Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами детского экспериментирования и моделирования. На тему: «Загрязнение водоёмов нефтяными продуктами» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ушакова Мария Александровна

Данный материал позволит педагогу в интересной форме :

  • формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
  • формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;
  • развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • развивать произвольное внимание, речевую активность;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • воспитывать экологическую культуру у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_neft.docx308.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Каменск-Шахтинский

(МБДОУ детский сад № 38)

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами детского экспериментирования и моделирования.

На тему: «Загрязнение водоёмов нефтяными продуктами»

для детей подготовительной группы.

Автор Ушакова Мария Александровна

 воспитатель первой категории

г. Каменск-Шахтинский

2021 год

Цель: Формирование у детей бережного отношения к природе.                                                 Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды (воды), о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
  • формировать умения рассуждать, логически мыслить, совершенствовать умение экспериментировать;

Развивающая:

  • развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
  • развивать произвольное внимание, речевую активность;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
  • воспитывать экологическую культуру у дошкольников.

Интеграция областей: «Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, просмотр видео презентации: «Жизнь водоемов»«Великие реки», проведение НОД «Животный и растительный мир водоёмов», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе, труд в природе, разучивание стихотворения «Не мойте велосипед в реке!».

Методы и приемы:

  • Игровой — игра «Рыбак»;

Перемещение в лабораторию;

  • Словесный — рассказ воспитателя;
  • Метод моделирования — создание «аварийной ситуации»;
  • Художественное слово – чтение стихотворения;
  • Наглядный — создание макета «Источники загрязнения воды»;
  • Практические – эксперименты по очищению воды;

Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли – нефтесборщики, окружающая среда, боны.

Оборудование:

Видео запись «Новости», слайды с изображением экологических катастроф, вредное и полезное воздействие человека на природу, мультимедийный проектор, экран, компьютер, наборы для экспериментирования (одежда для детей — халаты, стаканы-непроливайки, салфетки, трубочки, подносы, ватные диски, скрученные жгутики, ложки, жидкость для удаления жира «Ферри», перья птиц, ситечки, воронки, пипетки), музыкальное сопровождение «Звуки воды».

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент, мотивация, введение в проблему.

Педагог: Ребята, сегодня утром по телевизору я смотрела новости и меня заинтересовал один репортаж, который я записала и сейчас вам его покажу. Итак, внимание, смотрим.

(Включается видео «Новости». Диктор сообщает, что на реке произошла авария, пароход, который перевозил бочки с нефтью затонул, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду…

Видео выключается).

Педагог: Как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа»?

(Это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей)

- Что такое окружающая среда?

(Это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействует. Человек тоже является частью окружающей среды).

- Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?

(По вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.)

Педагог: Чтобы лучше понять что произошло, нам нужно создать ситуацию, которая произошла на реке.

Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию, где мы создадим так называемую «экологическую катастрофу».

2. Основная часть.

(Моделирование экологической катастрофы)

Дети перемещаются в оборудованную лабораторию, с приготовленными наборами для экспериментирования.

На столах приготовленная емкость с водой и растительное масло, обозначающее нефть.

Педагог: Итак, давайте представим, что емкость с водой – это река, а растительное масло – это нефть.

Опыт №1

Детям предлагается в воду налить растительное масло. Результат – масло растекается как нефть на реке.

Педагог: Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реке? (гуси, утки, лебеди).

- Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.

Опыт №2

В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.

Результат — оно покрывается маслом, склеивается.

Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.

Педагог: Ребята, давайте вспомним водных обитателей реки. (Карась, сазан, сом, рак, щука…).

Опыт №3

Детям предлагается, взболтайте воду в стаканчике трубочкой.

Результат — увидели пузырьки – это кислород.

Педагог: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).

Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).

(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).

Педагог: Ребята, вы так много назвали речных обитателей, я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбак» и немного отдохнуть.

(Правила игры: Ведущий ловит игрока, стоя во внешней части круга. Если пойманный игрок называет речного обитателя, он продолжает игру, если нет – выбывает)

Педагог: Отдохнули? Предлагаю продолжить… Для этого нам нужно перейти в нашу лабораторию.

Педагог: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Ответы детей).

Затем дети пытаются убрать его подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). У детей ничего не получается. Дети делают вывод, что это невозможно.

Педагог: С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место.

Опыт №4

Педагог: Ребята, для того чтобы бороться с нефтяным пятном, применяют специальные сорбенты, которые помогают расщепить нефть на отдельные пятна.

В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).

Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.

Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.

Опыт №5

Влажные салфетки помещаются в емкость, где расщепилось масло.

Результат: капельки масла притягиваются к ней.

Пояснение педагогом: специальные корабли — нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти.

По окончанию делается вывод, что необходимо специальное оборудование – боны и корабли -нефтесборщики.

Затем воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.

- Ребята, скажите, теперь эта вода стала чистой? (Ответы детей).

- Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).

Педагог: Скажите, как называется река, которая протекает через наш город? (ответы детей).

- Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Ответы детей).

- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?

- Как вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его).

- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей).

Педагог: В природе нет мусора, нету отходов,

Давайте друзья учиться у природы.

-А сейчас я предлагаю вам создать макет «Источники загрязнения воды» 

Игровое действие: Дети выбирают из ситуативных картинок источники загрязнения воды и размещают их на картинке с водоёмом.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=995cc695a80e2a90f34db5f9e07b5bf2&ref=rim&n=33&w=204&h=150

Педагог: Вы правильно справились с заданием.

Педагог: Ребята, вы очень хорошо помогали — в очищении воды, в уборке мусора. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы. За это хочу вручить вам медали юных защитников реки.

https://usmadm.ru/uploads/posts/2020-06/1593520047_chistye-berega.jpg

Педагог: А закончить нашу встречу, мне бы хотелось стихотворением                                       « Не мойте велосипед в реке»

Зачем велосипеду грязным быть?

Его скорее следует помыть!

Но даже если речка рядом, пред тобой

Ты у реки свой велосипед не мой!

На нём и смазка, масло, грязь, мазут!

Речные обитатели умрут.

Такая загрязнённая вода –

Для рыбок настоящая беда…

Поэтому возьми ведро с собой

И из него велосипед помой.

C:\Users\хозяин\Desktop\0c7467a6-ff87-47bb-839c-9c7f3d2bba2c.jpg

C:\Users\хозяин\Desktop\3109145c-56ac-4ddd-a8ae-b60d2cf8877b.jpg

 blob:https://web.whatsapp.com/0c7467a6-ff87-47bb-839c-9c7f3d2bba2cblob:https://web.whatsapp.com/0c7467a6-ff87-47bb-839c-9c7f3d2bba2cblob:https://web.whatsapp.com/0c7467a6-ff87-47bb-839c-9c7f3d2bba2c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами рисования в средней группе «Лесная фея»

Цель данного занятия - пробудить познавательный интерес к лесу, научить видеть необычное в привычном, вызвать чувства удивления и восхищения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе

В процессе этого занятия у детей формируются: представления о климатических условиях Крайнего Севера, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; умения строить предполож...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии с элементами экспериментирования. «Я и мир вокруг нас»

Цель занятия: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.За...