Мои авторские музыкальные игры
методическая разработка

Сухина Светлана Юрьевна

В своей работе я часто сталкивалась с тем, что мне не хватало музыкального материала для рабты с детьми. 
В процессе музыкальных занятий с детьми рождались творческие задумки, которыми я и хочу поделиться со своими коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskie_muz._igry.doc95.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                           

        Авторские

  музыкальные игры

        Музыкальная игра « Тучки и капельки»

                                                               Сл. и муз. С. Ю. Сухиной

Цель : Активизировать слуховое внимание, точность и

            последовательность действий, развивать

            ритмизированную речь, чувство ритма.

           

Девочки встают в круг вокруг белой тучки, а мальчики – вокруг синей. Водят хороводы и поют:

                «Тучки по небу летят

                 И на землю все глядят.

Бом-бом-бом – грянул гром!           (топают ногами)

Кап-кап-кап – дождь пошёл.        (прыгают)

             Капли быстро побежали (дети разбегаются 

                                                                 по всему залу)

              И все лужицами стали.    (приседают)

Солнце в небе появилось  (дети стараются быстро  

И дождинки испарились.  построить круг вокруг

                                                 своей тучки)   

Игра повторяется, тучки меняют местами.     

            Музыкальная игра «Ветер дует»                  

                                                                Сл. и муз. С.Ю. Сухиной   

Цель: Развивать умение распределять своё внимание, ориентироваться в

           пространстве музыкального зала, совершенствовать навыки

           движений с листочками в соответствии с текстом игры.

   На ковре лежат 3 обруча красного, зелёного и жёлтого цвета.   

Вокруг ковра лежат по кругу листья соответствующих цветов. Дети стоят в кругу и поют:

    «Ветер дует, ветер дует,    (качаются с поднятыми руками) 

     Потому что он колдует,

     Он ребяток закружил         (кружатся)   

    И в листочки превратил.

     А листочки полетели

    И тихонько зашумели» .    

(На проигрыш дети берут лежащие на полу листья и танцуют с ними, стоя на месте)

                   «Ветер дует, ветер дует, (качаются)

                     Потому что он колдует.

                    Он ребяток закружил       (кружатся)

                    И в дождинки превратил.

                   А дождинки прыгать стали (прыгают)

                   Прямо в лужицу упали»

(На проигрыш дети встают в кружки вокруг обручей («луж»), соответствующих цвету своих листочков)

«Ветер дует, ветер дует,         (качаются, стоя вокруг своих

  Потому что он колдует.         «луж»)

  Он ребяток закружил,            (кружатся)

 В журавлей всех превратил.

Они к югу полетели

От морозов и метели»

(На проигрыш дети «летают» вокруг ковра)

                 «Ветер дует, ветер дует (качаются)

                   Потому что он колдует.

                   Он все лужи осушил

                   И листочками накрыл.

(На проигрыш дети бегут к своим обручам («лужам») и кладут в них свои листья)

                    А ребята поиграли

                    И на место убежали»

  Потом можно выбрать 3-х детей, которые соберут листья из обручей в общую корзину и положат сверху неё свой обруч. Кто скорее.

                       Музыкальная игра «Рыбалка»

Сл. С.Ю. Сухиной                    Муз. казачья нар. мел. «Черноморец идёт»

Цель:  Способствовать развитию умений комбинировать образные и

           танцевальные движения, развивать внимание и быстроту реакции,    

            реагировать на речевой сигнал, совершенствовать движения

            присядки.

    На полу лежит кольцом голубая лента. Внутри неё –  нарисованные на картоне 2 леща, 2 карася, 2 щуки. Вокруг воображаемой реки стоят мальчики – рыбаки, держат в руках воображаемые удочки и поют:

        «Как у Дона, у реки собралися рыбаки,   ( Выполняют

         Как у Дона , у реки собралися рыбаки.     «пружинку»)

                  Ой, Дон!                                        (делают шаг вперёд)

                 Ой, река!                      (выполняют перетопы ногами)

                 Корми рыбкой                               (делают шаг назад)

                 Рыбака!»                     (выполняют перетопы ногами)

         

Ведущая: Раз, два, три! Карася лови!

  (Дети выбирают из всех рыб карасей. Самые ловкие танцуют присядку, кладут карасей в ведро Ведущей и уходят на места. Игра повторяется).

Ведущая: Раз, два, три! Щуку лови!

(  Дети берут щук, танцуют с ними, кладут в ведро Ведущей и уходят. Игра повторяется).

Ведущая: Раз, два, три! Лещей лови!

  (Дети берут лещей, танцуют с ними,  кладут в ведро и уходят.  Ведущая берёт ведро с рыбой и предлагает  Казаку  сварить донскую уху).

                   

             Музыкальная игра «Лесные дары»   

Сл. С.Ю. Сухиной           Муз. А. Филиппенко «По малину в сад пойдём» 

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции на

           речевой сигнал, побуждать к танцевальной импровизации.   

(На ковре вперемешку лежат муляжи орехов, грибов, шишек. Девочки идут, пританцовывая,  по кругу и поют:

            «А мы по лесу идём,

             Мы идём, мы идём.

             И грибочки мы найдём,

            Мы найдём, мы найдём.

                  Солнышко на дворе,

                  А в лесу тропинка,

                  Будет лесных даров

                  Полная корзинка!»

Воспитатель: Раз, два, три! Грибы бери!

  (Девочки, взявшие грибы, танцуют с ними и кладут в корзинку. Игра повторяется, но вместо слов «грибочки», поют «орешки», собирают орехи, танцуют с ними и кладут в корзинку. В третий раз поют «шишки спелые», собирают шишки, танцуют с ними, кладут в корзинку, которую отдают Белочке).

         Музыкальная игра « Шишки и листья»

Сл. С. Ю. Сухиной                    Муз. рус. нар. мел. «Как у наших у ворот»

Цель: Совершенствовать дробный шаг, подскоки, движения

           «паровозиком». Развивать слуховое и зрительное внимание,

            ориентировку в пространстве.

   (На ковре лежат шишки и листья.  Дети двигаются хороводом по кругу дробным шагом и поют):

               «Наступают холода,

                Всем в лесу нужна еда,

                Мёд и ягоды для мишки,

               Ну а белке нужны шишки!»

(Те дети, которые взяли шишки, встают «паровозиком» за Белочкой и под музыку уходят к боковой стене зала. Остальные дети продолжают игру)

                                                      Муз. М. Глинки «Полька»

( Двигаются подскоками вокруг листьев и поют):

                «Наступают холода,

                 К ним готовиться пора,

                Будет тёплою нора,

                Если в ней лежит листва!»

(Дети, взявшие листья, становятся «паровозиком» за Ёжиком и под музыку «едут» к другой боковой стене зала. Ведущая ставит между шеренгами 2 корзинки. Дети играют в эстафету «Кто скорее наполнит корзинку своего героя». Белочка с Ёжиком берут свои корзинки, а дети уходят на  места).

                    Музыкальная игра «Санки»

Цель: Совершенствовать движения детей в парах –

           «саночки», умение двигаться в кругу

           «противоходом».

    Дети стоят парами. Первый ребёнок, отведя руки назад, держит за руки второго ребёнка («саночки»). Все бегут по кругу под музыку А. Филиппенко «Саночки». Воспитатель ходит внутри круга противоходом и возит игрушечные саночки с куклой. Музыка останавливается. Дети той пары, которая оказалась возле санок, бегут в разные стороны за кругом. Ребёнок, первым взявший куклу, катает её в кругу вместо воспитателя, продолжая игру.

                 Музыкальная игра «Белочки»

Сл. С. Ю. Сухиной                                         Муз. М. Глинки «Полька»

Цель: Развивать умения комбинировать образные и

           танцевальные движения, слуховое и зрительное

           внимание, ориентировку в пространстве.

(На ковре лежат 2 обруча (дупла). Синий – для мальчиков, красный – для девочек).

Ведущая поёт: «Детки в белок превратились,

                            На полянке в пляс пустились,

                           Стали прыгать и скакать,

                           Пышным хвостиком вилять»

(На проигрыш дети танцуют под музыку, изображая повадки белочек).

Ведущая: Вьюга воет за окном,

                 Белочки, пора в свой дом!

(Дети бегут к своему «дуплу». Кто скорее встанет в кружок и возьмётся за руки вокруг своего обруча. Игра повторяется, обручи меняют местами).

         Музыкальная игра «У кого мухомор?»

                                                     Сл. и муз. С.Ю. Сухиной

Цель: Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных

           грибах, развивать внимание, воспитывать выдержку.

 (Дети с корзинками в руках идут по кругу, «собирая грибы» и поют):

                «Собирали мы грибы

                 Осенью в лесочке,

                 Под листочки поглядим,

                 Поглядим под кочки».

(Ставят на пол корзинки, берутся за руки и идут по кругу со словами):

                 «Обошли весь тихий бор.

                  У кого мухомор?»

(Ведущая убирает несколько корзинок, пока дети двигаются в кругу. На последние слова дети стараются быстро взять стоящую рядом корзинку. Те, кому не хватило, садятся на места. Игра продолжается. Выигравший ребёнок танцует)

   Игру можно проводить и непосредственно с муляжами грибов, среди которых есть съедобные и поганки. Тогда дети должны брать только съедобные грибы. Взявшие мухоморы – выбывают.

            Музыкальная игра «Козлята и мама»

Сл. С.Ю. Сухиной                                    Муз. рус. нар. мел. «Ах вы, сени»

Цель: Развивать тембровый слух, точность и

           последовательность действий, воспитывать добрые

           чувства к маме.

Дети водят хоровод и поют:

                    «На опушке дом стоит,

                     Огонёк в окне горит,

                     Дверь закрыта на замок,

                     Чтобы волк зайти не смог.

                                 Маму ждут давно козлята,

                                 Захотели спать ребята,

                                 Они глазки закрывают

                                 И тихонько засыпают».

  Дети присаживаются на корточки и «засыпают», закрывая руками глаза.

Ведущая: Кто-то к домику идёт,

                 Деткам песенку поёт.

(Потихоньку подзывает маму любого ребёнка)

Мама: Открывайте, это я,

            Ваша мамочка пришла!

   Ребёнок, угадавший по голосу свою маму, заводит её в круг и танцует с ней под музыку, все хлопают. Игра продолжается с другими мамами.

               Музыкальная хороводная игра «Кто поёт без нот?»

Сл. С. Ю. Сухиной                                     Муз. «Воробьиная песенка»

Цель: Совершенствовать навыки игры на муз. инструментах, закреплять знания о

           птицах, умение различать их голоса.

   Дети водят хоровод и поют: «К нам пришла весна-красна,

                                                        Птицам стало не до сна,

                                                        Они гнёзда свои вьют

                                                        И нам песенки поют.

                          Чик-чирик, чик-чирик,-

                          Кто поёт без нот?

                         Чик-чирик, чик-чирик,-

                         Воробей поёт».

Дети присаживаются на корточки и закрывают глаза, Ведущая кладёт сзади любого ребёнка бубен и говорит: «Раз, два, три! Смотри!». Ребёнок, сзади которого оказался бубен, берёт его и выходит с ним в круг. Ведущая одевает ему шапочку воробья и он играет на бубне, а дети хлопают. Игра повторяется, дети поют куплет, а на каждый припев слова меняются: «Тень-тень-тень! Тень-тень-тень!

                                            Кто поёт без нот?

                                            Тень-тень-тень! Тень-тень-тень!

                                            Синичка так поёт».

Ведущая кладёт сзади любого ребёнка металлофон, одевает ему шапочку синички. Ребёнок выходит в круг и играет на металлофоне, «воробей» летает под музыку внутри круга, а дети хлопают. Игра повторяется.

                              «Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

                               Кто поёт без нот?

                               Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!-

                               Дятел так поёт».

Ведущая кладёт сзади деревянные ложки, одевает ребёнку шапочку дятла. «Дятел» играет на ложках в кругу, а «воробей» и «синичка» летают. Игра продолжается.

                                «Стре-ке-ке- стре-ке-ке,-

                                  Кто поёт без нот?

                                  Стре-ке-ке, Стре-ке-ке,-

                                  Сорока так поёт».

Ведущая кладёт сзади трещётку и одевает ребёнку шапочку сороки. «Сорока» играет на трещётке, а остальные «птицы» летают вокруг неё. Игра продолжается.

                                   «Фью-фью-фью, фью-фью-фью, -

                                     Кто поёт без нот?

                                     Фью-фью-фью, фью-фью-фью,-

                                     Соловей поёт».

Ведущая кладёт сзади свистульку и одевает ребёнку шапочку соловья.

Дети-птицы исполняют на своих муз. инструментах птичий оркестр.

            Музыкальная игра «Птица без гнезда»

Сл. и муз. Сухиной С. Ю.

Цель:  Развивать зрительное и слуховое внимание,

            ориентировку в пространстве, совершенствовать

            «пружинку» в паре, лёгкий бег на носочках, плавность

             рук.

         Дети стоят парами в обручах (гнёздах), руки соединены «лодочкой». Одна птица в середине без гнезда. Все выполняют «пружинку» и поют:

                 «Птички в домике живут,

                  Птички песенки поют,

                  Чик-чирик, пришла весна,

                  Полетели со двора»

  Все дети выходят из обручей и «летают» по большому кругу, птица без гнезда «летает» вместе со всеми.

              Воспитатель: «Птички по двору летали,

                                          Птички наши все устали,

                                          Наступает темнота,

                                          Птичкам всем домой пора!»

Дети занимают любые обручи, становясь в них парами. Кто не успел – «бездомная птица». Игра повторяется .

Можно играть по-другому. Воспитатель во время игры постепенно убирает по нескольку обручей ( на убывание). Тогда в конце игры самым ловким птицам предлагают поиграть на свистульках.

         Музыкальная игра «Кто в домике живёт?»

Сл. Сухиной С. Ю.                                Муз. р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Цель: Закреплять знания о птицах, различать их «домики»,

           развивать слуховое и зрительное внимание,

           ориентировку в пространстве.

   На ковре стоят 4 стульчика с прикреплёнными к ним иллюстрациями, на которых изображены скворечник, дупло, гнездо ласточки и гнездо жаворонка. Дети распределены на 4 группы: ласточки, жаворонки, скворцы, совы. У всех одеты соответствующие шапочки. Каждая группа детей «летает» вокруг своего домика и поёт:

                        «Вокруг домика летаем,

                         Где живём запоминаем,

                         Вокруг домика летаем,

                        Где живём запоминаем .

                               Птичкам по делам пора,

                               Улетели со двора!»

    Все дети «летают» по большому общему кругу, а ведущая меняет местами домики. Выигрывает та группа детей, которая быстрее других построит круг вокруг своего домика. Игра повторяется 3-4 раза.

   Музыкальная игра «Узнай птичку по голосу»

Сл. и  муз. Сухиной С. Ю.

Цель: Закреплять знания детей о птицах, развивать

           ладотональный слух.

  Дети стоят в кругу. Один ребёнок сидит на корточках внутри круга с закрытыми глазами. Дети водят хоровод и поют:

                             «Мы немножко поиграем,

                              Как ты слушаешь узнаем.

                              Ну-ка, Саша, не зевай,

                              Что за птичка угадай!»

  Воспитатель, молча,  указывает на любого ребёнка. Тот должен спеть, изображая голосом какую-нибудь птичку (ку-ку, чик-чирик, тень-тень, фью-фью, кар-кар, тук-тук) на свой выбор. Ребёнок, сидящий в кругу, должен назвать птичку и угадать голос товарища. Затем он встаёт в общий круг, а ребёнок, изображавший птичку, присаживается в кругу. Игра повторяется.

            Музыкальная игра « Лужа и корабли»

Сл. и муз. Сухиной С. Ю.

Цель: Развивать координацию движений, точность и

           последовательность действий, быстроту реакции,

           совершенствовать навыки танцевальной импровизации.

    Дети стоят вокруг «лужи» (голубой ленты, разложенной по кругу на полу) с бумажными корабликами в руках, выполняют «пружинку» и поют:

                        «Посмотри, посмотри,

                         Лужица какая!

                         Посмотри, посмотри,

                         Синяя, большая!

                         Будем мы вокруг гулять

                         И кораблики пускать!»

   Дети берутся левой рукой за ленту, бегут с ней по кругу, отставив правую руку с корабликом в сторону:

                         «Мчись кораблик по волнам

                           И вернись обратно к нам.

                           Будем мы с тобой играть

                           И у лужицы плясать!»

   Кладут ленту на пол, рядом ставят кораблик. Идут, приплясывая под музыку, по кругу. Ведущая убирает несколько корабликов. По окончании музыки дети стараются взять рядом стоящий кораблик. Тот, кому не хватило кораблика, садится на место. Игра повторятся. Победивший ребёнок танцует «Яблочко»

          Музыкальная игра «Солнечные зайчики»

Сл. и муз. Сухиной С. Ю.

Цель: Развивать координацию движений, ориентировку в

           пространстве, слуховое внимание, зрительную память,

           воспитывать коммуникативные качества.

  Воспитатель держит обруч с лентами . Дети стоят парами вокруг обруча. Мальчики одной рукой держат ленту, другой – руку девочки. Двигаются по кругу и поют:

                 « Рано утром солнце встало,

                   Захотело поиграть,

                   Стало солнышко повсюду

                   Своих «зайчиков» пускать».

    Девочки отпускают руку мальчиков и двигаются подскоками под музыку вокруг «солнца». Мальчики стоят на месте, держась за ленту, и выполняют «пружинку».

                   «Туча в небе – ой-ой-ой!

                     Быстро, «зайчики», домой!»

   Девочки быстро находят свою пару и берутся за руки с мальчиком. Затем меняются с мальчиками местами и игра повторяется.

       Музыкальная игра «Цветы и клумбы»

                                       Муз. Чайковского П.И. «Вальс цветов»

Цель: Закреплять умение различать цвета, развивать

           зрительную память, ориентировку в пространстве,

           побуждать к танцевальной импровизации.

   На полу лежат голубые, жёлтые и красные цветы и на достаточном расстоянии друг от друга – обручи, соответствующих цветов. Дети под музыку гуляют, берут любой цветок и танцуют с ним.

   По окончании музыки делают 3 клумбы , становясь вокруг обручей, соответствующих цвету своего цветочка. Игра повторяется, воспитатель меняет обручи местами.

                   Музыкальная игра «Ручеёк»

Сл. и муз. Сухиной С. Ю.

Цель: Развивать координацию движений, умение строиться

           парами точно друг за другом, воспитывать

           коммуникативные качества.

   Дети стоят парами друг за другом. Подняв руки, образуют «мостик» и поют:

                   «Ручеёк, ручеёк убежал под мостик.

                    Мы хотим ручеёк ухватить за хвостик».

   Ребёнок с голубой лентой в руках проходит вперёд под «мостиком» (поднятыми сцепленными руками детей) и встаёт впереди.  Дети первой пары бегут в разные стороны вокруг всех детей, стараясь вперёд схватить голубую ленту. Победивший становится «ручейком».

    Можно играть и в кругу. Тогда ребёнок с лентой ходит «змейкой» вокруг детей. Те дети, возле которых он остановится по окончании музыки, бегут в разные стороны, стараясь прибежать первым и взять ленту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские музыкальные игры "Весёлый Петербург"

5 авторских музыкальных игр для старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель

Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...

Авторская музыкальная игра "Инструменты играют, а мы задания выполняем"

Музыкальная игра, в которой развиваются внимание, коммуникабельность, слух, отрабатываются музыкально-ритмические движения....

Авторская музыкальная игра "Баба - Яга"

Авторская музыкальная игра "Баба - Яга"...

музыкальная игра "Музыкальный Дед Мороз" Авторская разработка

Цель:   ·        Формировать у детей представления о государственном празднике Новый годЗадачи: ·        С...

Авторская музыкально-дидактическая игра «Музыкальные профессии»

Авторская  музыкально-дидактическая игра «Музыкальные профессии»Для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет)....