ПРОГРАММА по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста "Юные инжинерики"
материал

ПРОГРАММА  Юные  инженерики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_inzheneriki.docx755.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\img827.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

I.Целевой раздел  ………………………………………………………………2                                                                            

1.1.Пояснительная записка  ……………………………………………………2                                                                              

1.2.Цель и задачи Программы  ………………………………………………...5                                                                            

1.3.Принципы реализации Программы………………………………………..6

1.4.Ожидаемый результат освоения Программы……………………………..7

II. Содержательный раздел……………………………………………………..8

2.1. Вариативные формы и  методы реализации Программы………………..8

2.2.Технологии  организации воспитательно-образовательного процесса  на основе поддержки детской инициативы ……………………………………..10  

2.3. Перспективное планирование…………………………………………….12

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………24

III. Организационный раздел…………………………………………………..25

3.1.Материально-техническое обеспечение программы…………………….25
3.2. Обеспечение учебно-методическими материалами и литературой……25

3.3.Проектирование образовательного процесса в рамках Программы……26

3.4.Традиционные мероприятия в рамках Программы……………………...27

3.5.Сетевое взаимодействие…………………………………………………...27

3.6.Кадровое обеспечение Программы……………………………………….27

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

         Программа по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста   «Юные инженерики»  имеет техническую направленность. Данная программа предполагает реализацию материала, обеспечивающего стартовый уровень развития элементарных конструкторских умений, логико-математических  мышления.

       Программа по   формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста «Юные инженерики» разработана на основании: методических рекомендаций к игровому комплекту Ларчик  и игровому комплекту «МиниЛарчик» / под редакцией В.В.Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. -  Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО., 2016; методического пособия «Универсальные средства «Коврограф Ларчик и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»/ под редакцией Л.С.Вакуленко, О.М. Вотиной. – Санк-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО. , 2017; LEGO конструирование  в детском саду / под редакцией Е.В.Фешина, - Творческий Центр СФЕРА, 2019г.; Развитие мыслительных и творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликация, конструирование): методическое пособие под редакцией В.В.Воскобовича – С.Петербург, ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019; Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно/ Маттиас Эттер, 2016г. и с учетом нормативно- правовых документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172

Программа рассчитана на  два года и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

          Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их родителей (законных представителей) и направлена на формирование навыков инженерного мышления у  детей дошкольного возраста.

           Актуальность

В современном мире встает вопрос: как и за счет чего может самореализоваться сегодняшний дошкольник лет через 15–20? Какими навыками он должен учиться овладевать и дальше совершенствовать, и развивать их уже на этом этапе своей жизни? Достаточно ли просто обладать неким типовым набором, чтобы в будущем стать востребованным для общества человеком?

Не секрет, что в двадцать первом веке благодаря роботизации и цифровым технологиям многие профессии исчезают достаточно быстро, либо меняются до неузнаваемости. Уже сейчас вектор профориентации постепенно сдвигается в дошкольное детство. Трудно даже представить себе, какие профессии будут необходимы обществу в будущем.

Профориентация является важным направлением работы  нашего дошкольного учреждения. Профессиональная ориентация включает в себя  систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. На первый взгляд может показаться, что это касается только выпускников школ, на самом же деле  трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Инженерное образование является одним из направлений в профориентации. Новое время предъявляет новые требования и подходы к образованию, сейчас можно говорить о включении инженерного образования уже на дошкольной ступени, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Слово инженер произошло от латинского слова «изобретательность», а значит, эти специалисты работают везде, где нужно что-то придумать, сконструировать, усовершенствовать, проектировать, исследовать.  Как правило,  инженерами обычно становятся люди с техническим складом ума: те, кто с самого детства постоянно что-то мастерят, разбирают и собирают попадающиеся под руку устройства. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Осваивая основы инженерных наук с помощью взрослых, ребенок учится видеть конструкцию не только снаружи, внешне, но и узнает, как все устроено изнутри (например многоэтажное здание, мост, башня и другие строительные, технические сооружения). В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

         Для развития конструктивных способностей воспитанников и поддержания интереса к конструктивной деятельности  целесообразно использовать: конструирование из бумаги, природного материала, различных видов конструктора (LEGO, CUBORO).

          Конструктор  LEGO является универсальным и многофункциональным, поэтому он используется в различных видах деятельности и предоставляет огромные возможности для исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные и творческие способности. LEGO технология – одна из самых известных и распространенных педагогических технологий, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

          Система CUBORO выступает в качестве пропедевтики инженерного образования. Конструктор CUBORO осуществляет  практические навыки конструирования, развивает  пространственное воображение, логическое мышление, творчество, креативность и умение работать в команде.

          Скорость адаптации юного инженера к новым условиям деятельности зависит и от того, как у него развиты математические способности. Качество математического образования характеризуется не только глубиной и прочностью овладения системой математических знаний, но и степенью подготовки к самостоятельному овладению новыми знаниями. Необходимо развивать умение рассуждать, четко и последовательно излагать свои мысли, а также формировать исследовательские навыки. Хорошим помощником могут выступить игровой комплекс «Коврограф Ларчик», игровой комплект «МиниЛарчик», игровой комплект панелей «Умные панели». Под логико - математическим мышлением будущего инженера понимается интегративное качество личности, которое характеризуется мобильностью знаний, направленное на поиск оптимального решения инженерных задач и удовлетворение технических потребностей.

         Внедрение в воспитательно-образовательный процесс LEGO-технологии, системы CUBORO, игрового комплекса «Коврограф Ларчик», игрового комплекта «МиниЛарчик», игрового комплекта панелей «Умные панели» поможет  активизировать  мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивать конструкторские способности,  техническое, логико-математическое  мышление, воображение, самовыражение, позволит поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников. Будет  являться великолепным средством для интеллектуально-познавательного  развития дошкольников,  а это одна из составляющих успешности воспитанников дальнейшего обучения в школе.

Данная программа актуальна тем, что:

- отвечает требованиям муниципальной, областной и Федеральной политики в сфере дошкольного образования – развитие основ технического творчества и формирование технических умений детей в условиях модернизации дошкольного образования;

- расширяет дополнительные образовательные услуги в детском саду и обеспечивает вариативные формы дошкольного образования;

- расширяет сферу личностного развития детей дошкольного возраста, в том числе в техническом направлении, раскрывает для старшего дошкольника мир техники и механики;

- техническое конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливают почву для развития инженерного мышления и технических способностей детей.

         Педагогическая целесообразность программы

         Педагогическая  целесообразность программы обусловлена развитием инженерного мышления,   конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

         Конструирование открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и схемами, формируется логическое и пространственное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами. Использование LEGO-конструктора и конструктора «CUBORO» является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

             Новизна программы

             Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности конструировать и сравнить модели по одной тематике, но сделанные из разных конструкторов, сравнивать плоскостные и объемные модели, приводить их в движение, анализировать, делать выводы и выбор для свободного конструирования. Данная программа развивает предпосылки научно – исследовательской, проектной  деятельности. А также с помощью конструктора «CUBORO» ребенок знакомиться с элементами механики трёхмерным моделированием, что может быть началом познания физики, инженерии.

1.2.Цель и задачи Программы

           Цель: создание условий для развития предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством внедрения LEGO-технологии и системы CUBORO в воспитательно-образовательный процесс.

        Задачи:

1.Формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность, интерес к конструированию;

 2.Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;

3. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

4.Развивать конструктивные, математические, логические, коммуникативные способности и умения;

5.Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

6.Способствовать сплочению детского коллектива, совместному решению задач, распределению  ролей.

1.3.Принципы реализации Программы

         

-принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

-принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; возвращение к пройденному материалу на новом более сложном творческом уровне;

-принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач воспитания и  развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

-принцип     обогащения -сенсорно-чувственного опыта;

-принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;

-принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного образа;

-принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости);

- принцип научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии детей;
-
единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
-критерий полноты, позволяет решать поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности дошкольников.

             Опираясь на принципы   реализации программы, используются следующие виды организации деятельности детей:

- конструирование из конструкторов LEGO;

- конструирование из конструкторов CUBORO;

-познавательная деятельность посредством игрового комплекта панелей «Умные панели»;

-интеллектуально-творческая деятельность  посредством игрового комплекса «Коврограф Ларчик», игрового комплекта «МиниЛарчик»;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- проектная   деятельность.

        Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).

1.4.Ожидаемый результат освоения Программы

         В результате освоения данной Программы:

- Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме;

- Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения);

- Ребенок  самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования, самостоятельно работает над постройкой; 

- У детей развиты практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу, мелкая моторика рук, тактильные ощущения;

- У ребенка появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при  проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;

- У ребенка сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, устанавливать связь между их назначением и строением;

- У ребенка сформируются навыки самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия;

-Ребенок «читает» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей;

- Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической игры;

- У детей развиты: когнитивные способности (комбинаторное, оперативное и логическо- математическое   мышление), память,  пространственное воображение  и умение работать в команде, умение творчески решать поставленные задачи разной степени сложности, находить новые и оригинальные идеи, изобретательность.
- Совершенствуются коммуникативные навыки у детей  на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- Сформируются у детей предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

II. Содержательный раздел

2.1. Вариативные формы, методы  реализации Программы

          Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

        Организация воспитательно - образовательного процесса обеспечивается единством воспитательных, развивающих и обучающих задач.         

        Работа по Программе строится на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творческого, логико- математического, инженерного мышления дошкольников.

Интеграция с другими образовательными областями:

         1. Социально — коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

               2. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, познавательных интересов детей, сенсорное развитие, становление познавательной мотивации  и формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

             3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие интонационной и звуковой культуры речи,  фонематического слуха; развитие речевого творчества.

               4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.), развитие воображения.

               5. Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни.

  Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской, проектной,  конструктивной деятельности) как сквозных механизмах развития ребенка. В процессе интеграции всех указанных выше направлений используются дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Игра, общение исследовательская, познавательная, конструктивная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми. Для детей дошкольного возраста используются такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная, музыкальная  и двигательная.            

Формы реализации Программы.

Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

- наблюдение

-проектная деятельность

-познавательно-исследовательская деятельность

-конструктивная деятельность

-выставка детского творчества

- развлечения

-индивидуальная работа

-продуктивная деятельность,

-творческие  мастерские

-тематические досуги

- беседы

-викторины, конкурсы

-игра, игровые ситуации

- проблемные ситуации

-деятельность по интересам

- рассматривание

-продуктивная деятельность

-конструирование

-анкетирование

-консультации

-беседы

-выставки детского (совместно с родителями) творчества

-проектная деятельность

-досуги

-родительские собрания

-фотовыставки

Формы организации детей

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Работа в парах

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Для реализации Программы используются  следующие   методы:

1.Информационно-рецептивный (восприятие знаний, осознание, запоминание);

2.Репродуктивный (актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, упражнения по аналогу, запоминание);

3.Исследовательский (экспериментирование, исследования, творческие упражнения);

4.Эвристический (воспроизведение и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание);

5.Метод проблемного изложения (воспроизведение знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание);

6.Частично-поисковый (решение проблемных задач с помощью педагога).

           

           Выбор  осуществляется  с  учётом возрастных, психофизических возможностей детей.  

                                                             

2.2. Технологии  организации воспитательно-образовательного процесса  на основе поддержки детской инициативы                

Технологии организации в рамках реализации программы:

1)Игровая технология  (игровая технология отвечает психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, включенные в  воспитательно-образовательный процесс, придают конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника, это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса);

2)Технология проектной деятельности (проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывает его, увлекает в эту деятельность. Технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах);

3)Технология исследовательской деятельности (исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности, эта технология является ведущим творчеством дошкольника);

4)Здоровьесберегающие технологии (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые дошкольном учреждении отражают две линии оздоровительноразвивающей работы: приобщение детей к физической культуре и  использование развивающих форм оздоровительной работы);

5)Технологии проблемного обучения (воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам);

6)Технология ТРИЗ (основным механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования);

7)Информационно – коммуникационные технологии (интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими. Применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности).

8)Технология интегрированного обучения  (интеграция видов деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды деятельности).

9)Личностно – ориентированные технологии  (личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:  воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.3. Перспективное планирование

Старшая группа (5-6 лет)

Детская деятельность

Тема занятия

Образовательные задачи

Сентябрь

1

Познавательно-исследовательская

Путешествие в страну конструкторов

     Познакомить детей с конструкторами LEGO, CUBORO. Организация рабочего места. Ознакомление с техникой безопасности при работе с конструкторами.

2

Познавательно-исследовательская

Коврограф Ларчик

Тема: «Путешествие со слоном Лип-лип и слоником Ляп-ляп на Ковровую поляну»

Игровой комплект панелей «Умные панели»

Познакомить детей  с игровым комплексом «Коврограф Ларчик», с игровым комплектом панелей «Умные панели». Организация рабочего места. Техника безопасности.

3

Игровая

Исследовательская

Конструктор CUBORO как строительный материал

Знакомство с основными понятиями и терминами (кубик, желобок, туннель и др.), помогать детям исследовать кубики, упражнять в установлении сходства и различия между предметами .

4

Конструирование

Конструктор CUBORO как строительный материал

Знакомство со схематическим изображением кубиков,  с номерами кубиков. Дидактическая игра «Нумерация кубиковС» Строительство позиций из трех, четырех, пяти  кубиков для проката шарика по туннелю, желобу (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений), вызвать интерес к исследовательской деятельности, строительство по замыслу.

        Октябрь

1

Конструирование

Конструктор LEGO как строительный материал

Постройка башен разных по высоте

Знакомить детей с деталями,  способами крепления деталей LEGO, формировать умения рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки.

2

Конструирование

Игровая

CUBORO

«Определи по номеру»

Продолжать формировать умения определять нумерацию кубиков. Волшебный ящик «Отгадай-ка на ощупь».

Конструирование из трех, четырех, пяти и более кубиков для проката шарика.

3

Конструирование

CUBORO

«Лишний куб»

Логические закономерности «Что лишнее в цепочке построения». Конструирование двухуровневой постройки, формировать умение работать коллективно, развивать инженерное мышление.

4

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Радужный дом Слона Лип-Липа»

Игровой комплект «Умные панели»

Развитие логико-математического  мышления, речи,  формировать стремления  к  установлению доброжелательных отношений.

Развитие логического мышления, пространственного воображения  посредством  игрового комплекта «Умных панелей».

Итоговое мероприятие: Детско-родительская выставка  «Мир конструирования»

        Ноябрь

1

Конструирование

CUBORO

Простые дорожки на поверхности

Задание 1а

(Смотрим задание в Дидактических материалах и рекомендациях CUBORO. Думай креативно)

Постройка простых комбинаций, упражнять в установлении сходства и различия между кубиками конструктора, упражнять в строительстве по условиям, схемам, развивать пространственное и инженерное мышление.

2

Конструирование

CUBORO 

Лабиринт для «Незнайки»

Задание 1b

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Закрепление знаний нумерации кубиков посредством дидактической игры «Нумерация кубиковС». Формировать представления о строительных деталях, их свойствах, упражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей.

Конструировать согласно схеме.

3

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «День  рождение у Слоненка Ляп-Ляп» 

Игровой комплект панелей «Умные панели»

Обогащение словаря формулами словесной вежливости, развитие творчества и инициативы при выполнении задания, умения доводить начатое дело до конца.

Развивать логическое, пространственного мышление, фантазию посредством панелей: «Буквы и цифры», «Шнуровка».

4

Конструирование

Игровая

LEGO Моделирование осеннего дерева

Формировать умения и навыки конструировать по схеме, предложенной взрослым (создание моделей деревьев из конструктора LEGO по схемам), коллективная работа «Лесопарк».

        Итоговое мероприятие: Развлечение  «Конструируем вместе с родителями»

        Декабрь

1

Конструирование

CUBORO

Смена уровней

Задание 2а, 2b

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Формировать умение строить по словесной инструкции двухуровневые постройки, развивать умение самостоятельно анализировать постройки.

Формировать инженерное мышление, фантазии и воображение.

2

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Слоник Ляп-ляп идет в гости.  Дорога вежливости»

 Игровой комплект панелей «Умные панели»

Закреплять умения выделять признаки – цвет, размер, тренировка внимания и умения выполнять инструкции, развивать интерес к проектной деятельности.

Подгрупповая работа  на игровых  панелях.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO Вертикальные фигуры 

Разработка проекта по теме: «Маленькими шагами в мир инженерии»

Формировать умение определения пространственного расположения предмета, поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование, интерес к проектной деятельности.

4

Конструирование

Игровая

LEGO Моделирование легковой и грузовой машин, гаража

Формировать умение конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части машины, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки. Развивать  воображение и фантазию, худ-эстетический вкус.

Итоговое мероприятие: Чемпионат  по CUBORO  ( на базе ДОУ,  областной)

                                                              Январь

1

Конструирование

CUBORO

Применение  туннелей и углублений

Задание 3а, 4а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Формировать умение  детей самостоятельно подбирать необходимые детали,  собирать фигуры по схемам, рисункам, формировать интерес к экспериментированию, развивать логико -математическое   мышление, воображение.

2

Конструирование

Проектная

CUBORO

Переменная маленькая система

Реализация проекта по теме: «Маленькими шагами в мир инженерии»

Упражнять детей в названии нумерации кубиков, упражнять в индивидуальном и совместном конструировании, формировать умение создавать двухуровневые постройки с изогнутым прокатом шарика по словесной инструкции, развивать интерес к проектной деятельности.

3

Конструирование

Игровая

LEGO

Постройка плоских моделей

Игра «Выложи вторую половину рисунка, узора»

Знакомить с плоскостным конструированием. Формировать навыки создания постройки машины, правильности соединения деталей. Поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. воспитывать желание строить и обыгрывать композицию. Учить соблюдать симметрию и пропорции в рисунках, узорах, постройках.

        Февраль

1

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Цифроцирк»

Игровой комплект панелей «Умные панели»

Развивать умения сравнивать элементы игры по цвету или размеру, классифицировать и группировать их, умения считать предметы (усложнение), понимания пространственных отношений.

Работа в парах на игровых панелях.

2

Конструирование

CUBORO

Строительство по схеме

Задание 5а, 8b

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Формировать умение строить композицию по схеме, развивать образное мышление,  воображение, память, поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. Создание дорожек с помощью кубиков с прямым и изогнутым желобом с переходом на другой уровень.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO

Задание 11а, 11b, 11с

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Выставка конструкций

Реализация проекта по теме: «Маленькими шагами в мир инженерии»

Поупражнять в индивидуальном и совместном конструировании, поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование, формировать умение анализировать работы, развивать интерес к проектной деятельности.

4

Конструирование

Игровая

LEGO Конструирование по замыслу

Поддерживать стремление проявлять изобретательность, инициативность,  воспитывать желание конструировать и обыгрывать композицию. Учить сооружать постройки по заданным условиям и самостоятельно с архитектурными потребностями.

Итоговое мероприятие: Турнир по LEGO  - конструированию  на базе ДОУ среди старших и подготовительных  групп

Март

1

Конструирование

CUBORO 

Варианты постройки с небольшим количеством элементов по плоской модели

Задание 12а, 12b, 12с

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Формировать умения конструировать согласно схеме, рисунку.

Способствовать развитию творческого воображения, развивать логическое, инженерное мышление, память, закреплять умение самостоятельно анализировать постройки.

2

Конструирование

Игровая

LEGO

Дом одноэтажный, двухэтажный

для сказочных героев

Формировать умение  строить дом одноэтажный, двухэтажный, развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Продолжать учить передавать характерные черты сказочных героев, формировать умения рассказывать о своей постройке, развивать интерес к проектной деятельности.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO

Выкатывание шарика. Стена

Реализация проекта по теме: «Маленькими шагами в мир инженерии»

Развивать умение использовать имеющийся опыт, логическое мышление, умение концентрироваться.

Формировать умения детей  сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытиями, используя усвоенные ранее навыки.

4

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Судоку»

 Игровой комплект панелей «Умные панели»

Тренировка зрительной памяти, логического мышления, концентрации внимания, активизация речи ребенка, развивать интерес к проектной деятельности.

Итоговое мероприятие: Районный конкурс технического творчества, районные соревнования по LEGO – конструированию среди детей старшего дошкольного возраста (МБОУДО ЦДОД)

Апрель

1

Конструирование

CUBORO

Волшебный ящик «Определи на ощупь»

Задание 13а, 15а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Учить детей  самостоятельно подбирать нужные кубики, развивать творческое, пространственное, инженерное мышление, воспитывать интерес к экспериментированию.

2

Конструирование

CUBORO

Разноуровневые постройки

Реализация проекта по теме: «Маленькими шагами в мир инженерии»

Учить детей  самостоятельно подбирать нужные кубики для конструирования двухуровневых, трехуровневых построек по плоской модели. Развивать творческое, пространственное мышление, поддерживать стремление детей вк самостоятельности, инициативности, развивать интерес к проектной деятельности,

3

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Карта сокровищ»

 Игровой коплект панелей «Умные панели»

Развивать логического мышления, пространственных представлений, самостоятельность и инициативность, развитие способностей к анализу, оценки сделанной работы.

4

Конструирование

Игровая

LEGO

В мире животных

Домашние и дикие животные

Конструирование макетов животных

Знакомить со схемами животных, учить детей конструировать согласно схемам. Развивать внимание, наблюдательность, инженерное мышление. Поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

Итоговое мероприятие: Турнир по LEGO  - конструированию  (ДОУ – СОШ)

Май

1

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Спасти королеву Мурану» 

        Игровой комплект панелей «        Умные панели»

Развитие творческого мышления, зрительно-моторной координации, тактильных ощущений, речи, умения отвечать на вопросы.

2

Конструирование

CUBORO

Веселые соревнования

Развивать инженерное мышление, умение использовать имеющийся опыт, побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO

«Мы будущие инженеры»

Собираем лабиринт по собственному замыслу

Реализация проекта по теме: «Маленькими шагами в мир инженерии»

Развивать логическое, инженерное мышление, воображение, трудолюбие, терпение, способность работать в коллективе, развивать интерес к проектной деятельности.

4

Конструирование

Игровая

LEGO

Соревнования

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативность и самостоятельность, воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

Презентация проекта по теме: «Маленькими шагами в мир инженерии»

Подготовительная к школе группа  (6-7 лет)

Детская деятельность

Тема занятия

Образовательные задачи

Сентябрь

1

Познавательно-исследовательская

Путешествие в страну конструкторов

Систематизировать знания детей о конструкторах LEGO, CUBORO.

Дид. игра «Нумерация кубиковС» Организация рабочего места.  Техника безопасности при работе с конструкторами.

2

Познавательно-исследовательская

Коврограф Ларчик

Тема: «Что знаем о Коврографе»

Игровой комплект панелей «Умные панели»

Познакомить детей  с игровым комплексом «Коврограф Ларчик», с игровым комплектом панелей «Умные панели». Организация рабочего места. Техника безопасности.

3

Игровая

Исследовательская

CUBORO

Волшебный ящик «Определи на ощупь»

Задание 6а, 9а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Постройка простых комбинаций, упражнять в установлении сходства и различия между кубиками конструктора, упражнять в строительстве по условиям, схемам, развивать пространственное и инженерное мышление.

4

Конструирование

CUBORO

Конструирование по замыслу

Дидактическая игра «Нумерация кубиковС». Строительство позиций из трех, четырех, пяти  и более кубиков для проката шарика по туннелю, желобу (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений), вызвать интерес к исследовательской деятельности, строительство по замыслу.

        Октябрь

1

Конструирование

Конструктор LEGO как строительный материал

Устойчивость конструкций.

Наблюдение над устойчивостью конструкций. Лестница

Понятие равновесия

Знакомить детей со  способами крепления деталей LEGO, формировать умения рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки.

2

Конструирование

Проектная

CUBORO

«Определи по номеру»

Разработка проекта по теме «Инженерные открытия в мире детства»

Продолжать формировать умения определять нумерацию кубиков. Волшебный ящик «Отгадай-ка на ощупь».

Конструирование из трех, четырех, пяти и более кубиков для проката шарика (с поворотами вправо, влево).

Развивать интерес к проектной деятельности.

3

Конструирование

CUBORO

«Лишний куб»

Разноуровневые постройки

Логические закономерности «Что лишнее в цепочке построения». Конструирование двухуровневой, трехуровневой постройки, формировать умение работать коллективно, развивать инженерное мышление.

4

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «С добрым словом веселее»

Игровой комплект панелей «Умные панели»

Развитие логико-математического  мышления, речи,  формировать стремления  к  установлению доброжелательных отношений.

Развитие логического мышления, пространственного воображения  посредством  «Умных панелей».

Итоговое мероприятие: Детско-родительская выставка  «Мир конструирования»

        Ноябрь

1

Конструирование

CUBORO

Простые дорожки на поверхности

Задание: составление фигур подобных 2а, 3а, 4а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Постройка простых комбинаций, упражнять в установлении сходства и различия между кубиками конструктора, упражнять в строительстве по условиям, схемам, развивать пространственное и инженерное мышление, воспитывать самостоятельность и инициативность.

2

Конструирование

CUBORO 

Лабиринт по замыслу

Работа в подгруппах

Реализация проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

Закрепление знаний нумерации кубиков посредством дидактической игры «Нумерация кубиковС». Формировать представления о строительных деталях, их свойствах, упражнять в комбинировании, гармоничном сочетании деталей.

Конструировать согласно замыслу.

Развивать интерес к проектной деятельности.

3

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Соотнеси количество предметов с цифрой, составь фигуры» 

Игровой комплекс панелей «Умные панели»

Составление дид. игры

Развитие логического мышления, сообразительности, фантазии, воображения, активизация речи, тренировка зрительной памяти, умения доводить начатое дело до конца.

4

Конструирование

Игровая

LEGO

 Конструирование по образцу

Улица полна неожиданностей (ПДД) –задумка детей

Формировать умения и навыки конструировать по образцу, предложенной взрослым, конструировать по замыслу коллективная работа «Улица полна неожиданностей».

        Итоговое мероприятие: Развлечение  «Конструируем вместе с родителями»

        Декабрь

1

Конструирование

CUBORO

Смена уровней

Задание 12а, 12b

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Формировать умение строить по словесной инструкции, схеме двухуровневые постройки, развивать умение самостоятельно анализировать постройки.

Формировать инженерное мышление, фантазию и воображение.

2

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Огоньки»

 Игровой комплект панелей «Умные панели»

Составление дид. игры

Развитие умения понимать пространственные характеристики 9слева, справа, внизу, наверху), навыка порядкового счета, умения симметрично отображать предметы относительно какой-либо оси, умения выражать свою мысль в словах, прокомментировать свои действия.

Подгрупповая работа  с панелями.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO

Задание 29а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Разработка проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

Формировать умение строить фигуру, состоящую из двух дорожек на разных уровнях (движение по первой дорожке –по прямым желобам, по второй – изогнутым желобам), поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование, интерес к проектной деятельности.

4

Конструирование

Игровая

LEGO

Пожарная станция

Формировать умение конструировать по схемам, сюжетом игры.

Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части машины, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки. Развивать  воображение и фантазию, худ-эстетический вкус.

Итоговое мероприятие: Чемпионат  по CUBORO  ( на базе ДОУ,  областной)

                                                              Январь

1

Конструирование

CUBORO

Применение  туннелей и углублений

Формировать умение  детей самостоятельно подбирать необходимые детали,  собирать фигуры по замыслу формировать интерес к экспериментированию, развивать логико -математическое   мышление, воображение.

2

Конструирование

Проектная

CUBORO

Переменная маленькая система

Реализация проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

Упражнять детей в названии нумерации кубиков, упражнять в индивидуальном и совместном конструировании, формировать умение создавать двухуровневые постройки с изогнутым прокатом шарика по словесной инструкции, развивать интерес к проектной деятельности.

3

Конструирование

Игровая

LEGO

Постройка плоских моделей

Игра «Выложи вторую половину рисунка, узора»

Закреплять знания о плоскостном конструировании. Формировать навыки создания плоских моделей. Поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. воспитывать желание строить и обыгрывать композицию. Учить соблюдать симметрию и пропорции в рисунках, узорах, постройках.

        Февраль

1

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Лабиринт. В гости к зверятам цифрятам»

Игровой комплект панелей «Умные панели»

Разработка  дид. игры

Развивать зрительное внимание, память, восприятие форм, логического мышления, навыки количественного счета, связной речи, стимулировать  к проговариванию детьми своих действий с играми.

Работа в парах на панелях.

2

Конструирование

CUBORO

Строительство по схеме

Задание 39а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Формировать умение строить композицию по схеме, развивать образное мышление,  воображение, память, поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. Создание фигур, состоящих из нескольких уровней, состоящие из 2-4 кубиков в каждом уровне, движение шарика проходить плавно.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO

Задание 40а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Выставка конструкций

Реализация проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

Поупражнять в индивидуальном и совместном конструировании, поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование, формировать умение анализировать работы, развивать интерес к проектной деятельности.

4

Конструирование

Игровая

LEGO

Путешествие по Лего-стране.

Конструирование на свободную тему        

Поддерживать стремление проявлять изобретательность, инициативность,  воспитывать желание конструировать и обыгрывать композицию. Учить сооружать постройки самостоятельно с архитектурными потребностями.

Итоговое мероприятие: Турнир по LEGO  - конструированию  на базе ДОУ среди старших и подготовительных  групп

Март

1

Конструирование

CUBORO 

Варианты постройки с небольшим количеством элементов по плоской модели

Задание 51а, 52а (одноуровневые)

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Формировать умения конструировать согласно схеме, рисунку.

Способствовать развитию творческого воображения, развивать логическое, инженерное мышление, память, закреплять умение самостоятельно анализировать постройки.

2

Конструирование

Игровая

LEGO

Дом многоэтажный

для сказочных героев

Выставка сооружений

Формировать умение  строить дом одноэтажный, двухэтажный и т.д., развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Продолжать учить передавать характерные черты сооружения, формировать умения рассказывать о своей постройке.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO

Стена, перекрытие, лестница

Реализация проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

Развивать умение использовать имеющийся опыт, логическое мышление, умение концентрироваться.

Формировать умения детей  сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытиями, используя усвоенные ранее навыки, развивать интерес к проектной деятельности.

4

Игровая

Коврограф Ларчик

Тема: «Зеркало»

 Игровой комплект панелей «Умные панели»

Разработка  дид. игры

Тренировка зрительной памяти, логического мышления, концентрации внимания, активизация речи ребенка, развитие пространственных представлений.

Подгрупповая работа на панелях.

Итоговое мероприятие: Районный конкурс технического творчества, районные соревнования по LEGO – конструированию среди детей старшего дошкольного возраста (МБОУДО ЦДОД)

Апрель

1

Конструирование

CUBORO

Волшебный ящик «Определи на ощупь»

Задание 56а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Учить детей  самостоятельно подбирать нужные кубики, развивать творческое, пространственное, инженерное мышление, воспитывать интерес к экспериментированию.

Формировать умения конструировать фигуры по заданному контуру, стартовый кубик расположен на втором, третьем уровне.

2

Конструирование

CUBORO

Задание 61а

(Дидактические материалы и рекомендации CUBORO Думай креативно)

Реализация проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

Учить детей  самостоятельно подбирать нужные кубики для конструирования фигур, изображенных на рисунке, схеме. Развивать творческое, пространственное мышление, поддерживать стремление детей вк самостоятельности, инициативности, развивать интерес к проектной деятельности,

3

Игровая

Коврограф Ларчик Игровой комплект панелей «Умные панели»

Квест - игра «Карта сокровищ»

 

Развивать логического мышления, пространственных представлений, самостоятельность и инициативность, развитие способностей к анализу, оценки сделанной работы. Воспитывать командный дух, ответственность, доброжелательность.

4

Конструирование

Игровая

LEGO

В мире людей

Конструирование макетов людей

Знакомить со схемами изображения человека, учить детей конструировать согласно схемам. Развивать внимание, наблюдательность, инженерное мышление. Поддерживать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование. воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

Итоговое мероприятие: Турнир по LEGO  - конструированию  (ДОУ – СОШ)

Май

1

Игровая

Тема: «Дом для Гномыча»

Освоении детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ – технологии.

Формировать у детей осознанное отношение к процессу решения творческих задач, развивать критическое мышление детей, активизировать познавательную активность детей.

2

Конструирование

CUBORO

Веселые соревнования

Развивать инженерное мышление, умение использовать имеющийся опыт, побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек.

3

Конструирование

Проектная

CUBORO

«Мы будущие инженеры»

Конструируем любое сооружение по собственному замыслу

Реализация проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

Развивать логическое, инженерное мышление, воображение, трудолюбие, терпение, способность работать в коллективе, развивать интерес к проектной деятельности.

4

Конструирование

Игровая

LEGO

Соревнования

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, развивать творческую инициативность и самостоятельность, воспитывать желание строить и обыгрывать композицию.

Презентация проекта по теме: «Инженерные открытия в мире детства»

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.

      В рамках реализации Программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями), которое строится по следующим принципам: доверительность отношений, помощь родителям в самообразовании, личная заинтересованность родителей и организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

 Во взаимодействии с родителями выделены информационный  и практический  блоки.

       Информационный блок включает в себя ознакомление родителей с задачами экономического воспитания, его значением в развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения задач по формированию финансовой грамотности.

       Формы организации совместной деятельности с родителями (законными представителями):

- анкетирование и опросы;

-размещение информации в  уголке для родителей;

-консультации;

-беседы-обсуждения;

-видеопрезентации;

-родительские собрания;

-клубный час;

-экскурсии выходного дня.

         Практический блок по взаимодействия с семьями воспитанников включает продуктивное общение всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). В него входят:

- демонстрация достижений детей в различных видах деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, речевая, изобразительное творчество, ручной труд, );

-совместные мероприятия родителей, педагогов и детей;

- тематические и персональные выставки детского творчества, фотовыставки;

-участие родителей в реализации проектов.

III. Организационный раздел

  3.1.Материально-техническое обеспечение программы
       Для реализации программы в дошкольном учреждении созданы необходимые условия. Функционирует  Центр конструирования, который оснащен новым современным оборудованием:
LEGO –столами, столами детскими для занятий, стульями детскими, стенкой мебельной, металлической стойкой,  игровым комплексом «Коврограф. Ларчик», игровым комплектом «МиниЛарчик», игровым комплектом «Умные панели» (4 панели), конструкторами «Cuboro», конструкторами «LEGO»,  наборами мелкого деревянного строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры, короткие и длинные пластины), конструктором «Автодорога», комплектом больших мягких модулей. В Центре имеются дидактические игры и пособия:  развивающая игра «Квадрат Воскобовича», игра «Прозрачный квадрат», дидактическое пособие  «Игровизор», настольные игры (Мини-бильярд, ходилки, шахматы), пазлы, вкладыши, игры «Супер твистер», игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).

          В Центре учитывается возможность одновременного проведения разновидовой деятельности. В центре могут работать дети разных возрастных групп. Каждый ребенок имеет возможность попробовать себя в разных видах деятельности, искать и находить свои пути в познании, творчестве.

        Путем создания Центра конструирования  успешно реализуются цель и задачи Программы.

  В групповых помещениях  созданы Уголки конструирования, которые оснащены конструкторами, дидактическими играми, наглядно-дидактическими пособиями.

      3.2. Обеспечение учебно-методическими материалами и литературой

     Учебно-методические материалы и литература:
1.
Методические рекомендации к игровому игровому комплексу «Коврограф Ларчик»  и игровому комплекту «МиниЛарчик»/ под редакцией В.В.Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. -  Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО.,   2016;

2.Методическое пособие «Универсальные средства «Коврограф Ларчик и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»/ под редакцией Л.С.Вакуленко, О.М. Вотиной. – Санк-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО. , 2017;

3.LEGO конструирование  в детском саду / под редакцией Е.В.Фешина, - Творческий Центр СФЕРА, 2016г.;

4. Развитие мыслительных и творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликация, конструирование): методическое пособие под редакцией В.В.Воскобовича – С.Петербург, ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019;

5.Методическое пособие CUBORO Думай креативно/ Маттиас Эттер, 2016г.;

6.Методические рекомендации к проведению занятий, настольных развивающих игр, составленных с использованием инструментов ТРИЗ/ под редакцией Д.С.Калита.- Екатеринбург, 2017г.;

6.Дидактические игры для работы с Коврографом  Ларчиком;
7.Дидактические игры для изучения нумерации кубиков «Cuboro»;
8.Наглядно-дидактическое пособие  «Умные панели».

3.3.Проектирование образовательного процесса в рамках Программы

       Программа предполагает проведение одного занятия в неделю  во вторую  половину дня.  В течении учебного года -35 занятий. Продолжительность занятия: в старшей группе – 25 минут, подготовительной группе – 30 минут.

Расписание

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

День недели

Понедельник

15.35-16.05

Вторник

15.35-16.00

Среда

15.35-16.00

15.35-16.05

Четверг

15.35-16.00

Пятница

3.4.Традиционные мероприятия в рамках Программы

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Торжественное мероприятие, посвященное празднику «День знаний»

Октябрь

Детско-родительская выставка  «Мир конструирования»

Ноябрь

Развлечение «Конструируем вместе с родителями»

Декабрь

Чемпионат  по CUBORO  ( на базе ДОУ,  областной)

Февраль

Турнир по LEGO  - конструированию  на базе ДОУ среди старших и подготовительных  групп

Март

Районный конкурс технического творчества.

Районные соревнования по LEGO – конструированию среди детей старшего дошкольного возраста (МБОУДО ЦДОД)

Апрель

Турнир по LEGO  - конструированию  (ДОУ – СОШ)

Май

Развлечение «День защиты детей»

       

3.5.Сетевое взаимодействие

        Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление связей с социумом. В данном направлении социальными партнерами являются МБОУ СОШ №3, МКОУ СОШ № 92, МБОУДО ЦДОД. В результате согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий идет ориентация на развитие инженерного мышления, потенциала и поддержки самостоятельной творческой активности дошкольников.

  3.6.Кадровое обеспечение Программы

         Работу по реализации программы по формированию инженерного мышления дошкольников осуществляют  воспитатели.

           

           Педагогическая диагностика в рамках Программы

Методы и средства оценки результативности реализации программы.

           В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

          Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:  

-наблюдение;  

-беседы;  

-анализ продуктов  детского творчества.

      Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по критериям.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию инженерного мышления у детей младшего дошкольного возраста

Педагогический проект по формированию инженерного мышления у детей младшего дошкольного возраста...

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста" и перспективный план работы с родителями на год....

Дорожная карта «Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Развитие конструктивного,логического мышления дошкольников.Расширение кругозора в сфере технических,естественных наук....

Дополнительная образовательная программа по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста «Юные инженерики» для детей от 4 до 7 лет.

Современное социально - экономическое развитие общества обозначило необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением, которое подразумевает...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

План самообразования: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования. Тема: «Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».Мы с вами помним, что дошкольное образование – это первый уровень общего образов...

Мастер-класс «Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста»

Опыт работы и демонстрация  кружковой деятельности по робототехнике....