Проект "Родничок родного края"
проект (старшая группа)

Татьяна Александровна Тихонова

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.

Основные задачи проекта:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Развивать представление о культуре и быте коренных народов, населяющих родной край.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить в жизни ребенка яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через  восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maltseva_o.a._tihonova_t.a._-konkurs_podgot.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

 детей старшего дошкольного возраста

«Родничок родного края»

                                                         

                                                              Подготовили:  педагоги первой

                                                              квалификационной категории

                                                              МКДОУ № 5

                                                              «Рябинка» Барабинского района

                                                              Новосибирской области

                                                              Мальцева Ольга Анатольевна

                                                Тихонова Татьяна Александровна

                                                 

Барабинск, 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний и организацию доступной деятельности.

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке),  усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Мы живём и работаем в небольшом городе Барабинске Новосибирской области. Наш край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные, самобытные люди. И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям родного края.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.

Основные задачи проекта:

- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Развивать представление о культуре и быте коренных народов, населяющих родной край.

- Создавать эмоциональное настроение, оставить в жизни ребенка яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через  восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников.

Сроки реализации проекта: два года.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Принципы построения педагогического процесса:

1. Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Условия реализации проекта:

1.Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

2.Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому -  культурно-историческим фактам.

3.Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

4.Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

5.Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)

6.Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.

7.Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).

8.Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к г. Барабинску должны передаваться детям.

Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:

1. Труд взрослых.

2. Отдых барабинцев.

3. Природа.

4. Культура поведения в городе.

6. Почётные граждане  г.Барабинска.

7. История города.

8. Достопримечательности города.

9. Культура и традиции.

Необходимо учитывать, что «круг  тем» подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Тематический план работы со старшими дошкольниками

1 раздел «Город, что сердцу дорог»

Сроки исполнения

Старшая группа 4-5 лет

Подготовительная к школе группа 5-6  лет

Сентябрь

*Беседа «Улицы города: название и расположение».

*Беседа «Места отдыха горожан»

*Рассматривание карты города Барабинска.

*Экскурсия по улицам города.

Октябрь

*Рассматривание альбома «Наша малая Родина - город Барабинск»

*Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп»

Ноябрь

*Беседа «Где работают родители»

*Занятие «Путешествие по Барабинску»».

*Занятие «История нашего города»

Декабрь

*Знакомство с гербом и гимном нашего города

*Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

Февраль

*Экскурсии на почту, в магазин, школу.

*Экскурсия в музей истории и археологии г.Барабинска.

Март

*Создание в группе уголка «Русская изба»

*Фотовыставка «Наш город сегодня»

Апрель

*Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»

*Выставка детских работ «Мой любимый детский сад»

Май

Посещение музея истории и  археологии г.Барабинска.

Знакомство с земляками -героями ВОВ.

2 раздел «Природа Сибири»

Сроки исполнения

Старшая группа 4-5лет

Подготовительная к школе группа 5-6 лет

Сентябрь

*Целевая прогулка в городской парк.

*Беседа о жизни животных в лесу и в тундре.

*Обобщающая экскурсия в городской парк.

*Беседа о подготовке к зиме диких животных.

Октябрь

*Посещение выставки «Животные в лесу» в Центре ДОД.

*Беседа «Как зимуют волк, медведь, лиса, заяц»

*Беседа «Как зимуют ежи, барсуки, бурундуки».

*Составление зимних коллажей.

Ноябрь

*Экскурсия в зимний парк.

*Сравнительная экскурсия в городской парк в разную погоду (Метель, мороз, оттепель, снегопад).

Декабрь

Январь

*Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.

*Рассматривание иллюстраций о зиме.

*Подкармливание  птиц на территории детского сада.

* Рассматривание пейзажей местных художников.

Февраль

*Беседа «Жизнь животных и птиц весной».

*Беседа «Берегите лес».

*Занятие «Лес - многоэтажный дом».

*Беседа «Весной на озере».

Март

*Целевая прогулка «Пробуждение природы».

*Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы).

Апрель

*Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев».

*Рассказ-беседа «Лекарственные растения родного края».

*Сравнительная беседа «Бабочки и жуки».

*Беседа «Растения родного края».

3 раздел «Культурное наследие Сибири и народное декоративное искусство»

Сроки исполнения

Старшая группа 4-5 лет

Подготовительная к школе группа 5-6 лет

Сентябрь

*Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (Е.Толчина), «Стихи о животных», С.Титова  легенда «Почему лебеди белые».

*Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (Е.Толчина), «Стихи о животных», С.Титова  легенда «Почему лебеди белые».

Октябрь

Чтение сказок И.Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце».

*Просмотры видеофильмов по сказкам И.Бажова

Чтение сказок И.Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце».

*Просмотры видеофильмов по сказкам И.Бажова

Ноябрь

*Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории и археологии): Д.Гребенщикова, В.Мельникова

*Посещение выставки местных художников.

Декабрь

*Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский).

*Беседа «Художники Барабинского  района».

Февраль

*Заучивание стихотворения Л.Бойкова «Мой город».

*Заучивание стихотворения Л. Бойкова.

*Выставка народно – прикладного искусства детей (при участии родителей).

Март

*Знакомство с украшением пасхальных яиц.

*Знакомство с украшением русского пряника.

 

Апрель

*Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства и археологии.

*Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец).

Май

*Знакомство с русской народной игрушкой.

*Знакомство с русской народной игрушкой.

4 раздел «Сибирский  фольклор»

Сентябрь

Октябрь

*Знакомство с русскими народными инструментами.

*Знакомство с русскими народными песнями и хороводами.

*Знакомство с народным сибирским фольклором,  загадками, закличками, пословицами,  песнями и хороводами.

Ноябрь

Декабрь

*Знакомство с играми народов Сибири.

*Игры народов Сибири.

Январь

Февраль

*Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

*Знакомство с культурными традициями «Масленица».

*Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов Сибири».

*Развлечение «Святки».

*Развлечение «Масленица».

*Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица».

Март

*Беседа, праздник «День птиц».

*Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Апрель

*Фольклорный праздник «Посиделки»

Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха».

Май

*Прослушивание аудиозаписей народных песен.

*Разучивание хороводов, народных песен.

*Праздник «Русской берёзки»

                             

                   

                          План работы с родителями:

1. Консультации для родителей:

- «Художники города Барабинска»,

- «Промыслы города Барабинска»,

- «Почётные люди города Барабинска».

2. Семейная гостиная «Мой светлый город Барабинск».

3. Совместные праздники и развлечения.

4. Сбор краеведческого материала с участием родителей.

5. Помощь в создании уголка «Русская изба».

6. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши».

7. Выставка семейных реликвий.

8. Проведение игротек: «Игры наших бабушек», «Игры народов Сибири».

9. Оформление папки-раскладушки «Экскурсия в краеведческий музей».

10. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём в городе Барабинске».

11. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».

12. Совместные проекты «Традиции семьи».

План работы с педагогами по проекту:

1. Консультация «Страницы истории».

2.Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.

3. Консультация для воспитателей   «Писатели и поэты – наши земляки».

4. Встречи с работниками библиотеки и музея.

5. Сбор краеведческого материала.

6. Организация фотовыставки «Наш город».

7. Проведение развлечений, праздников.

8. Проведение открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты для детей:

1. Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.

2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

3. Имеют представления о памятниках родного города.

4. Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

5. Знают культуру, обычаи и традиции родного края.  Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.

6. Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

7. Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Сибири.

8. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.

Критерии отслеживания

  1. ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

- Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:

- Как называется наш город?

- Почему он так называется?

- Какие улицы города вы знаете?

- Чьи имена носят улицы нашего города?

- Какие памятники, достопримечательности  нашего города вы знаете?

- Каких местных писателей, художников можете назвать?

- Какие праздники отмечаются в нашем городе?

- Назовите промыслы и профессии коренных народов Сибири?

- Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?

- Расскажите о природе родного края.

- Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости от сезона?

         2. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

     - Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

  - Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

     - Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.

         3.ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

         -  Повышение педагогического уровня воспитателей.

         - Активность воспитателей в работе по проекту.

Литература:

1. Жуковская  Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край, М. Просвещение, 1990г.

3. Лапцуй Л. Едейко,  Салехард, издательство «Красный Север», 2004г.

4. Дудников Н. Медвежьи забавы, Пермь, издательство «Книжный мир», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....