Конспект занятия "Русская мартешка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталия Сергеевна Буйко

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matreshka.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Русская матрешка»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес.

Задачи:

Образовательные: знакомить дошкольников с игрушкой – матрешкой, историей возникновения, появления ее на Руси; с разными видами матрешек: Семеновской, Загорской матрешкой и Полхов-Майданской матрешкой.

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки; обращать внимание детей на выразительные средства, развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую активность, поддерживать потребность в самоутверждении, развивать внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке – матрешке, любовь к изделиям народных мастеров и труду. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

Интеграция образовательных областей:

• «Познавательное развитие»

• «Социально-коммуникативное развитие»

• «Речевое развитие»

• «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

• Коммуникативная

• Игровая

• Познавательная

• Изобразительная

Используемые методы и приемы:

• Наглядный (рассматривание матрешки, слайды с этапами изготовления матрешки)

• Словесный (беседа, худож. слово, пояснение, поощрение)

• Практический (физкультминутка, самостоятельная деятельность детей, пальчиковая гимнастика)

• Игровой

Материал и оборудование:

Демонстрационныйигрушка-матрешка, слайды «Последовательность изготовления матрешки», доска.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек; акварельные краски, кисточки, баночки с водой; ватные палочки, тычки; влажные салфетки.

Музыкальное сопровождениерусская народная мелодия.

Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи матрешек.

Предварительная работарассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; чтение художественного слова о матрешке и народных промыслах России; заучивание стихотворений; организация дидактических игр «Веселые матрешки»«Найди различия».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Дети, к нам сегодня пришли гости – другие воспитатели. Давайте поздороваемся с ними.

Другой воспитатель стучит в дверь (сюрпризный момент):

-Группа «Рябинка?»

Дети: Да.

Другой воспитатель: Вам пришла посылка, получите.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там может быть. Но сначала пройдите, пожалуйста, к столу. Встаньте вокруг.

Воспитатель открывает посылку и вынимает по одной игрушке, ставит игрушку на стол.

Воспитатель: Что это за предмет?

Дети: Пирамидка.

Воспитатель: Что это за предмет?

Дети: Машина и т. д.

Воспитатель: Как назвать одним словом все эти предметы?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Дети, в посылке осталась одна игрушка. Чтобы узнать, какая игрушка осталась, надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть у меня для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка -

А красавица девица,

У нее – сестрицы.

Каждая сестрица -

Для маленькой темница.

ДетиМатрешка.

Воспитатель показывает игрушку.

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о матрешке, что это за игрушка. Приглашаю вас сесть на стульчики перед экраном (стулья расставлены заранее)

Матрешка – это деревянная кукла. Изображает она русскую девушку. Художник нарисовал ей красивое лицо – с черными бровями, румяными щечками, длинными ресницами. Назвали эту девушку Матреной, а ласково называют Матрешкой.

Обычно ее изготавливают из таких деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Матрешка – это игрушка с секретом. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Первая матрешка появилась более 100 лет назад, очень давно. А изготовил ее мастер – Василий Звездочкин.

Матрешка – это символ нашей страны России. Когда к нам в Россию приезжают гости, им дарят матрешки на память.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим, как изготавливают матрешки.

Просмотр слайдов и комментарии воспитателя.

Воспитатель: Дети, а теперь немного отдохнем. Выходите на ковер.

Физкультминутка.

Хлопают в ладошки (хлопки в ладоши)

Дружные матрешки.

На ногах сапожки (выставляют поочередно ножки на пятку)

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись (наклоны в стороны)

Всем знакомым поклонись.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте расскажем про матрешек стихи и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика (В. Степанов)

Мы – красавицы матрешки

Разноцветные одежки. (разжимают кулачки, шевелят пальчиками)

Раз - Матрена(поочередно загибают пальчики рук)

Два – Малаша,

Мила – три,

Четыре – Маша,

Маргарита – это пять

Нас нетрудно посчитать. (разжимают кулачки)

(Повторить 2 раза - каждой рукой)

Воспитатель: А сейчас – кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в ваши мастерские (к своим столам, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрешку.

Дети садятся за столы.

На столах:

• Стаканчики с водой

• Кисточки

• Тычки

• Ватные палочки

• Краски

• Заготовки матрешки

Воспитатель: Садитесь поудобнее, спинка ровная, коленочки под столом дружат, рукава засучены.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки!

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрешка.

(Образец педагогического рисунка на доске дети рассматривают вместе ссвоспитателем)

Что у матрешки на голове?

Дети: Платочек.

Воспитатель: А платочек всегда завязан на …

Дети: Узелок.

Воспитатель: Чем украшен платочек?

Дети: Горошком.

Воспитатель: Что у нее на теле?

Дети: Сарафан.

Воспитатель: А поверх сарафана?

Дети: Фартук.

Воспитатель: Чем украшен фартук?

Дети: Цветком в центре и горошком по краям фартука.

Воспитатель: Захотелось мне матрешку

В полный рост нарисовать.

А с чего же нам начать?

Объяснение и показ педагога последовательности рисования.

Дети приступили к работе.

В конце занятия итог:

Воспитатель: Ой, какие матрешки получились красивые. Какие хорошие мастера. А сейчас мы из мастеров превратимся в ребят и полюбуемся нашими матрешками.

Чтение стихотворения:

Цветастое платье

Румяные щечки!

Ее открываем

В ней прячется дочка.

Матрешки танцуют

Матрешки смеются

И радостно просят

Тебе улыбнуться.

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки

Какие веселые

Эти матрешки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...