Конспект занятия по полихудожественной деятельности «Защитники Отечества» (по картине В. М. Васнецова "Богатыри")
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Крюкова Татьяна Михайловна

На занятии дети знакомятся с картиной В. М. Васнецова "Богатыри". восприятие картины усиливает музыка А. П. Бородина и стихотворение И. Есаулкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_kartine_bogatyri.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №406 комбинированного вида «Аленка»

Конспект занятия по полихудожественной деятельности

«Защитники Отечества»

Выполнила: Крюкова Т.М.

2019 г

Задачи: познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри». Помочь детям почувствовать замысел художника – сила русского духа, защищённость земли русской. Обогатить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и оружия богатырей, активизировать в речи детей выражения и слова, описывающие личные качества человека. Развивать эстетические, патриотические чувства. Воспитывать уважение и любовь к Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.

Материалы к занятию: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», аудиозапись А. П. Бородина «Богатырская симфония», бумага для рисования, карандаши.

Предварительная работа: чтение былин о богатырях.

Ход занятия

-  Ребята, вы уже знаете, что скоро будет праздник – День защитника Отечества. Поэтому сегодня мы с вами познакомимся с настоящими защитниками нашей страны.

Звучит «Богатырская симфония» А. П. Бородина

Воспитатель открывает перед детьми картину В. М. Васнецова «Богатыри», дает детям время прослушать музыку и рассмотреть картину

- Как вы думаете, кто изображен на этой картине? (ответы детей) Правильно, это богатыри, мы с вами читали о них былины. Картина Виктора Михайловича Васнецова так и называется - «Богатыри». Назовите их по именам.

– Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

- Да, это самые любимые и известные русские богатыри. Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нём: Кто это? (Это богатырь Илья Муромец).

- Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)

- Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем.)

- Какой у него конь? (У него черный большой конь)

- Как он вооружён? (В руках у него копье палица.)

- Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей.)

- А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нём?

- Какой он? (сильный, отважный). Кто еще дополнит?

- Какие доспехи защищали его? (кольчуга, шлем)

- Чем он вооружен? Расскажите о коне.

- Как зовут третьего богатыря? Что вы о нём знаете? Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? (душа-парень). Как он смотрит? Чем вооружён?

- Как художник показал нам силу богатырей?

- В. М. Васнецов, чтобы подчеркнуть силу богатырскую, использовал приём выразительности – композиция. Композиция – размещение изображения на холсте, построение картины. Художник изобразил богатырей крупно на переднем плане, они собой как бы заслоняют русскую землю.

- Что делают богатыри на картине? Как вы догадались?

- Жесты и мимика богатырей подсказывает нам, что они готовы в любой момент отразить натиск врагов.

- А что Васнецов изобразил перед конём Алёши Поповича? …

- Маленькие, молоденькие ёлочки, как бы подчёркивают силу, мощь богатырей.

- Послушайте, какое стихотворение написал Иван Есаулков о картине «Богатыри» (фоном звучит «Богатырская симфония А. П. Бородина»):

Раздольна родная земля, широка –

Леса, и холмы, и равнины!

И, ветром гонимы, плывут облака,

Доносится запах полыни.

Стоит на границе со степью дозор,

Могучая наша застава.

Она излучает отвагу, задор,

Спокойствие. Честь ей и слава!

А ветер порывисто гнёт ковыли,

Волны переливы вдаль гонит.

Защитникам нашей священной земли

Под стать богатырские кони.

Тяжёл и могуч Ильи конь вороной

И в землю вонзает копыта.

А Муромец из-под руки пред собой

Глядит: не нужна ли защита?

Врага поразит булавой иль копьём,

Иль даже калёной стрелою.

Но нет никого впереди, только гром

Грохочет за дальней горою…

А слева – Добрыня, степенен и твёрд,

И родом и племенем знатен,

Поэтому он величав собой, горд,

Наряден по-княжески, статен.

Видны на нём золото и жемчуга,

Кольчуга со шлемом сияет.

И меч-кладенец осторожно рука

Из ножен уже вынимает.

Лицо благородно, взгляд остр и суров –

Готов к новой битве Добрыня,

И конь насторожен – иль чует врагов,

Иль запах вдыхает полыни.

Правее же Муромца виден храбрец

Алёша, красивый и юный,

Хитёр и смекалист, ещё и певец –

Душ девичьих трогает струны.

Со стрелами лук взял Алёша с собой,

Ещё длиннохвостую плётку,

Повесил он гусли себе за спиной –

Сыграть на досуге в охотку.

Лишь хищная птица парит над холмом,

Да выглядят камни тревожно,

Опять громыхнёт за увалами гром,

Зарница блеснёт осторожно.

Спокойно Илья пред собою глядит,

И не колыхнётся десница...

А мимо заставы зверь не пробежит,

И не пролетит мимо птица!

- Сейчас, как и в начале занятия, звучала «Богатырская симфония» Александра Порфирьевича Бородина. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (ответы детей)

- Симфония воспевает могущество Родины и русского народа. Начало 1 части Симфонии звучит мощно, очень сильно, как-будто богатыри удерживают поводья лошадей, готовых к бою.

- Давайте повторим, какую картину мы с вами рассматривали? Кто ее написал?

- Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей).

 - Какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)

- Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)

- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других людей, как настоящие богатыри. Давайте пройдем за столы и нарисуем тех людей, которых вы считаете современными богатырями.

Дети выполняют задание.

Рассматривание рисунков и оформление выставки работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Защитники Отечества"

Конспект занятия по разделу "Социальный мир", посвященному "Дню защитника Отечества"...

План-конспект занятия по развитию речи "Защитники отечества"

  В образовательно-воспитательном процессе основной формой формирования патриота является воспитание. Актуальным является воспитание уважительного отношения к историческому наследию,...

Конспект занятия по развитию речи: "Защитники Отечества"

Конспект занятия по развитию речи о защитниках Отечества для подготовительной группы, загадки на военную тематику, пальчиковая гимнастика "Есть игрушки у меня", выкладывание танка из палочек для разви...

Конспект занятия на тему "День защитника Отечества".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "День защитника Отечества" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект позволяет расширить знания детей о родах войс...

Конспект занятия на тему: «День защитника Отечества» для детей 6-7 лет

Цель: обучение технике «оригами» в процессе изготовления подарков к Дню защитников Отечества (Рубашка-оригами)...

Конспект занятия по теме: « День защитника Отечества»

Конспект занятия по теме:« День защитника Отечества»...