Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности
консультация (подготовительная группа)

Коваль Елена Владимировна

«Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности»

 

В   современном   информационном   обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии   с   другими   людьми. 

 Уже   с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально- психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.

«Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.

Л.Р. Мунирова предложила классификацию коммуникативных умений, разделив их на группы:

  1. Информационно-коммуникативные умения - состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).
  2. Регуляционно-коммуникативные умения - состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями других людей в общении; умений проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения (проявлять помощь, поддержку, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и доверять советам других); умений применять свои индивидуальные способности при решении с партнером по общению совместных задач (использовать речь, движения); умений оценить результаты совместного общения (уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать и понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие

(несогласие),       одобрение     (неодобрение),     оценивать     соответствие     вербального     поведения невербальному).

  1. Аффективно-коммуникативные умения – основываются на умениях делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека.

Выявляют четыре стадии развития потребности в общении ребенка:

  1. На первой стадии развития (от 2 до 6 месяцев) доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого;
  2. В раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве;
  3. В среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) у ребенка появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослого, в самовыражении и в активном взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками;
  4. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения, которые влияют на социальное поведение ребенка в будущем. Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Умение ребенка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. В большинстве случаев, трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо этого, у дошкольника может быть нарушено развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, а также эмоциональная сфера. Низкий уровень развития данных показателей снижает коммуникативные возможности детей.

При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.

Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии ребёнка.

Как же понять, что в дошкольном развитии ребенка что-то упущено и появились проблемы в   

коммуникации? Насторожить родителей должны следующие особенности поведения:

 
 Подпись: 1.	Ребенок остается эмоционально безучастен, когда наблюдает счастливые моменты в жизни других детей,  или когда ему читают сказку на ночь. Он не способен  порадоваться ни успехам сказочных героев, ни удачам своих друзей.
2.	У малыша случаются перепады настроения, которые он не может контролировать: молчание сменяется резким криком, за громким смехом следуют рыдания.
3.	Ребенок ведет себя слишком пассивно или отличается гиперактивностью.
4.	Родные и друзья страдают от его агрессивного поведения. Он постоянно грубит или пытается ударить.
5.	Ребенок стал замыкаться в себе, часто обдумывает что-то. Его мучает какое-то беспокойство или страх коммуникации? Насторожить родителей должны следующие особенности поведения:

 

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников.

  1. Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
  2. Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому- либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать;
  3. Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
  4. Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
  5. Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
  6. Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
  7. Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры

«Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);

  1. Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
  2. Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
  3. Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
  4. Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
  5. Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности»

В   современном   информационном   обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии   с   другими   людьми.  

 Уже   с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально- психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.

«Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.

Л.Р. Мунирова предложила классификацию коммуникативных умений, разделив их на группы:

  1. Информационно-коммуникативные умения - состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).
  2. Регуляционно-коммуникативные умения - состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями других людей в общении; умений проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения (проявлять помощь, поддержку, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и доверять советам других); умений применять свои индивидуальные способности при решении с партнером по общению совместных задач (использовать речь, движения); умений оценить результаты совместного общения (уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать и понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие

(несогласие),        одобрение        (неодобрение),        оценивать        соответствие        вербального        поведения невербальному).

  1. Аффективно-коммуникативные умения – основываются на умениях делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека.

Выявляют четыре стадии развития потребности в общении ребенка:

  1. На первой стадии развития (от 2 до 6 месяцев) доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого;
  2. В раннем и младшем дошкольном возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве;
  3. В среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) у ребенка появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослого, в самовыражении и в активном взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками;
  4. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании.

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения, которые влияют на социальное поведение ребенка в будущем. Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Умение ребенка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. В большинстве случаев, трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо этого, у дошкольника может быть нарушено развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, а также эмоциональная сфера. Низкий уровень развития данных показателей снижает коммуникативные возможности детей.

При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.

Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии ребёнка.

Как же понять, что в дошкольном развитии ребенка что-то упущено и появились проблемы в  

коммуникации? Насторожить родителей должны следующие особенности поведения:

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников.

  1. Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
  2. Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому- либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать;
  3. Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
  4. Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
  5. Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
  6. Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
  7. Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры

«Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);

  1. Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
  2. Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
  3. Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
  4. Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
  5. Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коммуникативные качества личности и их роль в общении"

Коммуникативные качества относятся к категории социально значимых, следовательно оказывают влияние на процесс общения. Общаясь, человек раскрывает себя. Ниже приведены показатели сформированности навы...

"формирование обобщенного представления о дружбе, через развитие коммуникативных качеств личности дошкольников".

        "Что такое дружба?"Цель: Развитие социально-нравственных отношений, по средствам креативных методов.Задачи: Обогащать лексику синонимами, эпитетами; учить связывать ...

Методическое объединение воспитателей групп компенсирующей направленности. Тема: «Квест-технологии, как инновационная форма развития социально-коммуникативных качеств личности детей с ОВЗ»

Инновационные технологии - это новейшие внедренные методы и инструменты, приемы, средства, которые обладают повышенной эффективностью по результатам интеллектуальной деятельности педагога....

«Новогодние хороводные игры, как одно из средств воспитания нравственных и коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника»

Материал будет полезен  музыкальным руководителям, воспитателям при подготовке к новогоднему празднику....

Развитие коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста.

Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд – это уже общение. Пусть пока в нем преобладает чувство, эмоция, а смысла мало, но именно в это...

Развитие социальных и коммуникативных качеств личности старшего дошкольника через социокультурные традиции.

Значитеьное внимание в дошкольном детстве необхдимо уделять развитию социальной компетентности.  Уметь понимать другого человека, научиться ему сопереживать и сочувствовать, удовлетворяя сво...