Цифровизация в образовании
статья

Развитие информационного общества в современном мире требует соответствующего изменения системы образования. Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизированы.Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие, тем самым предоставляя обучающимся предпосылки для изучения нового материала. Тем не менее, цифровая трансформация образования может помочь каждому ученику выбрать, в какой форме он лучше осваивает материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovizatsiya_v_obrazovanii.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Цифровизация в образовании»

Развитие информационного общества в современном мире требует соответствующего изменения системы образования. Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизированы, но образовательные организации только делают первые шаги по изменению, чтобы стать цифровыми. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена учебников их электронными копиями), но и сама концепция построения образовательной системы. При этом оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим цифровизацию. Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие, тем самым предоставляя обучающимся предпосылки для изучения нового материала. Тем не менее, цифровая трансформация образования может помочь каждому ученику выбрать, в какой форме он лучше осваивает материал — кому-то лучше подходит тематическая игра, кто-то хочет посмотреть видео, а кому-то проще всего просто прочитать или прослушать объяснения учителя, общаясь на web- платформах.

Переход на цифровое образование обусловлен рядом проблем связанных в первую очередь с резкой сменой обстановки: от посещения учебного учреждения, до дистанционного образовательного процесса. Чем младше ученик и чем раньше он познакомился с современными электронными устройствами, тем больше у него шансов эффективно освоить данное преобразование получения знаний. Обучение в цифровую эпоху — это более глубокая трансформация всего процесса обучения, применение новых цифровых инструментов для переосмысления того, как необходимо обучать, чтобы быть современным. Технологические новшества в информационной среде (развитие мобильных сетей, искусственный интеллект, автоматизация, продвинутая аналитика данных и пр.) позволяют расширять возможности обучения за счет сочетания традиционных методов обучения и современных технологий.

В 2020 году мы почувствовали необходимость скорейшего развития цифровой инфраструктуры нашего образовательного учреждения, подготовки педагогов, владеющих современными цифровыми компетенциями, формирования образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, развития концепции непрерывного образования, а также внедрения в образовательную среду систем искусственного интеллекта.

Необходимо идти от обучения всех к обучению каждого (персонализация образования), пересмотреть и оптимизировать наборы учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов, использовать быстро растущий потенциал цифровых технологий. Суть цифровой трансформации образования в том, чтобы каждым были достигнуты необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными

Целью обучения становится формирование и развитие у обучающих способности учиться, понимать логику поиска новых решений, которые двигают науку вперед. Цифровая трансформация неизбежно ведет к переменам содержания образования, методов и организационных форм учебной работы. Акценты в обучении цифровой трансформации образования смещаются на освоение новых способностей: способностей к анализу, экспертизе и переносы освоенных знаний и умений в новые ситуации. Персонализированная организация обучения позволят учебному заведению работать без отстающих, формирует учебную самостоятельность студентов, развивает их способности и личностный потенциал.

Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования. Надо учесть то, что цифровая трансформация как направление стратегического развития образования определяет приоритетные направления деятельности по расширению масштабов и повышению качества использования информационных технологий на образовательном пространстве. Компьютерные ИТ-технологии не решили проблем климата, экологии, здоровья, безопасности. Но они придают новое качество общественной и личной жизни, как открывая новые возможности, так и одновременно порождая новые вызовы. Почти в каждом классе современной школы можно найти интерактивную доску, многие педагоги используют социальные сети и мессенджеры, чтобы оставаться на связи с учениками и задавать им домашнее задание, консультировать, проводить собрания.

Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. 

Какие же цифровые инструменты, технологии в обучении и преподавании можно использовать?

1. Медиа. В настоящее время в интернете доступно большое количество готовых материалов, таких как учебные объекты, видеоклипы и онлайн-журналы, которые действуют как средство обучения, например для распространения учебного материала, который может быть создан учителем или доступен в интернете.

2. Информационный ресурс. Сеть и социальные сети являются обширными источниками информации, и фактически интернет называют «всемирной библиотекой». Там много источников, которые можно найти через службы поиска и базы данных статей. Также в «Википедии», совместно созданной онлайн-энциклопедии, можно найти полезную информацию для преподавания и обучения.

3. Связь. Компьютеры и интернет позволяют нам обмениваться электронными письмами, сообщениями, звонками, а также проводить видеоконференции. Учащиеся могут использовать информационные технологии для общения со специалистами в различных областях. Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда.

4. Инструмент для создания контента.  Информационно-коммуникационные технологии наиболее полезны, когда учащиеся используют их для создания собственного контента. Учащиеся могут создавать свои собственные тексты, изображения, звук, музыку и так далее на компьютерах или мобильных устройствах.

5. Канал публикации.  Интернет и социальные сети могут быть использованы для публикации совместных результатов учащихся или всей группы. Публикация результатов учащихся часто имеет мотивирующий эффект — «работа проделана не только для того, чтобы учитель мог с ней ознакомиться».

6. Инструмент для разработки собственных концептуальных артефактов.

Используя информационные технологии, учащиеся могут разрабатывать свои собственные концептуальные артефакты: концептуальные карты, диаграммы или графики. В этом случае ИТ выступают в качестве важного инструмента мышления. Важным является не сам результат, а процесс, когда учащиеся разрабатывают свои собственные информационные структуры и способы мышления.

7. Платформа для совместного создания знаний. Среда онлайн-обучения предлагает инструменты для совместного обучения. Принцип совместного создания знаний заключается в том, что совместное формирование информации — создание знаний — способствует лучшему обучению и лучшему конечному результату, чем работа в одиночку. Совместное построение знаний онлайн важно для обучения, потому что этапы процесса формирования знаний документируются и остаются видимыми. Впоследствии их можно просмотреть повторно, вернуться к представленным мыслям и развить их позже.

8. Думающий спутник. В современном информационном обществе роль компьютера или информационно-коммуникационных технологий приближается к роли мыслящего партнёра. Хотя компьютеры ещё не способны думать самостоятельно, они могут поддержать мыслительные процессы учащихся, например задавая аналитические вопросы и размышления (или отражая мысли). Внедрение цифровых технологий в образование включает оснащение образовательных организаций средствами цифровых технологий; подключение их к высокоскоростному Интернету; обеспечение образовательного процесса цифровыми инструментами и материалами (цифровыми источниками, инструментами и онлайн-сервисами), использование этих цифровых инструментов и материалов в учебном процессе.

Распространение различных форм интернет-общения, а также разработка специализированных интернет-сервисов стимулируют переход на новые формы коммуникаций педагога и учащихся, педагога и родителей. Это еще один фактор, способствующий проникновению цифровых технологий в образование. По мере расширения доступа к цифровым технологиям педагоги стали чаще использовать их для решения рутинных задач. Стремление педагогов уменьшить усилия для решения подобных задач (типа ведения документации) также становится стимулом использования цифровых технологий.

Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.

 Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.

Основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.

Документы, которые регулируют использование цифровых технологий в образовательных организациях, в большинстве случаев содержат лишь рамку, некоторое общее описание того, как организация должна к этим технологиям относиться и как она будет способствовать работе с ними. Обе области – цифровых технологий и образования – слишком лабильны, изменчивы. Кроме того, имеющиеся различия в цифровых и аналоговых технологиях тормозят прогресс намного больше, чем принято считать. Цифровые средства больше не являются новомодным явлением за пределами привычного аналогового мира. Они проникли во все сферы жизни, и потому помимо знакомства с инструментами и инфраструктурой, необходим анализ контента и методик в образовательном процессе.

Решение этого вопроса в наших руках. Мы сами определяем, как реагировать на вызовы, возникающие в процессе цифровой трансформации. Осознанное обращение к образовательным концепциям может оказаться очень полезным при ответе на многие вопросы, связанные с цифровизацией и медиатизацией и, наконец, поможет поразмышлять о многогранных аспектах работы учебной организации. Цифровая трансформация стремительно изменяет мир и необходимость несколько раз менять профессию в течении жизни становится реальностью для многих людей. В новом цифровом мире человек открыт к изменениям, самоценности в любом возрасте, индивидуализирует образование и свободен в выборе программ и технологий собственного развития.

 Список литературы:

1.КМК (Конференция министров культуры) (2017): Образование в цифровом мире.

2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

3.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

5. https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya/

 6. https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/mag/21272715.html

7. https://pro-online.tsu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос применения современных ИТ с целью повышения индиви­дуализации образовательного процесса в соответствии с современными потребностями и возможно­стями ...

Цифровизация образования в ДОУ.

Описано понятие "Цифровизации", её актуальность в ДОУ, особенности использования цифровых технологий в группе раннего возраста...

Профессионализм педагога в условиях цифровизации дошкольного образования

Актуальность внедрения цифровых технологий в дошкольном учреждении обусловлена нормативной базой, интересами и потребностями детей и родителей, а также педагогов. В данной статье предпринята попытка в...

Справка об активном участии в стажировке в рамках повышения квалификации «Дошкольное образование в условиях цифровизации образования», 19.02.2020 г.

Справка об активном участии в стажировке в рамках повышения квалификации «Дошкольное образование в условиях цифровизации образования», 19.02.2020 г....