Проект "Мы познаем мир"
проект (младшая группа)

Сенсорное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»

Проект по теме «Мы познаем мир» для детей ранней группы

ОО Познание, развитие речи, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Воспитатель: Симонова Татьяна Александровна,  

1 квалификационная категория

Метлино, 2021

Пояснительная записка 

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - говорится в пункте 4.7 ФГОС.  Новая образовательная программа исходит из того, что младший дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития личности.

Актуальность

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.

Цель:

• Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с основными цветами, формами, размером предметов.

Тип проекта: практико-ориентировочный

Продолжительность: Краткосрочный (2 недели)

Состав участников проекта: дети, родители, воспитатели

По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.

Продукт проекта:

 Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

 Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;

 Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

 Выставки детских работ

Проблема: Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, при этом мы столкнулись с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. Также мы столкнулись с тем, что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многоступенчатой методики, учитывающей психофизиологические особенности детей. Недостаточность знаний сенсорных эталонов родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям. Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность. Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.

Задачи:

Обучающие:

• Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

• Формировать полноценное восприятие окружающего мира.

• Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.

Развивающие:

• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный, маленький — синий.

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость.

Для родителей:

• Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.

• Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.

 В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.

Интеграция образовательных областей: проект реализуется через интеграцию образовательных областей:

Познавательное: экспериментирование, дидактические игры.

Социально-коммуникативное: взаимодействие со взрослыми и сверстниками, беседа.

Речевое: словесные игры

Художественно-эстетические: лепка, рисование, аппликация, конструирование.

Физическое: подвижные игры и упражнения

Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы.

Средства и оборудование:

Методические: выставки творчества родителей и детей, дидактические игры.

Организационные: столы, бумага, клей, кисточки, гуашь, цветная бумага, игрушки разных цветов, размеров и форм (кубики, машины, кукольная посуда, куклы, пирамидки, вкладыши, игры на сенсорном столе.

Используемая литература:

Перспективный план по сенсорному развитию

Конспекты занятий по художественной литературе

Картотека по развитию сенсорных возможностей

Этапы реализации проекта «Мы познаем мир»

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап Поисковый

Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию:

 выявление интереса и уровня развития сенсорных возможностей у детей;

анализ степени заинтересованности родителей к участию в проекте.

2 этап

Аналитический

Подборка игр и упражнений по развитию сенсорных навыков.

Изучение литературы педагогического опыта по проблеме развития сенсорных навыков в сети Интернет и методической литературе.

Написание перспективного плана.

Пополнение предметно-развивающей среды Определение цели и задач.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Подборка консультаций для родителей.

С помощью педагога выбирают материалы для игры, несут из дома изготовленные материалы.

3 этап

Практический

Реализация запланированной работы с детьми

Связанность с образовательными областями:

ОО Познавательное развитие

Задачи:

Знакомить с материалами для игр;

Развивать логическое мышление, память, тактильные ощущения, знакомить с основными цветами, размерами, формой.

Д/и «Оденем кукол на прогулку», Игры с мячиками «Колючий-гладкий», Д/И «Собери пирамидку», «Найди такой же по цвету», «Нанизывание бусин разной формы», «Чудесный мешочек», «Найди такого же размера»

ОО Речевое развитие

Задачи

Развивать речь, память.

Обогащать словарный запас

Побуждать к заучиванию коротких стихотворений.

Чтение потешки «Водичка, водичка…» (НОД),

П/игра «Поручения»

ОО Социально-коммуникативное развитие

П/ упражнение «За столом», П/упражнение «Одеваемся на прогулку» (НОД)

ОО Художественно-эстетическое развитие

Задачи: Побуждать детей отражать свои впечатления в лепке, аппликации, рисовании;

Обогащать сенсорный опыт.

Рисование «Печенье для друзей»

Лепка «Разноцветные мячи»(НОД), «Снеговики играют в снежки»

ОО Физическое развитие

Задачи:

Формировать умение различать основные цвета, форму, размер предметов.

Формировать умение детей выполнять элементарные действия.

П/И «Кто больше соберет мячиков в корзину», «Большие, маленькие», «Догоните меня»,

 С удовольствием играют в игры, изготовленные своими руками, рисуют, лепят, конструируют, собирают пирамидки, вкладыши, матрешки.

Пытаются называть цвет, размеры, форму предметов, сопоставлять размеры игрушек с предметами, находят предметы одинаковой формы, цвета и размера, могут определять вкусовые качества.

4 этап Заключительный

Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта (презентация, игровой материал); наличие методических разработок (картотека игр, консультации для родителей).

Предполагаемый результат: Дети узнают и называют основные цвета предметов, называют размеры и некоторые формы предметов, играют в подвижные игр.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

1 неделя

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимные моменты

Понедельник

НОД Познание «Оденем кукол на прогулку» - формировать умение детей называть предметы одежды, ее цвет, размер.

Д/и «Найди такой же формы» - закреплять знания о геометрических фигурах.

Кубики разных размеров и цветов, мозайка.

Вторник

П/И «Кто больше соберет мячиков в корзину» - умение сравнивать цвета и называть их, развивать двигательную активность.

Д/И «Нанизывание бусин разной формы» - формирование умения чередовать предметы по форме.

Мячики, куклы, кукольная посуда разных размеров и цветов, лего-конструктор.

Среда

Д/И «Собери пирамидку» - закрепление качеств предметов (цвет, форма, размер)

П/и «Большие, маленькие» - формировать умение детей выполнять инструкции педагога, развивать двигательную активность.

Д/и «Чудесный мешочек» - упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры.

Практическое упражнение «За столом» - формировать умение детей кушать аккуратно, наклоняясь над тарелкой. После еды проверять чистоту стола (чистый, грязный)

Пирамидки, вкладыши, кубики разных размеров, мелкие машинки, игрушки.

Четверг

П/и «Догоните меня» - формировать умение детей бежать быстро и медленно, укреплять мышцы ног.

Д/и «Узнай и назови» - закрепить название овощей (цвет).

Куклы, одежда для кукол, муляжи овощей, сенсорный стол.

Пятница

П/д игра «Поручения» - формировать умение детей ориентироваться в пространстве, находить предмет по описанию, выполнять просьбы воспитателя.

Лепка «Разноцветные мячи» - формировать умение детей скатывать шарики из пластилина, подбирать цвет пластилина по образцу.

Вкладыши, пирамидки, матрешки.

Работа с родителями привлечь родителей к пополнению развивающей среды в группе. Консультация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Приложение

        

                                             

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

2 неделя        

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимные моменты

Понедельник

Д/и «Пойдем с нами играть» - формировать умение детей различать громкий и тихий звуки, произносить слова громко и тихо.

Д/и «Разрезные картинки» - формировать умение детей из нескольких частей составлять целое.

Куклы, игрушки-животные для игры, разрезные картинки, целые картинки.

Вторник

«Подбери чашки к блюдцам» - формировать умение детей соотносить цвета предметов. См. д/и стр. 62

П/У «Попади в цель» - формировать умение детей бросать мешочек с песком в обручи, лежащие на разном расстоянии от детей. (далеко, близко).

Практическое упражнение «Одеваемся на прогулку» - продолжать формировать умение детей самостоятельно одеваться, при необходимости просить помощи у взрослых, закрепить основные цвета.

Свежие яблоко, лук, обручи, мешочки с песком, кубики разного цвета, размера, куклы, кукольная посуда, одежда.

Среда

НОД Художественная литература Чтение потешки «Водичка, водичка…»  - умение отличать воду в стаканах по температуре (холодная, теплая, горячая).

Д/и «Найди такого же размера» - формировать умение детей различать предметы по величине.

Вода разной температуры в стаканах, матрешки, игры на сенсорном столе, мозайка, вкладыши.

Четверг

П/И «Большие ноги…» - формировать умение детей выполнять большие и маленькие шаги.

Рисование «Печенье для друзей» - формировать умение детей правильно держать кисть, называть основные цвета.

Хождение по дорожке для босохождения – способствовать профилактике плоскостопия.

Раздаточный материал: круги и квадраты, вкладыши, пирамидки.

Пятница

Игры с мячиками «Колючий-гладкий» - умение различать колючий и гладкий мячики, называть качество мячиков, их цвет.

Д/И «Тяжело-легко» - умение различать вес предметов.

Гладкие мячики, су-джок шарики, одинаковые предметы, но разные по весу.

Работа с родителями Книжка-игрушка «Игры и пособия для развития сенсорных возможностей детей 2-3 лет»

Анкета для родителей «Сенсорное развитие ребенка»

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка?

Да

Нет

Не знаю

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте?

Считаю нужным

Не считаю нужным

Затрудняюсь ответить

3. Как вы оцениваете уровень развития у Вашего ребенка всех видов восприятия?

Высокий

Средний

Низкий

4. Если у вас дома игры по сенсорному воспитанию?

Да

Нет

Не знаю

5. Как часто вы занимаетесь ими с ребенком?

Ежедневно

2-3 раза в неделю

Не занимаюсь совсем

6. Требуется ли Вам помощь в проблеме сенсорного воспитания?

Да

Нет

7. В какой форме Вы хотели бы получать методические рекомендации по вопросам сенсорного воспитания?

Лекция

Консультация

Демонстрационный материал

Спасибо за сотрудничество!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....

Конспект занятия на тему: "Познай себя".

Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей  интерес к познанию своего тела.  Учить избегать ситуаций, приносящих  вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....