Проект "Родничок родного края"
проект (старшая группа)
Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.
Основные задачи проекта:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Развивать представление о культуре и быте коренных народов, населяющих родной край.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить в жизни ребенка яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maltseva_o.a._tihonova_t.a._-konkurs_podgot.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Родничок родного края»
Подготовили: педагоги первой
квалификационной категории
МКДОУ № 5
«Рябинка» Барабинского района
Новосибирской области
Мальцева Ольга Анатольевна
Тихонова Татьяна Александровна
Барабинск, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.
Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Мы живём и работаем в небольшом городе Барабинске Новосибирской области. Наш край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные, самобытные люди. И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.
Основные задачи проекта:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Развивать представление о культуре и быте коренных народов, населяющих родной край.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить в жизни ребенка яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.
Сроки реализации проекта: два года.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
2. Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
3. Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Условия реализации проекта:
1.Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
2.Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.
3.Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
4.Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
5.Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)
6.Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.
7.Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
8.Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к г. Барабинску должны передаваться детям.
Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:
1. Труд взрослых.
2. Отдых барабинцев.
3. Природа.
4. Культура поведения в городе.
6. Почётные граждане г.Барабинска.
7. История города.
8. Достопримечательности города.
9. Культура и традиции.
Необходимо учитывать, что «круг тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Тематический план работы со старшими дошкольниками
1 раздел «Город, что сердцу дорог»
Сроки исполнения | Старшая группа 4-5 лет | Подготовительная к школе группа 5-6 лет |
Сентябрь | *Беседа «Улицы города: название и расположение». *Беседа «Места отдыха горожан» | *Рассматривание карты города Барабинска. *Экскурсия по улицам города. |
Октябрь | *Рассматривание альбома «Наша малая Родина - город Барабинск» | *Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп» |
Ноябрь | *Беседа «Где работают родители» | *Занятие «Путешествие по Барабинску»». *Занятие «История нашего города» |
Декабрь | *Знакомство с гербом и гимном нашего города | *Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого» |
Февраль | *Экскурсии на почту, в магазин, школу. | *Экскурсия в музей истории и археологии г.Барабинска. |
Март | *Создание в группе уголка «Русская изба» | *Фотовыставка «Наш город сегодня» |
Апрель | *Выставка детских работ «Мой любимый детский сад» | *Выставка детских работ «Мой любимый детский сад» |
Май | Посещение музея истории и археологии г.Барабинска. | Знакомство с земляками -героями ВОВ. |
2 раздел «Природа Сибири»
Сроки исполнения | Старшая группа 4-5лет | Подготовительная к школе группа 5-6 лет |
Сентябрь | *Целевая прогулка в городской парк. *Беседа о жизни животных в лесу и в тундре. | *Обобщающая экскурсия в городской парк. *Беседа о подготовке к зиме диких животных. |
Октябрь | *Посещение выставки «Животные в лесу» в Центре ДОД. *Беседа «Как зимуют волк, медведь, лиса, заяц» | *Беседа «Как зимуют ежи, барсуки, бурундуки». *Составление зимних коллажей. |
Ноябрь | *Экскурсия в зимний парк. | *Сравнительная экскурсия в городской парк в разную погоду (Метель, мороз, оттепель, снегопад). |
Декабрь Январь | *Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек. *Рассматривание иллюстраций о зиме. | *Подкармливание птиц на территории детского сада. * Рассматривание пейзажей местных художников. |
Февраль | *Беседа «Жизнь животных и птиц весной». *Беседа «Берегите лес». | *Занятие «Лес - многоэтажный дом». *Беседа «Весной на озере». |
Март | *Целевая прогулка «Пробуждение природы». | *Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы). |
Апрель | *Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев». *Рассказ-беседа «Лекарственные растения родного края». | *Сравнительная беседа «Бабочки и жуки». *Беседа «Растения родного края». |
3 раздел «Культурное наследие Сибири и народное декоративное искусство»
Сроки исполнения | Старшая группа 4-5 лет | Подготовительная к школе группа 5-6 лет |
Сентябрь | *Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (Е.Толчина), «Стихи о животных», С.Титова легенда «Почему лебеди белые». | *Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (Е.Толчина), «Стихи о животных», С.Титова легенда «Почему лебеди белые». |
Октябрь | Чтение сказок И.Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце». *Просмотры видеофильмов по сказкам И.Бажова | Чтение сказок И.Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце». *Просмотры видеофильмов по сказкам И.Бажова |
Ноябрь | *Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории и археологии): Д.Гребенщикова, В.Мельникова | *Посещение выставки местных художников. |
Декабрь | *Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский). | *Беседа «Художники Барабинского района». |
Февраль | *Заучивание стихотворения Л.Бойкова «Мой город». | *Заучивание стихотворения Л. Бойкова. *Выставка народно – прикладного искусства детей (при участии родителей). |
Март | *Знакомство с украшением пасхальных яиц. | *Знакомство с украшением русского пряника.
|
Апрель | *Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства и археологии. | *Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец). |
Май | *Знакомство с русской народной игрушкой. | *Знакомство с русской народной игрушкой. |
4 раздел «Сибирский фольклор»
Сентябрь Октябрь | *Знакомство с русскими народными инструментами. *Знакомство с русскими народными песнями и хороводами. | *Знакомство с народным сибирским фольклором, загадками, закличками, пословицами, песнями и хороводами. |
Ноябрь Декабрь | *Знакомство с играми народов Сибири. | *Игры народов Сибири. |
Январь Февраль | *Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей). *Знакомство с культурными традициями «Масленица». | *Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Сибири». *Развлечение «Святки». *Развлечение «Масленица». *Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица». |
Март | *Беседа, праздник «День птиц». | *Прослушивание аудиозаписей народных песен. |
Апрель | *Фольклорный праздник «Посиделки» | Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха». |
Май | *Прослушивание аудиозаписей народных песен. *Разучивание хороводов, народных песен. | *Праздник «Русской берёзки» |
План работы с родителями:
1. Консультации для родителей:
- «Художники города Барабинска»,
- «Промыслы города Барабинска»,
- «Почётные люди города Барабинска».
2. Семейная гостиная «Мой светлый город Барабинск».
3. Совместные праздники и развлечения.
4. Сбор краеведческого материала с участием родителей.
5. Помощь в создании уголка «Русская изба».
6. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши».
7. Выставка семейных реликвий.
8. Проведение игротек: «Игры наших бабушек», «Игры народов Сибири».
9. Оформление папки-раскладушки «Экскурсия в краеведческий музей».
10. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём в городе Барабинске».
11. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
12. Совместные проекты «Традиции семьи».
План работы с педагогами по проекту:
1. Консультация «Страницы истории».
2.Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.
3. Консультация для воспитателей «Писатели и поэты – наши земляки».
4. Встречи с работниками библиотеки и музея.
5. Сбор краеведческого материала.
6. Организация фотовыставки «Наш город».
7. Проведение развлечений, праздников.
8. Проведение открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты для детей:
1. Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
3. Имеют представления о памятниках родного города.
4. Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
5. Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
6. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
7. Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Сибири.
8. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.
Критерии отслеживания
- ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
- Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:
- Как называется наш город?
- Почему он так называется?
- Какие улицы города вы знаете?
- Чьи имена носят улицы нашего города?
- Какие памятники, достопримечательности нашего города вы знаете?
- Каких местных писателей, художников можете назвать?
- Какие праздники отмечаются в нашем городе?
- Назовите промыслы и профессии коренных народов Сибири?
- Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?
- Расскажите о природе родного края.
- Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости от сезона?
2. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
- Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.
- Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.
3.ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
- Повышение педагогического уровня воспитателей.
- Активность воспитателей в работе по проекту.
Литература:
1. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край, М. Просвещение, 1990г.
3. Лапцуй Л. Едейко, Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.
4. Дудников Н. Медвежьи забавы, Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....