Проект "Мы познаем мир"
проект (младшая группа)
Сенсорное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.65 КБ |
![]() | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Колосок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников»
Проект по теме «Мы познаем мир» для детей ранней группы
ОО Познание, развитие речи, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Воспитатель: Симонова Татьяна Александровна,
1 квалификационная категория
Метлино, 2021
Пояснительная записка
Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - говорится в пункте 4.7 ФГОС. Новая образовательная программа исходит из того, что младший дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития личности.
Актуальность
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир, во многом зависит его психическое развитие.
Цель:
• Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с основными цветами, формами, размером предметов.
Тип проекта: практико-ориентировочный
Продолжительность: Краткосрочный (2 недели)
Состав участников проекта: дети, родители, воспитатели
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта:
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
Выставки детских работ
Проблема: Уделяя много времени формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста, при этом мы столкнулись с определенными трудностями. Это во многом обусловлено, с одной стороны, характерными особенностями психического развития наших детей, а с другой стороны - отсутствии системности знаний по этому вопросу. Также мы столкнулись с тем, что литературы и методических разработок по этому вопросу достаточно, но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у разных авторов. Нет многоступенчатой методики, учитывающей психофизиологические особенности детей. Недостаточность знаний сенсорных эталонов родителями заинтересованности и умений о способах подачи их детям. Помочь правильно сформировать у детей сенсорные эталоны через игровую деятельность. Развивать мышление и воображение ребёнка. Побуждение думать и анализировать, делать выводы и обобщения.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.
• Формировать полноценное восприятие окружающего мира.
• Формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет.
Развивающие:
• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющие одинаковое название, но разные по цвету, или большой мяч-красный, маленький — синий.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Для родителей:
• Раскрыть творческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности.
• Активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.
В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.
Интеграция образовательных областей: проект реализуется через интеграцию образовательных областей:
Познавательное: экспериментирование, дидактические игры.
Социально-коммуникативное: взаимодействие со взрослыми и сверстниками, беседа.
Речевое: словесные игры
Художественно-эстетические: лепка, рисование, аппликация, конструирование.
Физическое: подвижные игры и упражнения
Предметно-пространственная развивающая среда: все мероприятия проекта реализуются на базе группы.
Средства и оборудование:
Методические: выставки творчества родителей и детей, дидактические игры.
Организационные: столы, бумага, клей, кисточки, гуашь, цветная бумага, игрушки разных цветов, размеров и форм (кубики, машины, кукольная посуда, куклы, пирамидки, вкладыши, игры на сенсорном столе.
Используемая литература:
Перспективный план по сенсорному развитию
Конспекты занятий по художественной литературе
Картотека по развитию сенсорных возможностей
Этапы реализации проекта «Мы познаем мир» | ||
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 этап Поисковый | Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: выявление интереса и уровня развития сенсорных возможностей у детей; анализ степени заинтересованности родителей к участию в проекте. | |
2 этап Аналитический | Подборка игр и упражнений по развитию сенсорных навыков. Изучение литературы педагогического опыта по проблеме развития сенсорных навыков в сети Интернет и методической литературе. Написание перспективного плана. Пополнение предметно-развивающей среды Определение цели и задач. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей. Подборка консультаций для родителей. | С помощью педагога выбирают материалы для игры, несут из дома изготовленные материалы. |
3 этап Практический | Реализация запланированной работы с детьми Связанность с образовательными областями: ОО Познавательное развитие Задачи: Знакомить с материалами для игр; Развивать логическое мышление, память, тактильные ощущения, знакомить с основными цветами, размерами, формой. Д/и «Оденем кукол на прогулку», Игры с мячиками «Колючий-гладкий», Д/И «Собери пирамидку», «Найди такой же по цвету», «Нанизывание бусин разной формы», «Чудесный мешочек», «Найди такого же размера» ОО Речевое развитие Задачи Развивать речь, память. Обогащать словарный запас Побуждать к заучиванию коротких стихотворений. Чтение потешки «Водичка, водичка…» (НОД), П/игра «Поручения» ОО Социально-коммуникативное развитие П/ упражнение «За столом», П/упражнение «Одеваемся на прогулку» (НОД) ОО Художественно-эстетическое развитие Задачи: Побуждать детей отражать свои впечатления в лепке, аппликации, рисовании; Обогащать сенсорный опыт. Рисование «Печенье для друзей» Лепка «Разноцветные мячи»(НОД), «Снеговики играют в снежки» ОО Физическое развитие Задачи: Формировать умение различать основные цвета, форму, размер предметов. Формировать умение детей выполнять элементарные действия. П/И «Кто больше соберет мячиков в корзину», «Большие, маленькие», «Догоните меня», | С удовольствием играют в игры, изготовленные своими руками, рисуют, лепят, конструируют, собирают пирамидки, вкладыши, матрешки. Пытаются называть цвет, размеры, форму предметов, сопоставлять размеры игрушек с предметами, находят предметы одинаковой формы, цвета и размера, могут определять вкусовые качества. |
4 этап Заключительный | Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта (презентация, игровой материал); наличие методических разработок (картотека игр, консультации для родителей). |
Предполагаемый результат: Дети узнают и называют основные цвета предметов, называют размеры и некоторые формы предметов, играют в подвижные игр.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |||
1 неделя | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Индивидуальная деятельность с детьми | Образовательная деятельность в режимные моменты | |
Понедельник | НОД Познание «Оденем кукол на прогулку» - формировать умение детей называть предметы одежды, ее цвет, размер. | Д/и «Найди такой же формы» - закреплять знания о геометрических фигурах. | Кубики разных размеров и цветов, мозайка. | |
Вторник | П/И «Кто больше соберет мячиков в корзину» - умение сравнивать цвета и называть их, развивать двигательную активность. | Д/И «Нанизывание бусин разной формы» - формирование умения чередовать предметы по форме. | Мячики, куклы, кукольная посуда разных размеров и цветов, лего-конструктор. | |
Среда | Д/И «Собери пирамидку» - закрепление качеств предметов (цвет, форма, размер) П/и «Большие, маленькие» - формировать умение детей выполнять инструкции педагога, развивать двигательную активность. | Д/и «Чудесный мешочек» - упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры. | Практическое упражнение «За столом» - формировать умение детей кушать аккуратно, наклоняясь над тарелкой. После еды проверять чистоту стола (чистый, грязный) | Пирамидки, вкладыши, кубики разных размеров, мелкие машинки, игрушки. |
Четверг | П/и «Догоните меня» - формировать умение детей бежать быстро и медленно, укреплять мышцы ног. | Д/и «Узнай и назови» - закрепить название овощей (цвет). | Куклы, одежда для кукол, муляжи овощей, сенсорный стол. | |
Пятница | П/д игра «Поручения» - формировать умение детей ориентироваться в пространстве, находить предмет по описанию, выполнять просьбы воспитателя. | Лепка «Разноцветные мячи» - формировать умение детей скатывать шарики из пластилина, подбирать цвет пластилина по образцу. | Вкладыши, пирамидки, матрешки. | |
Работа с родителями привлечь родителей к пополнению развивающей среды в группе. Консультация «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» |
Приложение
| Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | ||
2 неделя | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Индивидуальная деятельность с детьми | Образовательная деятельность в режимные моменты | |
Понедельник | Д/и «Пойдем с нами играть» - формировать умение детей различать громкий и тихий звуки, произносить слова громко и тихо. | Д/и «Разрезные картинки» - формировать умение детей из нескольких частей составлять целое. | Куклы, игрушки-животные для игры, разрезные картинки, целые картинки. | |
Вторник | «Подбери чашки к блюдцам» - формировать умение детей соотносить цвета предметов. См. д/и стр. 62 | П/У «Попади в цель» - формировать умение детей бросать мешочек с песком в обручи, лежащие на разном расстоянии от детей. (далеко, близко). | Практическое упражнение «Одеваемся на прогулку» - продолжать формировать умение детей самостоятельно одеваться, при необходимости просить помощи у взрослых, закрепить основные цвета. | Свежие яблоко, лук, обручи, мешочки с песком, кубики разного цвета, размера, куклы, кукольная посуда, одежда. |
Среда | НОД Художественная литература Чтение потешки «Водичка, водичка…» - умение отличать воду в стаканах по температуре (холодная, теплая, горячая). | Д/и «Найди такого же размера» - формировать умение детей различать предметы по величине. | Вода разной температуры в стаканах, матрешки, игры на сенсорном столе, мозайка, вкладыши. | |
Четверг | П/И «Большие ноги…» - формировать умение детей выполнять большие и маленькие шаги. | Рисование «Печенье для друзей» - формировать умение детей правильно держать кисть, называть основные цвета. | Хождение по дорожке для босохождения – способствовать профилактике плоскостопия. | Раздаточный материал: круги и квадраты, вкладыши, пирамидки. |
Пятница | Игры с мячиками «Колючий-гладкий» - умение различать колючий и гладкий мячики, называть качество мячиков, их цвет. | Д/И «Тяжело-легко» - умение различать вес предметов. | Гладкие мячики, су-джок шарики, одинаковые предметы, но разные по весу. | |
Работа с родителями Книжка-игрушка «Игры и пособия для развития сенсорных возможностей детей 2-3 лет» |
Анкета для родителей «Сенсорное развитие ребенка»
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка?
Да
Нет
Не знаю
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте?
Считаю нужным
Не считаю нужным
Затрудняюсь ответить
3. Как вы оцениваете уровень развития у Вашего ребенка всех видов восприятия?
Высокий
Средний
Низкий
4. Если у вас дома игры по сенсорному воспитанию?
Да
Нет
Не знаю
5. Как часто вы занимаетесь ими с ребенком?
Ежедневно
2-3 раза в неделю
Не занимаюсь совсем
6. Требуется ли Вам помощь в проблеме сенсорного воспитания?
Да
Нет
7. В какой форме Вы хотели бы получать методические рекомендации по вопросам сенсорного воспитания?
Лекция
Консультация
Демонстрационный материал
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В игре ребенок развивается, познает мир, общается
Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....
Конспект занятия на тему: "Познай себя".
Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей интерес к познанию своего тела. Учить избегать ситуаций, приносящих вред...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/03/picture-14620.jpg)
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/04/picture-22557.jpg)
Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»
цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-32455-1477793239.gif)
Жители пустыни» (занятие в подготовительной к школе группе Раздел «Учимся рисовать», «Познаем мир») Форма проведение: занятие - путешествие
Учить рисовать оттенки цветов ( желтого).Выполнять аппликации в нетрадиционной технике....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/18/picture-960380-1508319640.jpg)
Программа "Познаешь себя - познаешь других"
России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/30/picture-1022532-1606718439.jpg)
Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»
Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....