Проект "Мой веселый звонкий мяч"
проект по физкультуре

Халилова Надежда Павловна

Реальность современной жизни такова, что всё чаще мы видим наших детей не на улице, играющих в компании сверстников, а за компьютером или у телевизора. Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на здоровье ребёнка, поэтому уже с раннего возраста необходимо предложить ребёнку альтернативу.

 Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Но игре с мячом уделяется катастрофически мало времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vesyolyy_myach.docx272.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14

607042, Нижегородская область, город Выкса,

с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.

Тел. 8 (83177) 77-4-2477-4-25 Е-mail: detskiysadv14@mail.ru


ПРОЕКТ :

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/06a9/00022988-8a9fab48/1/img0.jpg

   Разработала воспитатель Халилова Н. П.

Июль 2021г.

1.Паспорт проекта:

Тема:Игры с мячом – как средство физического развития дошкольников.

Автор:воспитатель Халилова Н.П.

Участники: дети, родители, воспитатель.

Вид проекта: познавательный

Срок реализации: краткосрочный (июль 2021.)

2.Характеристика проекта:

Противоречия:

-между планируемыми результатами физического развития дошкольников и имеющимися результатами;

- между современными требованиями к организации предметно-развивающей среды и имеющимися условиями.

Проблема: Реальность современной жизни такова, что всё чаще мы видим наших детей не на улице, играющих в компании сверстников, а за компьютером или у телевизора. Малоподвижный образ жизни негативно сказывается на здоровье ребёнка, поэтому уже с раннего возраста необходимо предложить ребёнку альтернативу.

 Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Но игре с мячом уделяется катастрофически мало времени.

Актуальность проблемы:

1.Нормативные требования:

- Содержание образовательной области «Физическое развитие»: включает «…формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни

- Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, обручами и т. д. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. (Примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)

2.Научно-теоретический аспект:

- Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки. Именно мяч является первым средством, связывающим, по мнению Ф. Фребеля, внутренний и внешний мир ребенка.

3.Состояние практики в МБДОУ:

- 50% воспитанников средней группы недостаточно владеют навыком работы с мячом. Наблюдается редкое однообразное применение детьми мяча в самостоятельной деятельности. А также поверхностный интерес родителей к мячу и играм с ним.

Снижение двигательной активности детей отрицательно сказывается на их здоровье. Для того, чтобы мотивировать дошкольников заниматься физическими упражнениями, спортом, необходимо научить их играть в разнообразные игры с мячом. Именно мяч является самым доступным спортивным инвентарем и есть у каждого ребенка. Играя с мячом, ребенок накапливает необходимый ему практический двигательный опыт, открывает для себя возможности экспериментировать с предметами. При получении знаний о мяче, ребенок получает информацию о разнообразии мячей, уточняет свои представления о правилах игры, о том, что партнеры должны взаимодействовать, считаться друг с другом, делить с другими мяч. Кроме того, во время групповой игры обычно составляются правила, которых должны придерживаться все участники. Следовательно, игры в мяч поддерживают социальную адаптацию.

Цель проекта: 

Формирование у детей знаний об использовании разных видов мячей в подвижных играх и эстафетах.

Задачи:

Расширить элементарные знания и представления детей об подвижных играх и эстафетах с мячом.

Воспитывать спортивный интерес дошкольников и дружеские взаимоотношения в процессе игр с мячом.

Проблема.

 Поверхностный интерес детей к мячу и играм с ним.

Предполагаемые результаты:

1. Воспитанники освоили различные игры с мячом и стали проявлять интерес к играм, как в детском саду, так и дома.

2. Появилось увлечённое использование мячей детьми в самостоятельной деятельности (индивидуальной и коллективной).

Механизмы: реализация цели и задач проекта будут решаться через систему мероприятий с детьми и родителями в ДОУ.

3. Содержание проекта:

I этап- подготовительный

Срок реализации: 1 неделя июля.

Цель: систематизирование и отбор теоретического и методического материала

№ п/п

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

Подбор методической и художественной литературы, наглядных и дидактических пособий.

Создание банка данных.

3

Анализ предметной среды группы

по проблеме.

Подбор инвентаря для игр

4

Выявление уровня развития детей

Упрощение игр для детей младших по возрасту

5

Разработка проекта, формулировка цели и задач проекта.

Конспекты совместной деятельности.

II этап- практический

Срок реализации: 2-4 недели июля.

Цель: реализация проекта. Увеличение двигательной активности детей группы на основе использования мяча в спортивных и дидактических играх.

№ п/п

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Работа с родителями

- стендовая информация «История мяча», «Значение мяча в развитии ребёнка», Папка – передвижка «Играем дома с мячом».

- участие в оформлении выставки мячей.

- предоставление семейных фотографий для стенгазеты «Мой весёлый, звонкий мяч».

Включённость родителей в решение проблемы.

Осознание потребности во взаимодействии с педагогами с целью знакомства детей с разными видами мячей и использовании их в различных играх. Подготовка мини-музея в группе на тему: «Такие разные мячи».

2.

Работа с детьми

- дыхательная гимнастика: «Задуй мяч в ворота», «Чей мяч дальше»

- Дидактические игры «Съедобное-несъедобное»,

 «Угадай на ощупь», «Что можно сделать с мячом?», «Сложи узор», «Какого мяча не стало».

- Подвижные игры: «Мой веселый, звонкий мяч», «Передай мяч», «Попади в круг», «Игра в мяч», «Лови-бросай», «Беги, весёлый мячик», «Охотники и зайцы», «Горячая картошка», «Земля – вода – небо», «Мяч в кругу».

- Гимнастика после сна «Воображаемые мячики».

- Беседа «Разные мячи».

- Физкультминутка «Мячики»

- Рассматривание иллюстраций о спортивных играх с мячом.

- Чтение художественной литературы:

С.Я. Маршак «Мой веселый звонкий мяч», Е. Железнова «Весёлый мячик»,«Сказки о мяче и Вовке» Л. Ушакова, Н. Радченко «Мой веселый мячик», «Приключения резинового мячика» Анна Крылышкина.

- Лепка «Мячи бывают разные».

- Отгадывание загадок о мяче.

- Пальчиковая гимнастика «Мячик», «1,2.3.4.5,- будем мячики считать».

- Экспериментирование с мячом «Тонет- не тонет».

Сформированность знаний у дошкольников о разнообразии мячей.

Стимулирование работы легких; развитие умения работать в команде.

Освоение различных упражнений с мячом.

Формирование познавательного интереса к играм с использованием мяча.

Развитие интерес к здоровому образу жизни, развитие гибкости.

Увеличение самостоятельной двигательной активности дошкольников.

Развитие мелкой моторики, координации работы рук и глаз, чувства цвета, формы.

III этап – заключительный

Срок реализации: 30июля

Цель: подведение итогов, распространение опыта работы.

№ п/п

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Выявление уровня знаний детей об использовании разных видов мячей в подвижных играх, эстафетах и беседах

Динамика развития

2.

Создание выставки фото по итогам игр

Выставка

3.

Представление мини-музея

Просмотр

Литература.

1. Т.М. Бабунова. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.Е.С. Евдокимова Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. Изд. Центр «Академия», 2002.

4. Е.А.Тимофеева Подвижные игры для детей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5.Э.Й. Адашкявячене Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя д/сада. - М. «Просвещение», 1992 – 159с.

6. Л.Н. Волошина Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет / - М. АРКТИ, 2004. - 144 с.

7.Т.С. Овчинникова, О.В.Черная, Л.Б. Баряева Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2010 – 248с.

Приложение.

1.Дидактические игры:

Д/и «Съедобное-несъедобное».

Цель игры: развитие познавательных, мыслительных, коммуникативных и интеллектуальных способностей, эрудиции, внимательности, скорости и быстроты реакций, формирование и совершенствование навыков и умений сопоставления и анализа получаемой информации, способности к принятию моментальных решений и формулировке необходимых выводов для каждой отдельно взятой ситуации.

Оборудование: скамейка либо стулья по одному для каждого из участников, небольшой резиновый мяч средних размеров.

Ход игры. В данной игре могут принимать участие два или три человека и ведущий. Игроки занимают свои места, рассаживаясь на скамейке либо на стульях. Ведущий встает напротив них, повернувшись лицом к детям и объясняя им правила и условия игры, которые довольно просты и заключаются в следующем: ведущий называет вслух какой-либо предмет, событие или явление, при этом одновременно бросая мяч одному из участников. Если данное понятие обозначает съедобный предмет, то сидящий на стуле игрок должен поймать мяч.

При условии, если названный ведущим предмет несъедобен, то ребенок должен оттолкнуть мяч, демонстративно не поймав его и отказываясь ловить. Произносимые команды могут быть следующими: «манная каша», «подушка», «праздник», «макароны», «сельдерей» и т. д.
Тот из игроков, который по невнимательности поймает мяч на несъедобный предмет либо, наоборот, оттолкнет от себя названный съедобный, временно выбывает из проводимой игры и ненадолго меняется местами с ведущим до наступления досадного промаха или ошибки следующего участника.

Д/и «Угадай на ощупь».

Дети должны, не заглядывая в мешок определить из какого материала сделан мяч.

Д/и «Что можно делать с мячом?»

Играть, пинать, подбрасывать, ловить...
(Воспитатель бросает мяч ребенку, он называет действие и возвращает мяч обратно).

Д/и «Сложи узор».

Цель: Закрепить умение работать по образцу.

Раздаточный материал: карточки с узорами, мячи подходящих цветов.

Выложить узор по схеме.

Д/и «Какого мяча не стало».

Цель: закрепление цвета и развивать внимание.

Ребята, посмотрите какие у нас на полке красивые мячи, они все разные: красный, зеленый, синий, желтый. Давайте с ними поиграем, я буду прятать от вас по одному мячику, а вы угадывать какого не стало. Педагог со словами: раз, два, три - наклонись, и затворись, убирает один из мячей. (Дети закрывают глаза ладошками и наклоняются). Раз, два, три – отворись. Какого мяча не стало? Игра повторяется (2-3 раза)

2. Подвижные игры:

П/и. «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель, делая движение рукой, как – будто отбивает мяч и говорит:

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, белый, голубой,

Не убегай от меня, постой!

Дети, изображая мяч, прыгают на месте на двух ногах. После слова «постой!» дети – «мячики» останавливаются, и на слова воспитателя: «Марина, лови!» (называет любого ребенка) дети – «мячики» убегают, а Марина их ловит. Игра продолжается.

Прыгать нужно только на обеих ногах. Бежать по прямой до определенного места.

П/и. Передай мяч

Цель: развивать умение выполнять движения ритмично, согласуя со словами, а также по сигналу. Упражнять в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель. Описание игры: играющие стоят по кругу. Воспитатель дает одному из играющих мяч (D=6-8см). По слову «начинай» дети передают мяч друг другу в одном направлении. Все играющие говорят:

Раз, два, три! Мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Брось его кто умеет? Я!

Тот, у кого на слово «Я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорит: «Раз, два, три – беги». После этих слов все дети разбегаются, а стоящий, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, выходит из игры. По сигналу «раз, два, три в круг беги» дети снова образуют круг. Игра повторяется 6-8 раз.

П/и. Попади в круг

Цель игры. Бросать мяч в стену так, чтобы после отскока он летел в нужном направлении; ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети стоят в 2 звена на расстоянии 50-80 см от стены. На полу в 30-40 см от стены лежит обруч (или чертится круг). Каждый по очереди бросает мяч о стену так, чтобы он, отскочив, попал в круг. Ловит мяч и передает его следующему, а сам встает в конец колонны. Побеждает звено, получившее большее число очков (попаданий мяча в круг).

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от играющих, следит за правильностью бросков - мяч надо держать легко - тремя пальцами, бросать снизу, левая (правая) нога чуть выставлена вперед, обе ноги согнуты в коленях. Если мяч не долетел до обруча (слабый бросок) или перелетел обруч (сильный бросок), воспитатель подсказывает: «Сильней бросай!», «Бросай несильно», «Бросай снизу!». Показывает сам, отмечает лучшие звенья, дает варианты: один бросает, другой подставляет обруч под мяч, третий ловит отскочивший мяч.

П/и «игра в мяч»

Цель. Развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.

Ход. Взрослый произносит слова:

Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.

Поиграть хотим мы в мяч

Из корзины, где игрушки,

Поскорей его достань

И играть со всеми встань

Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками

Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.

А потом его поймаем

И подбросим снова ввысь.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол

Мы о пол ударим мяч! и ловят его.

А потом его поймаем

И ударим снова в низ.

Только мячик наш держись.

Кач, кач, кач.

Утомился бедный мяч. Дети кладут мячи в корзину.

Закатился в уголок.

И тихонечко умолк.

Правила: выполнять движения согласно тексту.

П/и «лови – бросай»

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

П/и «Беги, веселый мячик»

Цель. развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.

Ход. Дети и взрослый становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Взрослый дает одному из играющих мяч диаметром 15 см, при этом четко говорит:

Ты беги, веселый мячик.

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот подпрыгивает сам!

Тот, у кого на слово «сам» в руках оказывается мячик, начинает подпрыгивать на месте, а дети сопровождают его прыжки словами:

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, стоп!

Игра повторяется, мяч передается по кругу дальше.

Правила: прыгать легко, на месте.

П/и. «Горячая картошка.

Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.

Ход игры: Дети стоят по кругу. На сигнал: «Горячая картошка» начинают перебрасывать или передавать мяч по кругу. Если ребенок не поймал мяч, то он «обжегся», должен пробежать с мячом круг и вернуться на свое место.

П/и. «Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал ни, то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллективное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

Правила:

1. Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.

2. Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу — это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.

П/и. Охотники и зайцы (метание)

На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника. Указания.У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.

П/и. Мяч в кругу.

Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И Катюше улыбнись!

Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

3. Гимнастика после сна «Воображаемые мячики».

Имитация упражнений с мячом («бросай-лови», катай и т.п.).

4. Беседа на тему: «Разные мячи».

Задачи:
- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей предназначенных для спортивных игр.
- Познакомить с происхождением слова «мяч».
- Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом.
- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

Ход беседы:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу ,где разложены различные виды мячей.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о мячах. А вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сегодня вы узнаете историю появления мяча.
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш».
В некоторых странах мяч не только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа футбола.
В нашей стране мячи были разные. В давние времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Одна из забав: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка.
С тех пор изобрели много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных!.. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами!.. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом.

«Правила безопасности во время игры в мяч».

Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности.

1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.
2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.


Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.
Воспитатель предлагает рассмотреть мячи. Показывает на футбольный мяч.
- А знаете ли вы для какой игры нужен этот мяч? (ответы детей)
Для игры в футбол.
-Давайте рассмотрим его.
-Какой он? (ответы детей)
-Посмотрите на него он состоит из шестигранников сшитых между собой.
Футбольный мяч упругий ,легко отскакивает от пола. «Мяч» - по-английски «бол», «ступня» - «фут». Сложишь «фут» и «бол» получается «ножной мяч». Мяч для футбола чёрно –белого цвета.
Предлагает произвести действие с футбольным мячом. (имитируя движения футболиста .Затем дети повторяют за воспитателем)
- Знаете что это за мяч? (баскетбольный)
Он предназначен для игры в баскетбол. В этой игре мяч нужно забросить в высоко висящую корзину.
-Давайте рассмотрим его.
-Какой он? (ответы детей)
Баскетбольный мяч тяжёлый ,на его поверхности находятся шипы. А как вы думаете для чего эти шипы? Мячи для баскетбола коричневого цвета. Баскетбол своему возникновению обязан корзине из-под персиков. Именно её приспособил для первого на планете баскетбольного матча изобретатель этой игры американец. «Бол» - мяч надо было забросить в «баскет» - что в переводе с английского значит – корзина!
Предлагает произвести действие с баскетбольным мячом . (имитируя движения баскетболиста .Затем дети повторяют за воспитателем)
- А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч? (ответы детей)
Для игры в теннис.
-Давайте рассмотрим этот мяч .-Какой он ?( ответы детей)
Он значительно меньше других мячей. На ощупь он ворсистый покрытый войлоком. Чтобы играть в теннис нужна ещё ракетка. Цвет мяча жёлтый.
Название игры – «теннис» происходит от французского слова . Оно обозначает – «держи! Данным выкриком игрок предупреждал соперника, чтобы он ждал подачу. Слово «ракетка» обозначает «ладонь».
-А ещё есть настольный теннис .Для него нужен стол с сеткой ,ракетка и лёгкие пластиковые шарики. По другому он называется пинг-понг.
-Давайте рассмотрим .(ответы детей)
Предлагает произвести действие с теннисным мячом и ракеткой . (имитируя движения теннисиста. Затем дети кто не умеет повторяют за воспитателем)
-Существует множество различных мячей. Сейчас мы их рассмотрим.

5. Физкультминутка «Мячики»

Девочки и мальчики
прыгают, как мячики,
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают.

6.Загадки про мяч.

Круглый я как Шар земной

Все гоняются за мной.

Лупят ногами, руками,

А я убегаю - прыжками. (Мяч)

 

Звонкий, громкий и прыгучий

Улетает аж за тучи

И на радость детворе

Звонко скачет во дворе. (Мяч)

У Непоседы - паренька.

Круглые бока.

Ударишь - не плачет,

А всё выше скачет. (Мяч)

 

Кто там скачет по дорожке

Прыг, скок, кувырок

И забился в уголок. (Мяч)

 

 

Сделан из резины.

Купили в магазине

Скачет звонко

В руках ребёнка! (Мяч)

Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

В лоб ударит, ты не плачь.

Называется он… (Мяч!).

7. Конспект НОД по лепке «Мой веселый звонкий мяч».

Цель: Учить создавать объемные изображения знакомых предметов, вызвать

интерес к лепке, как к виду художественной деятельности.

Задачи:

- Учить лепить округлые предметы из пластилина круговыми

движениями.

- Продолжать формировать умение раскатывать шар круговыми движениями

ладоней.

- Координировать движения обеих рук.

- Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Комочки пластилина разного цвета, клеенки, салфетки бумажные,

мячики пластмассовые по количеству детей.

Демонстрационный материал:

Мячи разного цвета, размера и материала, образцы готовых мячей из

пластилина, комок пластилина для показа.

Ход НОД:

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте загадку.

Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

В лоб ударит, ты не плачь.

Называется он… (Мяч!).

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы, отгадали. А теперь давайте рассмотрим мячики. (Воспитатель

раздает всем мячики. Рассматривание мячей.)

Воспитатель:

- Чем похожи мячи? Чем отличаются?

Ответы детей:

- Мячи похожи формой, отличаются размером, цветом, материалом из

которого сделаны.

Воспитатель:

- Как с ними можно играть? (Катать, бросать, ловить…)

Воспитатель берет мячик и играет с ним – подбрасывает вверх, ударяет об

пол и читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч»:

«Мой весёлый, звонкий мяч.

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.»

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем лепить мячики, чтобы с ними поиграть. Сначала

потренируемся. Возьмем мячики, положим на ладошку, а сверху прикроем

другой ладошкой. Пальчики прямые смотрят в стороны, как лучики.

Покатаем мячик на ладошке и говорим:

«Крутим, крутим, крутим, крутим,

очень круглый мячик будет».

Воспитатель:

- Давайте рассмотрим, как украшены наши мячики?

Полосочками, кружочками, пятнышками (налепами).

Порядок выполнения работы:

- показ воспитателем кругового раскатывания шара

- дети имитируют движения лепки без пластилина

- лепка мячей выбор цвета по желанию детей, смешивание цветов.

- украшение мячей пятнышками из сплющенных пластилиновых шариков

или полосочками, расположенными параллельно или перекрещенными.

Воспитатель помогает вопросами: «Как ты украсишь свой мячик? Какого

цвета выберешь пятнышки?», помогает укоротить полосочки, при

необходимости отщипнув лишнее.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, очень красивые у вас получились

мячики. А, теперь, можно с ними поиграть.

8. Художественная литература:

Стихотворения из сборника Е. Железновой:

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

Мячик - мячик, мой дружок

Звонкий, звонкий, звонкий бок

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

Мячик, мамочка, не прячь

Мне бросай обратно мяч

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

Н. Радченко «МЯЧИК»
Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок - в уголок,
А потом обратно.
Вот как мы вечерок
Провели приятно!

Летит мой мяч,

Летит к тебе,

Смотри, не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне бросай.

Друг весёлый, мячик мой!

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

Круглый мячик без запинки

Скачет, скачет по тропинке

Часто, часто, низко, низко

От земли к руке так близко

Скок и скок и скок и скок

Не скачи под потолок

Скок и скок и стук и стук

Не уйдёшь от наших рук.

Кацо

Мячик в луже,

мячик в луже,

никому-то он не нужен.

Прыгал, прыгал целый день,

всякий бил, кому не лень.

И с помятыми боками,

ссадинами, синяками

он теперь в большой беде –

он один лежит в воде.

Мой славный мяч,

Забавный мяч

На месте не сидит!

Возьму его, пущу его,

И снова он летит!

С. Маршак

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул вот и всё!

Н. Кечатова

Подарили Дане мяч -

Мяч к нему пустился вскачь.

Он весёлый и упругий:

Прыг да скок -- и прямо в руки!

Прыг да скок, прыг да скок --

Замечательный дружок!

Что такое? -- Даня плачет ,

В уголке притихший мячик

Даня, Данечка, не плачь!

Кто тебя обидел? - Мя-а-ач!

Я его об стенку - хлоп!

Отскочил и прямо в ло-об

Просто шутит твой дружок -

Прыг да скок, прыг да скок!

Зря не дуйся, милый Данька -

Вон и мячик грустный, глянь-ка!

«Приключения резинового мячика».

Детский резиновый красный мячик с синей полоской лежал под колючим кустом и скучал.

Ещё сегодня утром он весело резвился с малышами-близнецами Данилкой и Таней. Они его подбрасывали в воздух, а мячик, приземлившись, резво скакал по дорожке.

А потом появился мальчишка-хулиган – он отобрал у малышей мячик и запнул его в колючий куст терновника. Близнецы громко зарыдали, и мама увела их домой. А про мячик забыли. И вот он лежал покинутый всеми тут под кустом.

Вдруг рядом послышалось фырканье. «Это ёжик пришёл!» – догадался резиновый мячик.

– Эй, эй! Не нужно меня трогать! – закричал мячик, когда ёжик стал выкатывать его из-под куста. – Ты меня проколоть можешь своими иголками!

Но ёжик его не слушал. Он подтолкнул мяч к большой сосне, а мячик скакнул в сторону и быстро покатился с крутой горки вниз. Он плюхнулся прямо в озеро, подняв столп брызг. Это привлекло внимание лягушат. Они стали пытаться залезть на мячик, чтобы на нём прокатиться. Но мячик всё время крутился и лягушата падали в воду.

Потом приплыла большая рыба. Она погнала мяч к берегу и там, шлёпнув по мячу хвостом, выбросила его на травку.

Стал накрапывать дождик. И хотя резиновому мячику дождик был вовсе и не страшен, настроение у него сделалось грустным-грустным. Потому что, когда идёт дождь, то на улице никого нет и не с кем играть.

Спустя какое-то время мимо мяча проползли две улитки. Но они не обратили на мяч никакого внимания.

Приползла змейка, обернулась вокруг мяча, поддела его хвостиком и давай крутить. Прямо как в цирке!

«Жаль, никто меня сейчас не видит» – подумал мячик. – Это, наверное, так красиво!»

Потом мяч снова немного поскучал.

Выглянуло солнышко. Откуда-то прибежали бурундуки и стали водить вокруг мяча хоровод:

– Каравай, каравай – кого хочешь выбирай!

Потом к мячу подлетели две маленькие пичужки и принялись зачем-то стучать по нему клювами.

– Ой-ёй! – закричал мячик. – Что вы делаете? Оставьте меня в покое! Не надо меня клевать!

Птички упорхнули на дерево, так как на берег озера выскочила большая собака.

«Этот пёс, наверное, меня сейчас покусает, – мячику стало немного страшно. Ему захотелось домой к малышам-близнецам, к Данилке и Тане.

Пёс подбежал к мячику, понюхал его и куда-то покатил.

Пёс прикатил мячик прямо к дому, где жили Таня и Данилка. Вот только на второй этаж пёс не мог закатить мячик. Он его и лапами толкал, и носом – нет, не получается никак. Тогда пёс стал громко лаять.

По лестнице спустилась мама близнецов. Она увидела пса, а рядом с ним потерявшийся мячик.

– Хорошая собака, хорошая! – мама потрепала пса по голове. Потом подхватила на руки мячик и пошла в детскую, чтобы обрадовать Данилку и Таню.

– Я так рад, что оказался дома! – воскликнул мячик и, выскочив из маминых рук, поскакал навстречу малышам.

Автор: Анна Крылышкина

9. Стендовая информация «История мяча», «Значение мяча в развитии ребёнка».

«История мяча».

Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.

Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.

Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов.

В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры, типа футбола. Древние греки придумали несколько игр с мячом. Так, спартанские воины увлекались «эпискиросом» - соревнованием по перебрасыванию ногами и руками кожаного мяча, набитого лоскутами, конским волосом, перьями, песком, а потом - надутого воздухом.

Эта игра была важной частью программы военных занятий, наполнителями для мяча первоначально служили сено, солома и даже зерна инжира, а затем - воздух.

Распространены упражнения, и игры с мячом были и Древнем Риме (III-II тыс. до н.э.). Мячи шили из кожи, которые наполняли перьями, шерстью, зернами плодов инжира или фиговыми зернышками. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр. А упражнения с мячом назначались врачами, и выполнять их нужно было в известной последовательности, придерживаясь определенных правил.

Воинственные легионеры вместе с «огнем и мечом» принесли другим народам и распространили среди них свои спортивные занятия с мячом. Британцы, например, соблазнившись ими, не только позаимствовали «гарпастум», но и освоили так, что в 217 г. н.э. выиграли матч у римлян!

Они придумали и собственный способ изготовления мячей: обвязывали конским (девичьим) волосом круглые овощи, затем приспособились делать их из мочевых пузырей животных. Если бы этим и ограничились! А то ведь пускали в ход отрубленные головы врага или слуги (поговаривают, правда, что не они первыми додумались до такого, а древние китайцы).

И в Древнем Китае играли в мяч, например, пиная его ногой. Игра со временем стала любимым народным развлечением, а во II веке до н.э. вошла в обязательную программу торжественного празднования дней рождения императора. Тогда же кожаные мячи вместо набивания перьями птиц и волосом животных научились наполнять воздухом, разработали правила и на игровом поле стали устанавливать ворота. Победителей чествовали цветами, награждали ценными подарками, а проигравших били бамбуковыми палками.

В древней Японии тоже не обходились без мяча. При императорском дворе проводились командные игры по забиванию мяча в ворота за определенное время (отмеряемое по песочным часам), во время перебрасывания он не должен был касаться земли.

В Древней Индии (III-II тыс. до н.э.) важную роль в деле объединения всей общины играла игра «катхи-ценду» (с мячом и битой), которая стала прародительницей хоккея на траве.

У североамериканских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворяющим Солнце, Луну и Землю.

У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом по имени Седна.

Мяч найденный в древних египетских гробницах (3500 г. до н.э.), сшитый из кожи и набитый сухой соломой, а также изображенные на нем рельефы говорят о том, что мяч и игры с мячом использовались для веселого времяпровождения. Такими мячами играли дети фараонов и их подданных. А в египетском «футболе» каждая из двух команд играла на стороне своих богов. И победы одерживали не ради собственной славы, а во имя богов. Мяч у них был из дерева, а загоняли его в ворота изогнутыми палками. Были в Египте также мячи из кожи и коры деревьев. А мяч из хрупкого песчаника можно было только осторожно перебрасывать друг другу - от удара о землю он мог разбиться.

Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» - дерево и «о-чу» - «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему цивилизованному миру. Между прочим, игра американских индейцев с каучуковым мячом была на самом деле ритуальным действом. Причем далеко не безобидным. Игра заканчивалась жертвоприношением, а в жертву приносили капитана проигравшей команды.

В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом.

В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч - это мягкий шар.

Среди популярных в народе игр была, например, шалыга. В ней игроки ногами стремились загнать кожаный мяч, набитый перьями, в «город» противника. Любителям игры с мячом доставалось от властей. Епитимья за нее была предусмотрена церковными постановлениями. Протопоп Аввакум призывал сжигать игроков на костре, в указе царя Алексея Михайловича (1648) о них говорилось: «...и по нашему указу тем людям велено делати наказание: и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в украйные города».

Современные мячи различаются по размерам и назначению. Разные мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное поло, регби и другие игры.

У каждой из них - своя история.

- Название игры в баскетбол получилось из английских слов «баскет» - «корзина» и «ball» - «мяч». Эту игру придумал спортивный инструктор одного из американских университетов Д. Нейсмит в 1891 году. По его указанию под потолком спортивного зала прибили большую корзину для фруктов и в нее забрасывали мяч. Когда игрокам надоело каждый раз лазить за мячом, кому-то пришло в голову просто выбить у корзины дно. Сначала баскетболисты пользовались кожаными мячами, а потом перешли на резиновые.

- Ватерполисты, как известно, играют в воде, поэтому они смазывали кожаный мяч жиром, чтобы он не разбухал. Но, в конце концов, решили также играть резиновыми мячами.

- А вот футболисты от резиновых мячей отказались, так как они скользкие, и водить такой мяч ногами тяжело. В футболе вообще все досконально продумано, вплоть до размера и веса мяча. Он должен быть не тяжелее 543 и не легче 396 граммов, а окружность иметь не больше 71 и не меньше 68 сантиметров.

- Мячик для игры в бадминтон вообще делали из яблока. Да, брали твердое незрелое яблочко, втыкали в него гусиные перья и перебрасывали друг другу самодельными ракетками. Было это в Японии, оттуда игра попала в Индию, а из Индии ее привез в Европу один английский герцог, замок которого находился неподалеку от города Бадминтон. Игру так и назвали. А яблочко к тому времени, конечно, заменили на пробковый мячик.

- Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая - круглая. С одним только исключением. Мяч для регби - овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось. В английском городке Регби любили играть в мяч. Но тряпичный мяч был весьма непрочным. Тогда торговец требухой домашнего скота Уильям Гилберт взял и обшил кожей... мочевой пузырь свиньи. Мяч получился легким и прочным. Было это в девятнадцатом веке, но и до сих пор мячи для регби традиционно делают продолговатой формы.

«Значение мяча в развитии ребёнка».

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки.

Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.

На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности.

Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки ребёнка.

Движения рук способствует также развитию речи ребенка.

Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей). У них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно, как для малоподвижных, так и для генеративных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны.

Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление.

И зачастую, ребёнок самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная самостоятельность и волевая активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой веселый, звонкий мяч"

Представлен конспект занятия по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Мой веселый, звонкий мяч"....

Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения «Мой веселый звонкий мяч!»

Физкультурное занятие с элементами развития звукопроизношения  «Мой веселый звонкий мяч!» (средняя группа)...

Конспект интегрированного занятия «Мой веселый звонкий мяч»

Учить детей составлять  короткий, описательный рассказ.- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, происхождением слова «мяч»,- Обогащать словарь детей прилагательными и глагол...

Спортивный праздник в средней группе "Мой веселый звонкий мяч"

этот сценарий для средней группы, где дети проходят припятствия в виде игр....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

"Мой веселый, звонкий мяч"

Конспект занятия по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема:«Мой весёлый, звонкий мяч!»Программное содержание:закрепить умение детей перебрасывать мяч друг другу в пар...

"Мой веселый, звонкий мяч"

Конспект занятия по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема:«Мой весёлый, звонкий мяч!»Программное содержание:закрепить умение детей перебрасывать мяч друг другу в пар...