим»  

(Ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.)

 

2.Опыт « Воздух имеет вес»

(Положить на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.)

1.Опыт: «Пипетка и насос» (Переливание воды из одного стакана в другой)

2.Опыт: «Как получаются мыльные пузыри?»

1.Беседа: «Что такое снег?»

2.Опыт: «Таяние снега в двух формочках: рыхлого и утрамбованного»

1. Опыт: «Рисование по снегу»

2.Опыт «Очистим воду»

1.Опыт: «Замерзание жидкости» (вода, масло)

2.Опыт: «замёрзшая вода двигает камни»

1.Опыт «Лёд – твёрдое состояние воды».

2.Опыт: «Изготовление цветных льдинок»

1.Опыт: «Лёд – легче воды» (опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет.)

2.«Спичка-пленница»

(Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед)

1.Опыт «Определение прозрачности».

(положить под кусок льда цветную картинку)

1.Всё увидим, всё узнаем. (Познакомить с лупой и её назначением)

2.Рассматривание через лупу маленьких пуговиц, бусинок, семян кабачков, подсолнуха

1.Опыт «Растения «пьют» воду»

2.Опыт: «Зелёный лук на подоконнике»

1.Опыт «Может ли растение жить без воды?»

2.Опыт «Нужен ли растению свет?»

1.Опыт «Из чего состоит почва?»

2.Посадка комнатных растений.

1.Опыт « Что сопротивляется магниту?»

2. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

1. Опыт «Может ли магнит притягивать на расстоянии?»

2.Опыт «Можно ли намагнитить предмет?»

1.Опыт: «Достань скрепку из стакана с водой»

2.Опы: «Передвижение скрепок по столу »

1.Опыт «Магнитные ножницы»

2.Закрепление знаний о свойствах магнита

1.Опыт: «Песчаный конус»

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

2.Опыт: «Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок»

Цель: Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный мокрый песок.

1. Игры с песком. Закрепить представления детей о свойствах песка

2.Закрепление полученных знаний.

         

Календарно – тематическое планирование 

п/п

Содержание  

Кол-во часов 

Сроки (даты)

планируемые

скорректи-

рованные

1

Инструктаж по технике безопасности. Вводная часть. Беседа «Для чего выполняют исследования?» Знакомство с понятием «исследователь»

1

02.09.19

 

2

Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»

1 

09.09.19

 

3

1. Знакомство со свойствами воды

Опыт: «Вода прозрачная»

Опыт: «У воды нет вкуса»

1 

16.09.19

 

4

1.Опыт: «У воды нет запаха»

2. Опыт: «Вода не имеет формы»

1 

23.09.19

 

5

1.Опыт «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

2. Опыт «Тонет - не тонет»

1 

30.09.19

 

6

1.Опыт «Волны»

2.Опыт «В воде есть воздух»

1 

07.10.19

 

7

1. Опыт: «Как выйти сухим из воды»

2.Опыт: «Как вытолкнуть воду?»

1 

14.10.19

 

8

1.Опыт «Водолаз» (Бутылка с водой и пипетка)

2.Опыт «Бумажная присоска» (Стакан воды, бумажная салфетка, тарелка)

1 

21.10.19

 

9

1.Опыт «Плавающая иголка»

1 

28.10.19

 

2.Опыт «Сильная бумага» (Стакан с водой и плотная бумага)

10

1.Опыт: «Спичечные бега»

Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся».

2. «Поверхностное натяжение воды»

(Баночка с водой и скрепка)

1 

11.11.19

 

11

1.Опыт: «Письма - невидимки» (лист бумаги, свечка, вода)

2.Опыт «Плавающий апельсин (Миска с водой, 2 апельсина) 

1 

18.11.19

 

12

1.Опыт «Яйцо - поплавок»

2.Опыт «Шарик в бутылке»

1 

25.11.19

 

13

1.Опыт «Воздух – невидимка» (Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.)

2.Опыт «Пузырьки воздуха»

(Опустить стакан в банку с водой, но держать его надо, немного, наклонив.)

1 

02.12.19

 

14

1.Опыт «Ветер – это движение воздуха»

2.Опыт «В воде есть воздух»

(Стакан с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте.)

1 

09.12.19

 

15

1.Опыт «Воздух занимает место» (Миска с водой. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую пробку стаканом. Погрузите стакан в воду.)

2.Опыт «Воздух прозрачный».

1 

16.12.19

 

16

1.Опыт «Воздух невидим»  

(Ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи,

1 

23.12.19

 

распространяющиеся в помещении.)

2.Опыт « Воздух имеет вес»

(Положить на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.)

17

 

1.Опыт: «Пипетка и насос» (Переливание воды из одного стакана в другой)

2.Опыт: «Как получаются мыльные пузыри?»

1 

30.12.19

 

18

1.Беседа: «Что такое снег?»

2.Опыт: «Таяние снега в двух формочках:

рыхлого и утрамбованного»

1 

13.01.20

 

 

19

1. Опыт: «Рисование по снегу»

2.Опыт «Очистим воду»

1 

20.01.20

 

20

1.Опыт: «Замерзание жидкости» (вода, масло)

2.Опыт: «замёрзшая вода двигает камни»

1 

27.01.20

 

21

1.Опыт «Лёд – твёрдое состояние воды».

2.Опыт: «Изготовление цветных льдинок»

1 

03.02.20

 

22

1.Опыт: «Лёд – легче воды» (опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет.)

2.«Спичка-пленница»

(Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед)

1 

10.02.20

 

23

1.Опыт «Определение прозрачности».

(положить под кусок льда цветную картинку)

1 

17.02.20

 

24

1.Всё увидим, всё узнаем. (Познакомить с лупой и её назначением)

2.Рассматривание через лупу маленьких пуговиц, бусинок, семян кабачков,

подсолнуха

1 

02.03.20

 

25

1.Опыт «Растения «пьют» воду»

2.Опыт: «Зелёный лук на подоконнике»

1 

16.03.20

 

26

1.Опыт «Может ли растение жить без воды?»

2.Опыт «Нужен ли растению свет?»

1 

23.03.20

 

27

1.Опыт «Из чего состоит почва?» 2.Посадка комнатных растений.

1 

30.03.20

 

28

1.Опыт « Что сопротивляется магниту?» 2. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

1 

06.04.20

 

29

1. Опыт «Может ли магнит притягивать на расстоянии?»

2.Опыт «Можно ли намагнитить предмет?»

1 

13.04.20

 

30

1.Опыт: «Достань скрепку из стакана с водой»

2.Опы: «Передвижение скрепок по столу

»

1 

20.04.20

 

31

1.Опыт «Магнитные ножницы»

2.Закрепление знаний о свойствах магнита

1 

27.04.20

 

32

1.Опыт: «Песчаный конус»

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

2.Опыт: «Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок»

Цель: Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный мокрый песок.

1 

18.05.20

 

33

1. Игры с песком. Закрепить представления детей о свойствах песка

2.Закрепление полученных знаний.

1 

25.05.20

 

34

Итоговое занятие

1

25.05.20

 

 

Итого:

34

 

 

 

Методическое обеспечение:

Материалы, находящиеся в уголке, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д., расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. 

Оборудование. 

Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. 

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. 

Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д. 

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д. 

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д. 

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. 

Красители: гуашь, акварель и т.д. 

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д. 

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д. 

Дополнительное оборудование 

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов. 

Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге. 

Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента. 

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. 

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

 

Список использованной литературы: 

1.А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» - М:2008г

2.Журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2012г

3. Журнал «Современное дошкольное образование» №3,

4.Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Развёрнутое перспективное планирование по программе «Детство»», 2010г

5.Книга: «365 научных экспериментов»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...