«Новогодние хороводные игры, как одно из средств воспитания нравственных и коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника»
статья (старшая, подготовительная группа)

Материал будет полезен  музыкальным руководителям, воспитателям при подготовке к новогоднему празднику.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Воспитание коммуникативных  качеств личности ребенка-дошкольника  в  процессе  активного  игрового  взаимодействия

Задачи:

1.Воспитывать у детей в процессе разучивания новогодних хороводов дружеские взаимоотношения
2. Повысить уровень знаний о видах новогодних игр у детей и педагогов.
3. Развивать творческую активность и фантазию  детей

Коммуникативное  воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу.
        Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. "Никогда не надо гасить детскую радость", - подчеркивала А.М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

 Дети любят  потанцевать вокруг елки, поиграть и вдоволь повеселиться вместе с любимыми зимними персонажами – Дедом Морозом и Снегурочкой.   Хороводные игры  включаются в детские праздники и являются основой на новогоднем празднике. Хороводные игры создают хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженно движения, снижают импульсивность, помогают расслабиться, снять мышечный тонус и психическое напряжение.

        Хороводная игра является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Значение хороводов

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

        Воспитательная ценность  хороводной игры общепризнанна в педагогике.  Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей.  Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной  деятельности.

Хороводные игры доступны детям благодаря таким   чертам:

  •   Простота содержания
  •   Относительная краткость
  •   Многократная повторность одного и того же действия
  •   Музыкальность
  •   Установка на забаву, развлечение

      Хороводная игра при определенных условиях может стать предметом детской творческой деятельности. Основные педагогические условия детской творческой деятельности это:

  • правильный отбор содержания, понятного детям и вызывающего желание играть;
  •  применение методики, способствующей развитию у детей умений творчески воспринимать и исполнять игровые образы   и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;
  • участие ребенка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия

          Игровые хороводы – это замкнутое кольцо взявшихся за руки детей и персонажей, выполняющие целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, выразительное чтение стихов, пантомиму. 
        Игровые хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но начальной формой является круг. Чаще всего встречается двойной круг -  круг в круге.  Дети  образуют внешний и внутренний круг, стоят лицом друг к другу. Количество человек во внутреннем круге должно равняться количеству человек во внешнем круге. Такие хороводы проводят для знакомства с большим количеством детей.

Игры в двойном круге.

Игра – приветствие.
         Звучит музыка, дети ходят по часовой стрелке, как только музыка перестаёт звучать, дети  останавливаются  напротив друг друга, произносят слова, сопровождающиеся движениями. 
Игра «Новогодние  пожелания»
 Звучит музыка, дети  во внешнем круге  ходят по  часовой  стрелке, а во внутреннем круге – противоходом. Как только музыка перестаёт звучать, дети останавливаются напротив друг друга, и произносят  новогоднее пожелание.

 Игры на ускорение

1. Хоровод «Мы повесим шарики»

2. Хоровод . «Снег руками нагребаем…»
3. Хоровод. «Мы пойдём сейчас налево…»
        Музыкальные игры в круге просто необходимы. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации,  располагают детей друг к другу, раскрепощают их, развивают творческую  активность. 
Под музыку персонаж показывает движения, а дети повт

 Музыкальные игры.

Игра «Снежные комки»
Под музыку дети передают специально приготовленные «снежные комки». Как только музыка перестаёт звучать, дети, у кого остался в руках снежный ком, выходят в круг и начинают танцевать. 
Игра «Снежная крепость»
Выходят две команды по 10 человек. Встают двумя колоннами, напротив друг друга.  Пока звучит музыка, команды перебрасывают снежки  через «Снежную крепость». С окончанием музыки, подсчитывают снежки. На чьей стороне останется меньше снежков, тот и победил.
Игра «Затейники».

Дети стоят по кругу, в центре - персонаж. Дети идут по кругу со словами:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем вот так.
Дети останавливаются, сказочный персонаж показывает движения. Дети повторяют их.  Правило: движения не должны повторяться.
Игра на ускорение «Снежный ком».

Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу).

Я иду за ним шажком.

Ком все больше становился и быстрее покатился.

Ком все больше становился и быстрее покатился (ускоряемся и в речи, и в движениях)

Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)

Угодил в калитку! Бух! Развалился! (аккуратно падаем)

Из сугроба вылезаем (встаем)

И одежду отряхаем. 

Музыкальная игра с Дедом Морозом «Волшебная рукавица»

Дед Мороз говорит, что у  него есть  волшебная рукавица, если ее потрясти , то   можно насыпать большие сугробы. Дед Мороз пускает рукавицу по кругу. Пока звучит музыка,  дети передают рукавицу  друг другу по кругу.  По сигналу музыка останавливается,  ребенок, у которого  оказалась рукавица,  выходит на  середину и вместе с Дедом Морозом начинают  трясти  рукавицы  - « делать сугробы».

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Новый сделаем сугроб!

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Новый сделаем сугроб!

Снега много натрясем,

Снега много натрясем,

Прыгать мы в сугроб пойдем,

Прыгать мы в сугроб пойдем.

Дед  Мороз  хвалит своего помощника  и призывает всех детей прыгнуть в сугроб.

Дети  под  музыку прыгают.

С окончанием музыки дети делают круг.  Игра повторяется.

И  в заключение хочется отметить, что детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми.  .  В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Хороводная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственно-

патриотические качества.

   Литература

1.  Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

2. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

3.Ветлугина Н. А. "Нравственно- эстетическое воспитание в д/с "  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».

Целью данного проекта является -  формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»

Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...

Педагогический совет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»

Педагогический совет  «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка - дошкольника»...

Воспитание Нравственно-волевых качеств у ребенка - дошкольника

Консультация для родителей: В дошкольном детстве происходит формирование у детей нравственно-волевых качеств, которые представляют собой совокупность социально и биологически обусловленных компо...

«Театрально-игровая деятельность – средство воспитания гармоничной, творческой личности ребенка-дошкольника ».

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельност...