Педагогический проект «Детская журналистика» для развития познавательного интереса старших дошкольников
проект (старшая группа)

Познавательный интерес имеет важнейшее значение для развития всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него мотивации к познанию.

Использование проекта «Детской журналистики» может стать эффективным средством активизации познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

  1. Использование привлекательных тем и заданий в «детской журналистике», которые вызывают интерес современного ребенка.

Старший дошкольный возраст является именно тем периодом развития ребёнка, когда закладываются основные качества, которые в последствие являются плацдармом для формирования личности ребёнка и его успешного дальнейшего обучения в школе.   Также для старшего дошкольного возраста характерно развитие такой особенности, которая необходима для развития познавательного интереса – любопытства. Любопытство является одной из базовых первичных форм познавательного интереса. В его основе лежит естественная реакция удивления ребёнка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Любопытство напрямую связано с развитием познавательного интереса старших дошкольников.

Детская журналистика – это технология, которая направлена на развитие познавательного интереса к различным областям знаний, а также формирует коммуникативные навыки ребёнка. Исходя из специфики данной технологии, определяются и дидактические средства, которые являются и средствами журналистики. Приёмы и методы детской журналистики позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели – развития познавательного интереса. 

В дошкольном учреждении применение методов детской журналистики может включать два блока: познавательный и деятельностный - позволяют не только получать информацию, но и на практике применять и развивать полученные знания и умения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_zhurnalistika.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Детская журналистика» для развития познавательного интереса старших дошкольников

Программа проекта рассчитана на год для реализации и включает в себя три этапа:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап – заключительный

Основной идеей данного проекта является формирование познавательного интереса старших дошкольников средствами детской журналистики, а также организация совместной познавательно-созидательной деятельности детей, педагогов и родителей в форме издания газеты, съемки видео-передачи, блога. Применение технологии решено проводить в  форме длительного проекта.  Проектная форма позволяет активизировать самостоятельность и исследовательскую деятельность самих детей. Длительный проект обеспечивает обсуждение с детьми разных тем -видов журналистики.

Цель проекта: развитие познавательного интерес у детей старшего дошкольного возраста посредством детской журналистики.

Задачи проекта:

1. Разработка содержания и педагогических условий для развития познавательного интереса дошкольников на основе детской журналистской деятельности.

2. Разработка методов, приёмов, форм организации работы по длительному  педагогическому проекту.

3. Вовлечение всех участников в образовательный процесс (дети – родители – воспитатели).

Посредством реализации заданий, игр, бесед, дети старшего дошкольного возраста будут формулировать вопросы, отвечать на вопросы. Которые будут направлены на формирование познавательного интереса. Каждый этап заканчивается созданием продукта детской журналистики:

- создание газеты

- создание стенгазеты

- создание телепередачи (видео запись)

- создание блога

                                                                        Таблица № 1

Календарно-тематическое планирование  проекта «Детская журналистика для старшей группы

Период, название, этап, цель

Формы и последовательность мероприятий

Комментарии или методические рекомендации

I этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь)

 внутри этапа предусматривается мотивации к освоению:

посвящение в журналисты (мотивация). Освоение информации и обобщение в продукте.

«Путешествие в страну Журналистики с Клепой»

Цель: уточнение представлений о профессиях журналиста, репортёра, блогера; развитие интереса к формам журналистики. Этап является подготавливающим к освоению приёмов детской журналистики на занятиях и прогулке, культурной практике.

Содержание:

  1. Познакомить детей с детской журналистикой, как инструментом изучения окружающего мира:
  • знакомство с особенностями профессий журналиста, репортёра, блогера, телеведущего.
  • ознакомление с продуктами журналистской деятельности: газеты, рубрики, видео-ролики, журналы, репортажи и т.д..
  1. Расширять практический, познавательный, творческий опыт в процессе  использования технологии детской журналистики.

1. Проведение занятий «Литературная гостиная». Цель: познакомить детей с детской журналистикой посредством изучения детских журналов, газет.

2. Посещение редакции газеты «БУДНИ» - виртуальная экскурсия по редакции детско-юношеской газеты

Цель: познакомить детей с работой издательства журналов и газет; познакомить с детско-юношеской газетой «БУДНИ».

3. Игровые упражнения: «Острый глаз», «Что изменилось?», «Спроси у товарища», «Пустая газета».

4. Посещение детской библиотеки города: знакомство с журналами в библиотеке, рассматривание газет и журналов.

5. Познакомить детей с детскими пресс-центрами города в онлайн-формате.

6. Проведение детской пресс-конференции. Журналистское расследование «Тайны природы»

 В «Литературной гостиной» есть главный персонаж, который помогает детям познакомиться с миром детских газет и журналов – Клепа. http://klepa.ru/journals 

II этап – развивающий (ноябрь – апрель)

 Внутри этапа:  мини-проекты по освоению разного вида журналистики.

Цель: развитие у старших дошкольников познавательного интереса посредством детской журналистики.

Содержание:

данный этап включает в себя несколько разделов (раздел = месяц), которые содержат в себе разные виды журналистики.

Ноябрь: пресса

1. Создание газеты «Радости детства». Рубрики газеты: «наши праздники», «интересная прогулка», «прогноз погоды», «важные события детского сада». В течение месяца дети совместно с воспитателями собирают и обрабатывают материал, который войдёт в газету.

Итогом первого раздела развивающего этапа станет выпуск газеты «Радости детства».

Декабрь: фотожурналистика.

1. Создание стенгазеты «Наши открытия в детском саду». Цель: продолжать развивать интерес старших дошкольников к явлениям и предметам окружающего мира.

Итоговым продуктом раздела является фотоальбом.

Январь: телевизионная журналистика.

1. Создание телепередачи (видеозаписи) «Записки юного путешественника». Цикл выпусков телепередачи направлен на знакомство детей с их городом, улицей, домом, а также домами всех детей в группе.

Февраль: радиожурналистика

Цель: продолжать развивать познавательный интерес.

1. Знакомство детей с детской познавательной передачей «Любознайка».

2. Проведение беседы детьми «Как появилось радио?» (использование наглядного материала).

3. Экскурсия с детьми в Центральный музей связи имени А.С. Попова.

Март: интернет-журналистика

1. Создание блога «Мои лайфхаки». Цель: продолжать развивать познавательный интерес, учить находить простые решения поставленным задачам; развивать умение работать с камерой и телефоном.

2. Игры «Узнай по описанию», «Что лишнее?».

Апрель: творческая командировка. Творческая командировка предполагает путешествие-командировку старших дошкольников по детскому саду с целью интервьюирования сотрудников. Итогом данного раздела станет

  1. Игры-интервьюирования. Детям нужно взять интервью у каждого сотрудника детского сада и на основе собранного материала подготовить специальный выпуск газеты «Секреты мастерства». Например, дети берут интервью у поваров для рубрики «Секретный рецепт», а интервью с музыкальным руководителем будет в рубрике «Угадай мелодию».
  2. Журналистская прогулка – «Совершенно секретно»: расследуем секреты природы на участке.

Для сбора информации по каждой рубрике газеты назначается ответственный среди детей. Группа разделяется на команды, каждая из которых целую неделю отвечает за подбор материала для своей рубрики. Важно, чтобы каждую неделю в течение месяца команды менялись, то есть если первая команда на первой неделе отвечала за рубрику «прогноз погоды», то на следующей неделе она будет ответственной за рубрику «важные события детского сада».

Стенгазета является обобщением проявления любопытства и интереса детей к тому, что происходит вокруг них. Большую часть материала для стенгазеты дети совместно с воспитателем находят во время прогулок в процессе наблюдения, эксперимента.

Прежде всего, необходимо провести с детьми беседу о родном городе, его улицах, достопримечательностях. Задать детям вопросы: На каких улицах города вы часто бываете? Что вы там видели? Где больше всего нравится гулять? Какие дома ты видишь по дороге домой из детского сада? И т.д.

Затем воспитатели знакомят детей с работой видеокамеры, показывают, как нужно снимать человека, а также окружающую среду.

Дети совместно с воспитателями слушают несколько выпусков «Любознайки», обсуждают, что больше всего запомнилось и понравилось детям. Воспитатель задаёт вопросы: Ты бы хотел стать радиоведущим? Как ты думаешь, что самое сложное в этой профессии? И т.д.

Дети знакомятся с понятием «блог» и в целом с особенностями интернет-журналистикой.

Воспитатели предлагают детям отправиться в творческую командировку в качестве журналиста по детскому саду.

По результатам основного этапа, детьми созданы несколько продуктов журналистики: газета, стенгазета, телепередача, блог. Дети активно включаются в задания, выполняют их с интересом, проявляют любопытство. Дети не просто следуют заданиям воспитателя,  сами проявляют интерес: формулируют не только вопросы к интервью, но и определяют, какая тема их интересует, узнают у других детей, что им было бы интересно прочитать в их газете и т.д.

III этап – заключительный (апрель-май)

Поощрение собственных интересов детей, активизация деятельности по предпочтениями.

 На этом этапе. Мини-проект по проведению конференции.

1. Проведение пресс-конференции по вопросам подготовки к школе «Весёлые будни школьника».

Воспитатель дает детям задние, что необходимо подготовиться к предстоящей пресс-конференции. Также воспитатель делит группу на несколько подгрупп, каждая из которых получает тему, с которой им нужно будет выступить на пресс-конференции. Дети могут сами изучать тематику, а также просить помощи родителей.

Ожидаемые результаты

дети проявляют познавательный интерес к окружающему миру, явлениям, умеют формулировать причинные вопросы и вопросы-гипотезы, подробно могут ответить на поставленный вопрос. Дети проявляют интерес к различным видам детской журналистики.

Методические рекомендации. Для поддержки проекта  в ходе разных форм деятельности создаются ситуации самостоятельного поиска, совместного обсуждения; детские предположения (гипотеза, варианты решения, темы) становиться основой для активности.

 Специальные приёмы: 

- вопросы «как это узнать?», «Что будет интересным?», «Что самое необычное можно увидеть?»;

 - приёмы «мозгового штурма»: предлагаем как можно больше разных тем, формулируем вопросы (с опорой на начала разного вида вопросов «Почему…», «Зачем…», «Когда…»);

- берем интервью у друг друга;

- выбираем самые интересные (фотографии, вопросы);

- обсуждение «Как лучше обратить внимание», «Похвалить и сделать комплимент» и т.п.

Для реализации проекта детской журналистики для детей старшего дошкольного возраста необходимо наличие материально-технической базы.

Таким образом, проект детской журналистики направлен на развитие познавательного интереса посредством применения технологии детской журналистики в рамках занятий, а также на прогулке и культурных практиках. Вся работа, выстроенная в проекте, позволяет формировать у детей коммуникативную компетентность и познавательный интерес в непринуждённой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

«Детское экспериментирование в развитии познавательного интереса старших дошкольников».

Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню.Что я делаю – я понимаю.Конфуций...

Разработка проекта «Древние города Ленинградской области» для развития познавательного интереса старших дошкольников

Становление познавательной направленности детской личности , развитие интересов детей в сфере историко-географических компонентов родного края в ходе разработки проекта "Древние города Лениградск...