Мастер-класс для педагогов на тему "Влияние музыки на оздоровление детей в дошкольном учреждении".
методическая разработка

В этом материале расматривается тема "Влияние музыки на оздоровление детей в дошкольном учреждении".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._muzykoterapiya.docx250.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №6» МБДОУ №29 мкр-н Саввино

Конспект выступления

Тема: «Влияние музыки на оздоровление детей в дошкольном учреждении».

Подготовил: Куракова Наталья Ивановна

г.о. Балашиха, 2021г

Цель (для сотрудников ДОУ): трансляция педагогического опыта музыкального руководителя для возможного его использования в образовательно-воспитательном процессе и режимных моментах воспитателями и специалистами ДОУ.  

Задачи: определить актуальность и проблематику выбранной темы; найти пути решения проблемы в условиях ДОУ.  

Цель (для родителей): трансляция педагогического опыта музыкального руководителя для возможного его использования в семьях обучающихся.  

Задачи: определить актуальность и проблематику выбранной темы; найти пути решения проблемы в обычной жизни ребёнка (в семейных условиях).  

Слайд №1. Добрый день, уважаемые коллеги! Начать своё выступление я хочу с вопроса. Как вы считаете, действительно ли музыка обладает целительной силой, способной повлиять на здоровье?

Ответы аудитории.

Лечебное воздействие музыки люди заметили еще в глубокой древности. Шаманы и жрецы изгоняли болезни при помощи специальных песен-заклинаний, ритмических композиций, исполняемых на бубнах и других инструментах. Благотворное влияние мелодичной музыки на больного отмечали и древние греки, и египтяне. Современная наука использует музыку для профилактики и лечения самых разных заболеваний.
Слайд №2. Физики утверждают, что каждый орган человеческого тела вибрирует с определенной частотой. При заболевании, частота колебаний изменяется. Организм, как музыкальный инструмент, начинает фальшивить. А что такое музыка? Это вибрация, колебания воздуха. Вступая в резонанс со звучащей музыкой, детский организм настраивается, исцеляется.

Кроме того, музыка – это ритм. Под влиянием ритмов звучащей музыки изменяется частота ударов сердца, учащается или замедляется дыхание. Таким образом, мы можем сделать вывод – музыка способна исцелить тело, влияя на его температуру, пульс, давление, активизируя иммунную систему.

Слайд №3. А как вы думаете, может ли музыка быть вредной или неполезной для организма? (Ответы аудитории). Вы совершенно правы. В частности, к «вредной» музыке были отнесены хаус, хип-хоп, панк-рок, тяжелый рок, хэви-метал, шансон, а также творчество таких исполнителей, как Мэрлин Мэнсон или Оззи Осборн.

Приведу пример, если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

Слайд №4. Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; а следовательно, у детей с нестабильным эмоциональным фоном сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом.

И я предлагаю, вам уважаемые коллеги, попробовать почувствовать то, как на вас подействует та или иная музыка, те или иные звуки.

Для начала я предлагаю вам взбодриться. Слайд №5, включить музыкальное сопровождение по щелчку на значок звука. Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

А что вы смоете сказать о следующем музыкальном отрывке, какие эмоции вы испытаете? Слайд №6, включить музыкальное сопровождение по щелчку на значок звука. (После прослушивания, выслушать ответы аудитории). Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Я предлагаю вашему вниманию следующий музыкальный фрагмент. Слайд №7 включить музыкальное сопровождение по щелчку на значок звука. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Я предлагаю вашему вниманию мелодию, которая прямо воздействует на сердце. Слайд №8, включить музыкальное сопровождение по щелчку на значок звука.  Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Слайд №9. Так как же можно использовать оздоровительный эффект музыки в нашей повседневной деятельности в стенах дошкольного учреждения?

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными музыкальными занятиями, досугами, развлечениями и праздниками. А ведь для оздоровительного эффекта необходимо, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Изучая работы российских учёных (С.Фадеевой, С.Богдановой, И.Стародубцевой) можно прийти к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом жизни ребенка в детском саду.

Слайд №10. Музыка должна стать неотъемлемой частью жизни детей. Во время утреннего приема возможно включать детские песни советских композиторов, русские народные плясовые. Это располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, любви, обеспечивает психологическое благополучие.

Далее логично будет включение дыхательной гимнастики под музыку Сен-Санса, Шопена, оркестра Поля Мориа. Она улучшает психофизическое состояние ребёнка, снимает стресс, учит «слушать» свой организм, понимать себя.

И так как лучше один раз сделать, чем сто раз услышать, давайте попробуем улучшить своё психофизическое состояние.

Пример дыхательной гимнастики под музыку. Слайд №11, включить музыкальное сопровождение по щелчку на значок звука.

Слайд №12. Музыкальное сопровождение режимных моментов. В частности – сопровождение приема пищи: завтрака, обеда и ужина.

Игровая деятельность также может сопровождаться музыкой. Произведения Вивальди, Моцарта, голоса природы помогают снять накопившуюся усталость, нормализовать работу нервной системы.

Слайд №13. Соединение музыки и цвета оказывает поразительное влияние на состояние ребенка. Например, если во время работы по математике выполнять задания на карточках фиолетового цвета и включить «Болеро» Равеля, повысится работоспособность. Кроме того, это прекрасный стимул для работы легких, сердца, кровеносных сосудов.

Слайд №14. Занятия аппликацией, рисованием, лепкой дают прекрасную возможность объединить арт и музыкотерапию. Что позволяет выразить детские чувства, эмоции, переживания через создание творческой продукции.

Слайд №15. Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Слайд №16. И закончить своё выступление я хочу словами Владимира Михайловича Бехтерева – выдающегося психолога и невролога – «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья». Слушайте музыку и оздоравливайтесь вместе с нашими дошколятами.

Слайд №17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...

Мастер класс Тема: «Использование малых форм двигательной активности для оздоровления детей»

Мастер класс Тема: «Использование малых форм двигательной активности для оздоровления детей»...

Мастер -класс с молодыми педагогами «Зарядка для ума» в работе с детьми дошкольного возраста».2024 г

Цель: знакомство педагогов с приемами нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста....