Приобщение дошкольников к художественному творчеству
материал (подготовительная группа)

Алемская Александра Михайловна ( Смилина)

Приобщение дошкольников к художественному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_tvorchestvo.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Муниципального образования

«Светловский городской округ».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» –

детский сад № 9 «Улыбка»

 «Приобщение дошкольников к художественному творчеству»

Воспитатель:

 Алемская Александра Михайловна

Калининград

2017


План

Введение……………………………………………………………………...

3

1. Теоретическая часть………………………………………………………

4

2. Практическая часть……………………………………………………….

8

Заключение…………………………………………………………………...

12

Литература…………………………………………………………………...

13


Введение

Не просто так В. А. Сухомлинский говорил:  "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками. Эстетическое воспитание начинается с первых лет жизни детей.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

.


Теоретическая часть

Для того, чтобы понять, что из себя являет художественное воспитание, рассмотрим, что такое эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала.

В качестве его составной части выделяют художественное воспитание, которое трактуется как воспитание средствами искусства. Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.

Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников — приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.

Обобщенные содержательно-целевые направления художественно-творческого развития и воспитания дошкольников можно определить как:

1) активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия;

2) создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;

3) развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;

4) стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;

5) развитие изобразительной деятельности. Детская изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и на протяжении дошкольного возраста качественно изменяется. Относительно раннего и младшего дошкольного возраста выделяют так называемый до изобразительный этап развития деятельности (как правило, до 2,5–3 лет), характеризующийся манипулятивными действиями с материалами и инструментами, непроизвольностью действий, отсутствием замысла, обусловленный развитием моторных функций. На этом этапе детям интересен материал сам по себе (что с ним можно делать: мять, комкать бумагу, чирикать карандашом). Изобразительный этап связан с появлением преднамеренности в замысле деятельности, освоением средств изображения, созданием изображений и развитием изобразительных умений.

Рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование как виды детской изобразительной деятельности имеют свои своеобразные черты. Но у дошкольников они часто интегрированы: ребенок апплицирует образ и дорисовывает недостающие детали, лепит из пластилина и дорисовывает «узор» стекой, что отмечается как синкретические проявления и рассматривается в рамках интеграции видов деятельности.

На протяжении дошкольного возраста дети осваивают:

— умения определять замысел будущей работы (целеполагание);

— изобразительно-выразительные средства (создание простых форм, передача формы предметов, построение композиции, выбор цветовой гаммы изображения, ритма, симметрии, линии и т. п.);

— умения технического характера — «ручной умелости» (владение инструментом: кистью, карандашом, ножницами; координация руки, изменение силы нажима и амплитуды руки в процессе штриховки;

освоение приемов обработки лепных материалов и т. п.);

— разные техники, способы создания изображения и приемы, которые становятся основой для самостоятельного поиска, выражения собственных впечатлений;

6) формирование позиции художника-творца, поддерживание проявлений самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизацию творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности.

Если пожелаем оценить детское творчество, то возможна оценка проявлений творчества в детской изобразительной деятельности по трем группам показателей (Н. А. Ветлугина):

— отношение, интересы (искренность, непосредственность, увлечен-ность, эмоциональность);

— показатели способов творческих действий (создание новых комбинаций из освоенных ранее элементов; дополнение, изменение, преобразование знакомого материала; нахождение оригинальных приемов изображения; самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакции и ориентировки в новых условиях);

— показатели качества результатов творчества (нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке, аппликации; соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям);

7) развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.

Совместные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на решение следующих задач:

•приобщение детей к искусству, знакомя их с архитектурными сооружениями, скульптурами и памятниками Краснодара и края;

•знакомство с творчеством знаменитых художников, скульпторов родного города;

•формирование умения понимать содержание произведений и выражать свое отношение;

•воспитание любви к своему краю, чувство гордости за него.

Чтобы воспитать у детей любовь к искусству нам необходимо стремиться к достижению поставленных целей, и тогда приобщение детей к художественному творчеству не вызовет никаких затруднений, дети сами будут тянуться к прекрасному.

Теперь перейдем к содержанию художественно-эстетического развития дошкольников.

Обогащенное содержание художественно-эстетического развития детей представлено наряду с разделами комплексных программ в достаточно большом числе современных парциальных программ и технологий («Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста», Т. С. Комарова и др. (М., 2002); «Гармония развития: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника», Д. И. Воробьева (СПб., 1999); «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и школьного возраста на основе изодеятельности», С. К. Кожохина (М., 2002); «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет “Цветные ладошки”», И. А. Лыкова (М., 2006); «Программа “Шалун, или Мир дому твоему” и методика эстетического развития дошкольника», Е. М. Торшилова (М., 1999) и др.).


Практическая часть

Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а потому дает возможность всесторонне воспитывать художественные способности детей.

Когда родители перехваливают своих детей, чрезмерно восторгаются их успехами, рассказывая всем соседям и знакомым о каких - либо необыкновенных способностях дочери, сына, то они воспитывают в детях зазнайство. И, наоборот, слишком строгое суждение о творческой работе ребенка, ее недооценка вызывают у детей подавленное настроение, так как они перестают верить в свои силы. Умение давать объективную, правильную оценку творчеству детей состоит в том, чтобы одобрить то, что заслуживает похвалы, но и тактично указать на недостатки.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми 6—7 лет

Тема: «Мамочка моя, я люблю тебя»

НОД в рамках реализации проекта, посвященного Дню матери.

Основной вид деятельности: продуктивная.

Продукт деятельности: коллективное поздравление «Панно пожеланий».

Форма: мастерская. Длительность: 1 час — 1 час 10 минут.

Цель: Создание коллективного поздравления для мам средствами разнообразных материалов, используя знакомые способы изготовления.

Задачи:

•        Совершенствовать умение детей создавать поздравление и объединять в коллективную композицию.

•        Способствовать развитию у детей композиционных умений, чувства цвета.

•        Закреплять знакомые приемы рисования, аппликации, умение сочетать их в одной работе.

•        Воспитывать уважительное отношение к маме.

•        Способствовать воспитанию самостоятельности, стремлению действовать согласованно, договариваться о выполняемых действиях в коллективной работе.

Интеграция содержания образовательных областей: Социализация, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка, Чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

- Рассматривание поздравительных открыток разных форм, конфигураций (плоскостных, объемных, рисованных, написанных).

- Изготовление эскизов поздравления, общего панно.

- Подборка портретов мам для фотовыставки.

- Разучивание стихотворений к празднику.

Ход деятельности

Структурные

компоненты

деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1.Мотивация

деятельности и совместная

постановка с детьми

цели деятельности

Организация фотовыставки портретов мам

- Кто и почему изображен

на фотографиях?

- Как мы можем поздравить

наших мам?

- Какие бывают поздравления?

- Как можно красиво оформить поздравление (рисунок, аппликация, поделка?)

- каким может быть наш общий

подарок для всех мам?

Обсуждение продукта совместной

деятельности (открытка, панно, коллаж, объемная пластика и др.)

Дети размещаются полукругом вокруг фотовыставки

Ответы и варианты предложений детей

Выбор варианта выполнения коллективной работы

2.Планирование деятельности

Обсуждение плана совместной

деятельности с использованием подготовленных воспитателем эскизов, трафаретов, изобразительных материалов

- Что для этого нам необходимо?

- Чему можно научиться?

- С чего нужно начать?

- Нужна ли вам моя помощь?

Дети осуществляют выбор эскизов, материалов, колористических решений, композиции

Обсуждение этапов и способов изготовления коллективной работы

3.Действия

Помощь в организации пространства

мастерской

- как и где удобнее поставить столы?

- с кем вам приятно будет работать?

Поддержка в реализации детских

планов, возможная коррекция замысла

- Нужна ли вам моя помощь?

Практическая реализация общего замысла:

- организация рабочего места

- самостоятельные и совместные действия

- помощь друг другу

Результат деятельности и

рефлексия (оценка)

Обсуждение полученного результата

- Понравится ли мамам наше

поздравление?

- Все ли получилось так, как мы

планировали? Чему мы научились?

- Что мы изменили? Почему?

- Как мы это сделали? С чьей помощью?

- Как мы поздравим наших мам?

Свободное размещение детей вокруг коллективной работы

Общение по поводу полученного совместного продукта

Чтение стихов, пение песни о маме


Заключение

Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) приковывала внимание во все времена - уже с первых ступеней развития человечества, когда появились наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки. Каждая эпоха высоко ценила умения своих созидателей.

Анализ положений о детском творчестве известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов позволяет сформулировать, в чем его суть.

Детское изобразительное творчество - это процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого процесса ребенок реализует врожденную художественную интуицию и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследователей на размышления, диалог и обмен мнениями.

И наконец, успешное эстетическое воспитание детей нельзя представить без их творческой деятельности. Стремление к такой деятельности у детей проявляется с ранних лет.

Уже в дошкольном возрасте они начинают рисовать, что-то лепить из пластилина и глины, принимают участие в изготовлении игрушек, флажков, гирлянд для елки, заучивают наизусть стихи, танцуют, поют.


Литература

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил.

2. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 597 с.

3. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54.

4. Эстетика: Учеб. пособие для вузов /Под ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

5. Погодина С. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.



Не просто так В. А. Сухомлинский говорил:  "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала.

В качестве его составной части выделяют художественное воспитание, которое трактуется как воспитание средствами искусства. Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.

Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников — приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.

Обобщенные содержательно-целевые направления художественно-творческого развития и воспитания дошкольников можно определить как:

1) активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в собственных творческих работах;

2) создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;

3) развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность;

4) стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;

5) развитие изобразительной деятельности

6) формирование позиции художника-творца, поддерживание проявлений самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизацию творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности.

7) развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества.

Умение давать объективную, правильную оценку творчеству детей состоит в том, чтобы одобрить то, что заслуживает похвалы, но и тактично указать на недостатки. Оценка проявлений творчества в детской изобразительной деятельности по трем группам показателей (Н. А. Ветлугина):

— отношение, интересы (искренность, непосредственность, увлечен-ность, эмоциональность);

— показатели способов творческих действий (создание новых комбинаций из освоенных ранее элементов; дополнение, изменение, преобразование знакомого материала; нахождение оригинальных приемов изображения; самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакции и ориентировки в новых условиях);

— показатели качества результатов творчества (нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке, аппликации; соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям);

Совместные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на решение следующих  задач:

•приобщение детей к искусству, знакомя их с архитектурными сооружениями, скульптурами и памятниками Краснодара и края;

•знакомство с творчеством знаменитых художников, скульпторов родного города;

•формирование умения понимать содержание произведений и выражать свое отношение;

•воспитание любви к своему краю, чувство гордости за него.

Чтобы воспитать у детей любовь к искусству нам необходимо стремиться к достижению поставленных целей, и тогда приобщение детей к художественному творчеству не вызовет никаких затруднений, дети сами будут тянуться к прекрасному.

Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а потому дает возможность всесторонне воспитывать художественные способности детей.

Заключение

Детское изобразительное творчество - это процесс сознательного создания нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности. В ходе этого процесса ребенок реализует врожденную художественную интуицию и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт. Определение это нацеливает исследователей на размышления, диалог и обмен мнениями.


Игра-путешествие в реке-времени

Пруссы–Кенигсберг–Калининград

Технологическая карта

Цель: создать условия для расширения представлений дошкольников о прошлом; формировать ценности отношения к себе, как к гражданину России.

Задачи:

1. Обеспечить обобщение детьми информации в форме абстрактивных понятий: древность, старина, современность, время.

2. Стимулировать переход детей от внешнего, действенного экспериментирования к получению информации с помощью чувств.

3. Учить детей задавать вопросы у взрослых.

4. Формировать ценностные отношения к прошлому.

5. Развивать целеполагание и умение планировать и осуществлять совместную деятельность.

6. Обеспечивать развитие способностей, анализировать и решать проблемные ситуации.

Словарная работа:

  • археологи;
  • время;
  • древность;
  • город;
  • государство;
  • остров;
  • племена;
  • поселения;
  • президент;
  • путеводитель;
  • путевые записки;
  • современность;
  • старина.

Предварительная работа

Совместные экскурсии детей и родителей по памятным местам Калининграда.

Поделено на 4 этапа.

Этап 1. Создание познавательного, мотивационного фона.

Цель

Содержание

Формы и методы

Оборудова-ние

Результат

Актуализа-ция личного опыта детей

Отправные моменты:

Что знаем о нашем возрасте?

Если бы к нам приехал президент страны, что бы вы ему рассказали?

Давайте отправимся в путешествие во времени. И др.

Создание проблемных вопрошающих ситуаций.

Рассматрива-ние предметов.

Обсуждение и т.д.

Присутствие в кабинете герба и др. атрибутов.

Поделитесь впечатления-ми. Созданы мотивации и игровых ситуаций.

Этап 2. Погружение в реку времени. (основная часть занятия)

Цель

Содержание

Формы и методы

Оборудова-ние

Результат

Погруже-ние детей в прошлое, в другие времена. (путешест-вие во времени)

Осмотр детьми той атмосферы, предметов быта, одежды и событий, что происходили в прошлом.

Знакомство с новыми словами, закрепление старых.

Рассматрива-ние детьми старых фото, картин, поход в музей.

Фото, картины. Сам поход  музей.

Дети знают какое прошлое своего города. Также ознакомлено с местами имеющими  историчес-кую значимость. Осознание детьми ценности прошлого.

Этап 3. Изготовление путеводителя. (продолжение основной части занятия)

Цель

Содержание

Формы и методы

Оборудова-ние

Результат

Создание детьми путиводи-теля и сравнение с настоящим

Дети, поделенные в группы по 5 человек, с 1 взрослым в группе создают путеводитель. Также деление по интересам детей, по их желаниям создания пути, делятся по общим интересам.

Узнать места с исторической ценностью. Определение по важности  (как сами дети считают, так же обоснование).

Создание путевых заметок и пути.

Фото с исторически-ми местами.

Сравнение с настоящим путеводите-лем. Картон и двусторонний скотч, для наклеивания пути.

Знание о местах и исторической ценностью, создание настоящего путеводите-ля.

Этап 4. Письмо президенту. (заключительная часть занятия)

Цель

Содержание

Формы и методы

Оборудова-ние

Результат

Актуализа-ция наработан-ного и получено-го опыта и знаний детьми и перенос этого в письмо

Создание письма с содержанием той информации, которую получили дети в течении занятий. Также деление по группам..

Описывать места в которые нужно пойти.

Важность мест и обоснован-ность выбора.

Письмо, картинки с местами.

Корректиров-ка письма и пример взрослого после полученного детьми результата. Оценка полученного письма. Предполо-жить реакцию президента на письмо.

Заключение

Дети ознакомились с прошлым их города. Узнали много новых слов и закрепили старые. Научились писать письма. Прониклись уважением к прошлому и его значимостью для современного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Приобщение детей к художественному творчеству"

Поговорим о том, как следует родителям относиться к творческим занятиям младших дошкольников....

Приобщение детей к художественному творчеству через ознакомление с Родным краем

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные че...

Приобщение дошкольников к художественной литературе через творчество Евгения Ивановича Чарушина

Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;Воспитывать сп...

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

Приобщение детей к художественному творчеству через знакомство с русскими народными сказками

Приобщение детей к художественному творчеству через знакомство с рнс в старшем дошкольном возрасте...

Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к художественному творчеству. Значимость художественного слова в развитии дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...