Исследование в лабораториуме
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологии с элементами экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_v_laboratoriume.docx887.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Проведения НОД по ознакомлению детей с неживой природой

с элементами экспериментирования

на тему: «Исследование в лабораториуме».


Тема занятия: «Исследование в лабораториуме».

Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о свойствах воды, посредством экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
  • Закрепить знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах).
  • Продолжать формировать умение у детей обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; заносить результаты эксперимента таблицу.
  • Развивающие:
  • Развивать у детей любознательность, мышление, память, внимание.
  • Способствовать у детей развитию познавательной активности.
  • Развивать у детей навыки проведения опытов.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к воде.
  • Продолжать воспитывать у детей аккуратность во время работы с водой.
  • Продолжать воспитывать у детей интерес к экспериментированию.

Активизация словаря: бесцветная, безвкусная, прозрачная, снег, сосулька, ручей, град, дождь, град, снежинка, вкус, запах, ледоход.

Предшествующая работа: беседа с детьми на тему: «Вода нужна всему живому»; проведение дидактической игры «Какой бывает вода?», «Знаем, знаем!».

Подготовка воспитателя: продумала методику написания конспекта и его проведения. Выучила конспект проведения. Подобрала материал соответствующий возрастной группе, подобрала иллюстративный материал.

Оборудование: картинка «Капельки»; картинки, где присутствует вода; карточки о свойствах воды; одноразовые стаканчики с водой; разнообразные сосуды; сахар; баночки с краской; краски, кисточка, салфетки бумажные; кусочек сахар; таблицы для занесения результатов эксперимента.

Организация и методика проведения занятия:

I.Мотивационно-побудительный этап.

(Стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, кто- то к нам пришел? Я сейчас посмотрю.

- Кто это?

(Капелька).

Капелька: Вы меня узнали? Я – Капелька воды! Я пришла к вам в гости. Я со своими сестричками долго путешествовала и мне очень интересно, чем вы занимались, что нового узнали, пока меня не было.

Воспитатель: Капелька, мы говорили о тебе. Ты посиди послушай, посмотри, что мы нового узнали о тебе. Послушайте стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

II.Поисково-исследовательский этап.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их и найдите отгадки.

Скатерть бела всю землю одела. (Снег)

Растет она вниз головою

Не летом растет – а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Меня ждут – не дождутся,

А как завидят – разбегутся. (Дождь)

К маме – речке бегу.

И молчать я не могу.

Я сынок ее родной,

А родился я весной. (Ручей)

На земле осталась я

После летнего дождя.

Разлеглась среди дороги,

Кто пройдет – промочит ноги. (Лужа)

Белый падает горох прямо на голову – Ох!

Он сбивает с яблонь цвет и полям приносит вред. (Град)

Покружилась звездочка в воздухе немножко.

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Воспитатель: Ребята, скажите, что объединяет ответы на все загадки – ручей, лужа, сосулька, дождь и т.п.

Дети: Это всё вода. Если снег растает или сосулька растает, то получится вода. Если мы с вами поставим ведёрко, во время дождя, а потом достанем, поставим и через некоторое время посмотрим в него, то в нём тоже будет вода.

Воспитатель: Для чего нужна вода и как мы ее используем? (Картинки)

- Капелька, мы приглашаем тебя в нашу маленькую лабораторию. А вы, ребята, сегодня будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой.

Воспитатель: Кто мне напомнит правила безопасности?

Дети: Ничего нельзя трогать без разрешения воспитателя, нельзя толкаться, кричать, в рот ничего нельзя брать.

Воспитатель: Молодцы, всё вспомнили.

Воспитатель демонстрирует детям картинку, что можно, а, что нельзя делать, тем самым напоминая про правила безопасности.

Опыт №1. «Вода бесцветная».

На столе стакан воды, стакан молока и две трубочки.

Воспитатель: Что у вас в первой стакане?

Дети: Молоко.

Воспитатель: Какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Воспитатель: Что можно сказать про воду?

Дети: Она прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Как вы это узнали? Что вы сделали?

Дети: В оба стакана положили палочки. В стакане с водой палочку видно, а в стакане с молоком не видно.

Вывод делают дети: Вода прозрачная, а молоко непрозрачное. Вода меняет цвет, если в нее что-то добавили.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, стакана молока и воды нужно поставить +, если данное вещество обладает свойством прозрачности, -, если не обладает данным свойством.

ОПЫТ №1

https://prolight.co.uk/wp-content/uploads/2019/06/LDR20101420_U01-1.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/230233/pub_5b1568b5ad0f22c86246474c_5b156b35bed23000a815b70a/scale_1200

+/-

http://clipart-library.com/new_gallery/74-744357_water-glass-drinking-water-pint-glass.png

+/-

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода изменяет цвет. Хотите убедиться в этом? Сейчас я покажу фокус. (На столе 3 баночки с крышками. На крышках гуашь. Закрываю баночки и взбалтываю. Вода меняет цвет).

Воспитатель: Дети, как можно окрасить воду?

Дети: Добавить краску.

Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). 

Воспитатель: В каком стаканчике краска быстрее растворится?

Дети: В стакане с тёплой водой.

Воспитатель: Как окрасится вода, если красителя будет больше?

Дети: Вода станет более окрашенной.

Вывод делают дети: Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, стакана с горячей водой и холодной нужно поставить +, если краска быстро растворяется в воде, -, если краска долго растворяется.

ОПЫТ №1.1

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1370328/c94b86eb-46db-4f28-8b07-9762485d873e/s1200?webp=false

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-chai37.jpg

+/-

http://pngimg.com/uploads/water_glass/water_glass_PNG15228.png

+/-

Воспитатель: Пришло время, ребята, отдохнуть.

Разминка:

Капля – раз, капля два,

Очень медленно сперва (прыжки на месте на двух ногах)

А потом быстрей, быстрей (бег на месте)

А мы зонтики раскрыли

От дождя себя укрыли (руки согнули над головой)

Воспитатель: Ну, вот, отдохнули и снова за работу. У нас еще есть, что рассказать Капельке интересного.

Опыт №2. «Вода не имеет вкуса и запаха».

Воспитатель: Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы?

Дети: Да.

Воспитатель: Как это можно определить имеет ли вода вкус и запах?

Дети: Понюхать, попробовать.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.

- Какая она? Соленая, сладкая, горькая?

Дети: Она безвкусная.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам положить в стаканчик с водой сахар, который находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая.

Вывод делают дети: Вода не имеет вкуса и запаха. Но вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, стакана с водой и стакана с водой и сахаром нужно поставить +, если имеет вкус и запах, -, если не имеет.

ОПЫТ №2

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7-nNA7L8j6eNVBD_ZeCpVWKdvqvP3AXETLdEg=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

https://img1.freepng.ru/20180426/bpw/kisspng-computer-icons-communication-organization-informat-5ae1b2285bbed6.4852397015247406483758.jpg

http://clipart-library.com/new_gallery/74-744357_water-glass-drinking-water-pint-glass.png

+/-

+/-

+http://clipart-library.com/new_gallery/74-744357_water-glass-drinking-water-pint-glass.pnghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1863639/pub_5cf695bbd98ba600b18b05b0_5cf6a22c254b9f00af8a638d/scale_1200

+/-

+/-

Опыт №3. Вода – жидкая, не имеет формы.

Воспитатель: Вы согласны, что вода переливается, жидкая, не имеет формы.

Дети: Согласны.

Воспитатель: Как это можно доказать?

- На столе стоит тазик, стаканчики с водой, сосуды разной формы. Мы сейчас с вами попробуем перелить воду из стаканчиков в тазик, в другие сосуды.

- Что вы сейчас сделали с водой?

Дети: Вылили, перелили.

Вывод делают дети: Вода льется, переливается. Она не имеет формы. Принимает ту форму, в каком сосуде она находится.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю занести результаты эксперимента в табличку. Напротив, капли воды нужно поставить +, если она льётся, переливается, принимает форму, в каком сосуде она находится, -, если не имеет форму.

ОПЫТ №3

https://fruitnews.ru/images/38.jpg

https://img2.freepng.ru/20180525/khe/kisspng-computer-icons-symbol-triangle-shape-geometric-background-5b085ef0183602.5125302715272752480992.jpg

https://img2.freepng.ru/20180331/akw/kisspng-chemistry-test-tubes-laboratory-glassware-laborato-laboratory-5abf621e3e4a49.0221010115224919342552.jpg

https://i.pinimg.com/originals/a6/38/87/a63887179bf15a01b46a932c9952eb9a.jpg

+/-

+/-

+/-

III.Заключительный этап (рефлексия).

Воспитатель: Капелька, посмотри какие ребята молодцы! Сколько уже нового они нам рассказали. Хорошо потрудились,

Капелька: Да, вы большие молодцы! К сожалению, мне пора возвращаться к себе домой. До свидания ребята!

(Дети прощаются с Капелькой).

Воспитатель:

- Ребята, что вы сегодня узнали интересного?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Возникали у вас трудности при выполнении опытов?

(Ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический аспект исследований речевого развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях

   Речь – основное условие сохранения и развития творческого потенциала человека, особенно в период его роста. Нарушения нормального речевого развития является наиболее частым о...

Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности.

Основные маркетинговые исследования, применяемые в Образовательной организации. Маркетинговые задачи. Маркетинговых инструменты. Использование результатов исследований в управленческой деятельности....

Долгосрочный проект "Лабораториум" для первой младшей группы

Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Нужно всё зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И по...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...