"Коммуникативные качества личности и их роль в общении"
статья по теме

Подолинская Лидия Евгеньевна

Коммуникативные качества относятся к категории социально значимых, следовательно оказывают влияние на процесс общения. Общаясь, человек раскрывает себя. Ниже приведены показатели сформированности навыков речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_wordpad.doc53.84 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные качества личности и их роль в общении.

Под коммуникативными качествами личности будем понимать те индивидуальные устойчивые личностные особенности, которые оказывают влияние на характер общения человека, его эффективность (или неэффективность). Р.С.Немов выделяет понятие коммуникативных способностей – это «умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность» . Очевидно, что эти понятия родственны друг другу, но, на наш взгляд, коммуникативные способности становятся коммуникативными качествами личности только в том случае, когда они становятся элементом общей структуры личности человека. В этом случае они становятся специфическим, индивидуальным способом реагирования человека  в процессе общения, на который наносят свой отпечаток все элементы структуры личности.  Таким образом, можно сказать, что коммуникативные способности постепенно «перерастают» в коммуникативные качества дошкольников.

Но, с другой стороны, к коммуникативным качествам личности можно отнести и такие её особенности, которые отражают не только «техническую» сторону общения, но и эмоциональную, мотивационную значимость этого процесса для субъекта общения. К таким, например, можно отнести уровень эмпатии или устоявшийся способ реагирования в конфликтных ситуациях.

Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Богатство и разнообразие жизненного опыта, как правило, положительно коррелирует с развитостью коммуникативных способностей. В общении – сначала через прямое подражание, а затем через словесные конструкции – приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Коммуникативные качества относятся к категории социально значимых свойств личности в силу их влияния на процесс взаимодействия ребёнка с окружением, а значит их развитие способствует повышению социальной компетентности дошкольников.

Коммуникативные качества оказывают влияние на процесс и характер общения. Общаясь, человек «показывает», раскрывает себя, свои личные особенности, черты характера. Но, по мере развития,  в том числе и развития коммуникативных качеств, общение само по себе приобретает для человека особую ценность, переходя на личностный уровень. «Истинное общение направлено на удовлетворение потребности, которая представляет собой особую, не смешивающуюся с другими нуждами человека духовную потребность» . Личностное общение формирует человека как личность, даёт ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.  Кроме этого, опыт общения, приобретённый человеком при этом,  переосмысливается им и оказывает влияние на развитие коммуникативных качеств.  Таким образом, общение и развитие коммуникативных способностей являются тесно взаимосвязанными процессами.

Ребёнок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Постепенно углубляется и становится более разнообразным и богатым содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются  ко ммуникативные качества. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, чётко разграничиваются  и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой  воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения, совершенствуются коммуникативные способности

«Развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции» , отмечает Р.С.Немов. На наш взгляд, коммуникативные качества личности не ограничиваются последними; особо следует выделить эмоциональную их составляющую, так как общение дошкольников особенно богато эмоциями. Общение становится полноценным только в том случае, если ребёнок владеет «языком чувств». Под понятием «овладение языком чувств»  будем иметь в виду следующие категории, выделенные Г.Любиной :

  1. Овладение особо лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность «прояснить», определить желания, цели, ощущения и самоощущение.
  1. Овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты.
  1. Освоение большого пласта «волшебных слов», то есть слов вежливости, отражающих доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.
  1. Умение делать комплименты, то есть составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных лов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы.
  1. Умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словами, а также читать «язык тела» – мимики, жестов, поз и т.п.

Таким образом, коммуникативные качества ребёнка обеспечивают ему «умение общаться», столь необходимое каждому человеку в жизни. Рассмотрим подробнее некоторые  основные коммуникативные качества личности, исследованию которых у детей дошкольного  возраста и посвящена  данная работа.

Рефлексия. Рефлексия рассматривается как самоуглубление, обращённость познания на свой внутренний мир; видение своей позиции со стороны; способность  имитировать мысли партнёра. Рефлексивные особенности личности характеризуют интеллект человека, а также гибкость его поведения, то есть способность ориентироваться в обстановке.

Обратная связь. Под ней в общении понимается техника и приёмы получения информации о партнёре по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнёром и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники, какими являются дети,  чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать. Механизм обратной связи предполагает умение партнёра соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определённой реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся  человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнёра. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Саморегуляция. Умение сдерживать свои чувства и владеть собой в эмоционально значимых ситуациях высоко ценится среди детей. Но с другой стороны, именно этого навыка детям всегда и не достаёт, потому что они – дети. Проявления негативных эмоций, как правило не приветствуются детьми (вспомним, например, дразнилку против плакс: рёва-корова). «Детское сообщество, обычно ориентированное прежде всего на групповые ценности, не любит плакс по двум главным причинам. Во-первых, потому что «рёва», расплакавшись, легко блокирует события, притягивая внимание к себе, и этим нарушает деятельность группы (например, игру). Во-вторых, она непроизвольно может стать ябедой: громкий плач – это всегда сигнал для взрослых…» .

Свобода  (или  застенчивость) в общении. Излишняя патологическая застенчивость в детстве и юности является бичом довольно многих людей. Так, Н.П.Аникеева приводит воспоминания Ираклия Андронникова: «Мешала мне больше всего патологическая застенчивость, которая странным образом уживалась с беспечностью и безудержным желанием смешить, лицедействовать, причём, как только я скрывался за образом, скованность начисто исчезала. А начну от себя рассказывать – дрожу!…»  . Свобода в общении является чаще всего следствием уверенности в себе человека и может характеризоваться как положительное коммуникативное качество. Но, не имея возможности в рамках данного исследования обсудить механизмы повышения уверенности человека в себе, ограничимся поведенческим аспектом, проявляющимся в общении – то есть умением свободно держаться в общении.

 Умение слушать. «Бог дал человеку два уха – и только один рот, – писал две тысячи лет назад Эпиктетус Стоик, – для того, чтобы человек слышал вдвое больше того, что говорит».  Умение слушать – одно из тех умений, которым человек учится в течении всей жизни, но, тем не менее, каждый из нас знает немало взрослых людей, не обладающих им. Следовательно, надо не только учить детей слушать, но и с детства прививать им  умение ценить слово другого человека – оно обогащает обе общающиеся стороны и выводит общение на личностный уровень.

Эмпатия. Под эмпатией подразумевается способность понимать психические состояния других людей; сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другим человеком. Чрезвычайно развитая в раннем детстве, когда малыш по одному взгляду близкого человека, по звуку его шагов может угадать настроение, эта способность часто утрачивается к школьному возрасту. Одним из следствий этого становится, например,  пресловутая «бессмысленная жестокость подростков». Эмпатию вряд ли можно рассматривать как навык общения или элемент обратной связи, так как она, кроме эмоциональной сферы, тесно связана с социально-нравственными установками личности, но её наличие или отсутствие у ребёнка безусловно влияет на характер его общения.

Уровень развития невербального общения. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.  Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Трудно не согласиться с тем, что невербальное поведение партнёров по общению намного больше говорит о характере их общения, чем речевое, вербальное. Навыки невербального общения являются одной из важнейших составляющих «умения общаться».

Уровень развития навыков речевого общения. «Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также и средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и у человека, по крайней мере в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также ещё не связана с интеллектом». Но человека не может удовлетворять  такая весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути, кроме означивания речевых высказываний, то есть отнесения передаваемого содержания к какому либо известному виду предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщённого абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть основной путь совершенствования человеческой речи. Среди показателей сформированности навыков речевого общения А.Максаков выделяет следующие:

  • охотно или нет вступает ребёнок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;
  • может или нет поддержать ребёнок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему;
  • как говорит ребёнок с детьми: много, мало, молчалив;
  • умеет ли ребёнок вежливо обращаться ко взрослым и сверстникам;
  • как называет взрослых: по имени и отчеству, на «вы» или иначе;
  • здоровается ли первым с людьми или нуждается в напоминании, не забывает ли попрощаться;
  • умеет ли благодарить за оказанную помощь, пользуется ли при этом словами «спасибо», «извините» и т.д.;
  • встречается ли в речи ребёнка ненормативная лексика;
  • умеет ли ребёнок в зависимости от обстоятельств или ситуации общения пользоваться различной громкостью голоса (во время еды, отхода ко сну говорить шёпотом, тихо; на занятиях – достаточно громко);
  • умеет ли до конца выслушивать своего собеседника или часто отвлекается, имеет ли склонность перебивать говорящего;
  • умеет ли ребёнок спокойно договариваться с другими детьми: распределять роли в игре, обязанности в труде, согласовывать свои действия;
  • каков у ребёнка тон общения: доброжелательный, снисходительный, требовательный;
  • прислушивается ли он к замечаниям  старших по поводу культуры его общения, стремится ли избавиться от своих недостатков;
  • умеет ли свободно выступать перед детьми, незнакомыми людьми или стесняется, боится  .

Словарный запас. Богатство словарного запаса позволяет человеку наиболее полно и конкретно выразить свои мысли, чувства, отношение к какому-либо предмету, событию. В отличие от невербальных реакций человека в процессе общения, словарный запас и умение «пользоваться» им характеризует скорее мышление, чем эмоционально-волевую составляющую общения. Постоянное пополнение словарного запаса  происходит  при переработке человеком информации. Эта информация не всегда поступает в процессе общения (это могут быть новые понятия, почерпнутые из книг, фильмов и др.), но, будучи переработана в слова-понятия,   играет важное значение в ситуации общения – делает его богаче,  содержательнее.

Эмоциональность общения (адекватность эмоций и эмоциональная выразительность речи).  Чувства и эмоции – это те психологические характеристики, которые насыщают общение и сами по себе являются ценностью для его участников. Эмоциональное общение создаёт у детей особое настроение, развивает интерес и взаимосвязь друг с другом. Это качество тесно связно с невербальным общением, так как эмоции, как правило, гораздо более выражаются невербальными, чем вербальными способами.

Эффективное поведение  в конфликтной ситуации. Как известно, поведение человека в конфликтной ситуации можно условно разделить на пять видов: подавление,  уход, подчинение, компромисс и сотрудничество.  Конфликты являются  неизбежной стороной в общении, бесконфликтного общения с более-менее значимыми людьми практически не существует, и очевидно, что в различных ситуациях человек может выбирать различные пути решения конфликта. Проблемы возникают у человека, когда, вне зависимости от ситуации, он проявляет стереотипное поведение одного-двух  перечисленных направлений. Детей надо учить не бояться конфликтов, творчески подходить к их решению и не позволять эмоциям мешать решению существующей проблемы. Так постепенно эта черта – эффективное поведение в конфликте (но не бесконфликтность!) – становится качеством личности, определяющим общение человека, т.е. коммуникативным качеством.

Кратко охарактеризовав основные  коммуникативные качества личности, можно заметить, что они тесно связаны друг с другом, и зачастую отделить одно от другого бывает сложно. Вместе они образуют сложную личностную структуру, которая характеризует ребёнка как субъекта общения  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"формирование обобщенного представления о дружбе, через развитие коммуникативных качеств личности дошкольников".

        "Что такое дружба?"Цель: Развитие социально-нравственных отношений, по средствам креативных методов.Задачи: Обогащать лексику синонимами, эпитетами; учить связывать ...

Консультация для педагогов:"Игры, развивающие общение и нравственные качества личности"

В данной работе описыватся игры,развивающие общение, их цели,примеры.А также приводятся примеры игр, развивающих нравственные качества личности....

Методическое объединение воспитателей групп компенсирующей направленности. Тема: «Квест-технологии, как инновационная форма развития социально-коммуникативных качеств личности детей с ОВЗ»

Инновационные технологии - это новейшие внедренные методы и инструменты, приемы, средства, которые обладают повышенной эффективностью по результатам интеллектуальной деятельности педагога....

Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности

laquo;Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности» В   современном   информационном   обществе возрастают потребности человека в общении и взаимо...

«Новогодние хороводные игры, как одно из средств воспитания нравственных и коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника»

Материал будет полезен  музыкальным руководителям, воспитателям при подготовке к новогоднему празднику....

Развитие коммуникативных качеств личности у детей дошкольного возраста.

Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд – это уже общение. Пусть пока в нем преобладает чувство, эмоция, а смысла мало, но именно в это...

Развитие социальных и коммуникативных качеств личности старшего дошкольника через социокультурные традиции.

Значитеьное внимание в дошкольном детстве необхдимо уделять развитию социальной компетентности.  Уметь понимать другого человека, научиться ему сопереживать и сочувствовать, удовлетворяя сво...