Разработка проекта «Древние города Ленинградской области» для развития познавательного интереса старших дошкольников
статья (подготовительная группа)

Становление познавательной направленности детской личности , развитие интересов детей в сфере историко-географических компонентов родного края в ходе разработки проекта "Древние города Лениградской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_statya.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проекта «Древние города Ленинградской области» для развития познавательного интереса старших дошкольников

Автор: Андреева А. А.

Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития личности, способной к самоопределению и самореализации в мире исторической ценности родного края. (2, с.166) Первоосновы такой личности закладываются в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития у детей интереса к объектам, обладающим подлинной социокультурной и исторической ценностью, закладываются первичные представления об окружающем, социальном и природном мире, развиваются воображение, познавательная активность и интерес.
        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отмечает, что познавательный интерес – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека. Также во ФГОС ДО говорится, о том, что вопрос развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач в дошкольном образовании. (1, с.10). Её актуальность определяется тем, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в становлении познавательной сферы и развитии познавательных способностей.

Одним из самых эффективных средств развития познавательного интереса дошкольников является проект. Так как, в современной педагогике проект рассматривают как одну из личностно-ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и другие методики; Интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом плане,  что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. (3, с.691) Ведь проект предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектов окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, затрагивая все образовательные области, которые выделяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОСДО). (1, с.9)

Разработка проекта «Древние города Ленинградской области» определяет умения и возможности детей старшего дошкольного возраста   на начальном этапе различать памятные места и достопримечательности своего родного края и ориентироваться в мире культурных ценностей. Благодаря разработке данного проекта происходит становление познавательной направленности детской личности, развитие интересов детей в сфере историко-географических компонентов родного края. Одним из основных критериев успешной апробация данного проекта будет являться систематизированность занятий в ходе проекта при использовании различных методов, форм и приемов обучения. Именно при соблюдении всех вышеперечисленных условий проект «Древние города Ленинградской области»  поможет детям лучше понять себя, адаптироваться  в окружающем мире и решать многие интересующие их вопросы.  

В дошкольных образовательных учреждениях проводится работа, направленная на развитие познавательного интереса старших дошкольников, но при ее проведении отсутствует расширенность данной работы, то есть, все методики направлены только лишь на одну сферу деятельности (на один – два города, Санкт-Петербург и Москва). Все ранее проводимые диагностики уровня познавательного интереса старших дошкольников, направленные на знания истории и географии родного края, показали, что в современном мире дети старшего дошкольного возраста плохо ориентируются по близлежащим городам родного края, имея представления только лишь о своем родном городе.

Для определения уровня познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста нами были выбраны три диагностические методики:

1. Анкета для родителей В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой »

Цель методики: Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности дошкольника

2. «Родной город» (автор Т.Г. Кобзева)».

Цель методики: Выявление содержания общих представлений ребенка о родном городе. Диагностическое задание выявляет у детей знания родного города, своего района, места проживания, а также умения называть и различать достопримечательности родного города, парки, площади

3.««Историко-географические компоненты родного края»  Модификация Т. Г. Кобзева»

Цель методики: Выявление исходного уровня познавательного интереса относительно города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В данный период времени протекает работа над составлением проекта «Древние города Ленинградской области».

 Проект: познавательно – творческий, средней продолжительности (два месяца). В ходе проекта создается новый творческий продукт.

Реализация проекта будет проходить в ходе систематических занятий по познавательному развитию.

В процессе непосредственной образовательной деятельности будут использоваться информационные технологии (мультфильм «Путешествие по старинным городам Ленинградской области», виртуальные экскурсии по городам Ленинградской области с использованием дидактических игр, упражнений, «испытаний», игры по ознакомлению с городами на smart-доске); современные формы взаимодействия с детьми (квест-игры на ознакомление с определенным городом); создание игровых пособий с детьми.

Работа, направленная на развитие познавательного интереса, будет проводиться по всем образовательным областям.

В ходе проекта будет осуществляться непосредственная работа с родителями. На протяжении этой работы родители должны будут проводить беседы с детьми на тему «родные края».

Итогом проекта будет являться заполнение карты Ленинградской области пройденными городами и рассказ детей о наиболее понравившихся городах родного края.

Продукт проекта: проект, в ходе которого вместе с детьми будет изготовлена «Тропа старины» с городами Ленинградской области.

Таким образом, проект «Древние города Ленинградской области» закладывает первичные представления об окружающем, социальном и природном мире родного края, развивает интерес к объектам, обладающим подлинной социокультурной и исторической ценностью, творческие способности детей, расширяет представления о памятных местах и достопримечательностях не только города Санкт-Петербург, но и различных городов Ленинградской области.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.:ТЦ Сферра, 2018. – 80 с.
  2. Бердибеков П. К., Фазилова Д. Х., Юнусова Ч. Проект в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 691-693. — URL https://moluch.ru/archive/105/24943/ (дата обращения: 02.03.2020).
  3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».

Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...

Практикум для родителей "Развитие познавательного интереса старших дошкольников"

Задачи:- познакомить родителей с условиями развития познавательного интереса у детей старшего возраста;- формировать умение общаться с детьми.   [[{"type":"media","view_mode":"media_lar...

Педагогический проект «Детская журналистика» для развития познавательного интереса старших дошкольников

Познавательный интерес имеет важнейшее значение для развития всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка...