СТАТЬЯ Патриотическое воспитание старших дошкольников через чтение художесивенной литературы
статья (подготовительная группа)

Олейник Елена Александровна

Патриотизм – сложное , высокое и обширное по своему содержанию чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Обращение к истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.

Актуальность темы очевидна, т. к. в наши дни нарушились традиции, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Не во всех современных семьях вопросы воспитания патриотизма считаются важными. Поэтому так важно теперь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.

Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима

В народной сказке содержится большой потенциал для формирования патриотических представлений у дошкольников. Она приобщает детей к традициям народной культуры, формирует у них интерес к родному краю, создает представления об основных событиях истории и народных праздниках, способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, уважение к старшим, честность, скромность, трудолюбие.

Возможности сказки в формировании патриотических представлений старших дошкольников следующие:

  • формирование приобщенности дошкольников к традициям народной культуры и традиционному нравственному укладу жизни русского народа;
  • создание у детей представлений о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;
  • формирование уважения и интереса к родному краю, его истории, отечественной духовной культуре и ее ценностям;
  • воспитание бережного и заботливого отношения к животному и растительному миру, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);
  • формирование бережного отношения к семейным реликвиям, книгам;
  • развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу.

О.В. Авраменко и Г.А. Корякина определили основные направления воспитательного воздействия на дошкольников посредством использования фольклорного материала:

  • воспитание уважительного отношения к семье, к труду;
  • формирование представлений о добре и зле, которые включают стремление к ценностям правды, справедливости, сострадания, взаимопомощи;
  • воспитание любви к языку, истории и культуре своего народа [1, с. 26].

В результате целенаправленного включения народной сказки в решение задач патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста могут сформироваться такие качества личности, как патриотизм, доброта, справедливость, трудолюбие, общительность, общая культура поведения и речевая культура.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).У ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован [8].То есть дети уже способны воспринимать поэтическое слово и в связи с этим появляется возможность использовать поэтическое слово.

В связи с этим, можно утверждать, что огромным потенциалом в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников обладают сказки А.С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что:

‒ знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как зачастую в сказках Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «…Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, – Говорит одна девица…»;

‒ способствуют формированию нравственных эталонов. Прежде всего, трудолюбия, доброты, смелости и т.д. так же формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности: «Он рыбачил тридцать лет и три года, и не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе”…» [5, c. 103];

‒ обогащают знания об окружающей природе и жизни: «…Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны, На брег песчаный и пустой…»;

‒ прививают интерес к русскому слову и чувство прекрасного: «…Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный, Свои мне сказки говорил».

Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несет в себе какой-либо нравственный урок: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» [5, c. 97].

Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в ее бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

Но патриотическое воспитание дошкольников не ограничивается только сказками, помимо выдуманных волшебных и народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Продолжая тему служения отечеству уместно поговорить о стихах и рассказах о Великой Отечественной войне , являющихся одной из важнейших составляющих патриотического воспитания. Поэзия о Великой Отечественной войне рассказывает о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе с врагом – являются высокохудожественным средством воспитания. Детям не понять что такое война? Они не видели и не слышали этого ужаса, но пусть знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через художественные произведения. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость войны.

Особенно сильное воспитательное воздействие на развитие патриотизма у детей оказывают рассказы, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми. Чтобы поговорить с детьми на тему «Наши защитники в мирные дни» для чтения с детьми подойдет стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Целое занятие можно посветить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию .

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых слжных задач нашего времени, которая приобретает острую актуальность. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия педагогов и родителей, ответственность взрослых за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Авраменко, О. В. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором [Текст] / О. В. Авраменко, Г. А. Корякина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 31 (3). – С. 76-82.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.

3. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – М.: Педагогика, 1988.

4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.

5. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Нравственно – патриотическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1 – С. 126–130.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ.– 2005.– №1.

7. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

8. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ. высш и сред, пед учеб заведений. 3-е изд.

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patriotvospitaniedoshkcherezchteniehudlit.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Патриотизм – сложное , высокое и обширное по своему содержанию чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Обращение к истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.

Актуальность темы очевидна, т. к. в наши дни нарушились традиции, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Не во всех современных семьях вопросы воспитания патриотизма считаются важными. Поэтому так важно теперь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения.

Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.

Важную роль в формировании нравственно-патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима

В народной сказке содержится большой потенциал для формирования патриотических представлений у дошкольников. Она приобщает детей к традициям народной культуры, формирует у них интерес к родному краю, создает представления об основных событиях истории и народных праздниках, способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, уважение к старшим, честность, скромность, трудолюбие.

Возможности сказки в формировании патриотических представлений старших дошкольников следующие:

  • формирование приобщенности дошкольников к традициям народной культуры и традиционному нравственному укладу жизни русского народа;
  • создание у детей представлений о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;
  • формирование уважения и интереса к родному краю, его истории, отечественной духовной культуре и ее ценностям;
  • воспитание бережного и заботливого отношения к животному и растительному миру, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);
  • формирование бережного отношения к семейным реликвиям, книгам;
  • развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу.

О.В. Авраменко и Г.А. Корякина определили основные направления воспитательного воздействия на дошкольников посредством использования фольклорного материала:

  • воспитание уважительного отношения к семье, к труду;
  • формирование представлений о добре и зле, которые включают стремление к ценностям правды, справедливости, сострадания, взаимопомощи;
  • воспитание любви к языку, истории и культуре своего народа [1, с. 26].

В результате целенаправленного включения народной сказки в решение задач патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста могут сформироваться такие качества личности, как патриотизм, доброта, справедливость, трудолюбие, общительность, общая культура поведения и речевая культура.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).У ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован [8].То есть дети уже способны воспринимать поэтическое слово и в связи с этим появляется возможность использовать поэтическое слово.

В связи с этим, можно утверждать, что огромным потенциалом в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников обладают сказки А.С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что:

‒ знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как зачастую в сказках Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «…Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, – Говорит одна девица…»;

‒ способствуют формированию нравственных эталонов. Прежде всего, трудолюбия, доброты, смелости и т.д. так же формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности: «Он рыбачил тридцать лет и три года, и не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе”…» [5, c. 103];

‒ обогащают знания об окружающей природе и жизни: «…Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках, Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны, На брег песчаный и пустой…»;

‒ прививают интерес к русскому слову и чувство прекрасного: «…Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный, Свои мне сказки говорил».

Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несет в себе какой-либо нравственный урок: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» [5, c. 97].

Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в ее бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.

Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Старшие дошкольники с чувством гордости инсценируют стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Сидя, как бывалые солдаты на привале, возле костра дети (одетые в костюмы солдат 1812 года) вспоминают героизм русских солдат Бородинского сражения. В эти минуты ребёнок чувствует себя богатырём, защитником Отечества.

Но патриотическое воспитание дошкольников не ограничивается только сказками, помимо выдуманных волшебных и народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Продолжая тему служения отечеству уместно поговорить о стихах и рассказах о Великой Отечественной войне , являющихся одной из важнейших составляющих патриотического воспитания. Поэзия о Великой Отечественной войне рассказывает о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе с врагом – являются высокохудожественным средством воспитания. Детям не понять что такое война? Они не видели и не слышали этого ужаса, но пусть знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через художественные произведения. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость войны.

Особенно сильное воспитательное воздействие на развитие патриотизма у детей оказывают рассказы, в которых главными героями являются сами дети и описываются такие жизненные бытовые ситуации, которые, скорее всего, происходили почти со всеми детьми. Чтобы поговорить с детьми на тему «Наши защитники в мирные дни» для чтения с детьми подойдет стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Целое занятие можно посветить чтению стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа», а затем беседе по нему. Чтению отрывка из этого стихотворения о службе в армии побудит в детях чувство гордости за свою армию .

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых слжных задач нашего времени, которая приобретает острую актуальность. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия педагогов и родителей, ответственность взрослых за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Список использованной литературы:

1. Авраменко, О. В. Воспитательная направленность работы по ознакомлению дошкольников с фольклором [Текст] / О. В. Авраменко, Г. А. Корякина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 31 (3). – С. 76-82.

2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.

3. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – М.: Педагогика, 1988.

4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.

5. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Нравственно – патриотическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1 – С. 126–130.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ.– 2005.– №1.

7. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

8. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ. высш и сред, пед учеб заведений. 3-е изд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

План работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с Москвой

Основные направления по патриотическому воспитанию: сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у детей толерантное отношение к другим народам ...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем

В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....

Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного  развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного...