Педагогический ринг
методическая разработка

Цель: расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.ring_.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический ринг «Педагогическая этика в ДОУ»

Цель: расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в ДОУ.

Содержание:

Добрый день уважаемые коллеги!  Сегодня мы начнём нашу встречу со сказки. Итак, приготовьте ушки, глазки, начинаю свою сказку…

 «Жила-была одна девочка, (показ картинки девочки) и звали её… ну, это мы узнаем попозже, и очень она хотела работать воспитателем в детском саду, так как очень любила…, а что она любила и, как её зовут, мы узнаем, разгадав кроссворд. 

По горизонтали:

1. Практический метод, применяемый при ознакомлении детей с природой или в психологических исследованиях (эксперимент).

2. Краткие теоретические испытания, предназначенные для оценки уровня знаний или тех или иных психических качеств (тест).

3. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста (игра).

4. Краткое содержание хода какой-либо деятельности (конспект).

5. Способ художественного оформления изделий  кожей, бумагой, мехом (аппликация).

 В результате по вертикали - отгаданное имя девочки Этика.

Этика (от греч. ethos — нрав, обычай – система норм нравственного поведения человека какой-либо профессиональной группы, в нашем случае педагогическая этика. И сегодня мы погорим именно о педагогической этике в ДОУ

Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике.  Это требования к  личности педагога, требования к взаимоотношениям педагога с воспитанниками, с педагогическим сообществом, с родителями воспитанников, к внешнему виду, к культуре речи.

Давайте остановимся на каждом из этих требований.

  1. Требования к личности педагога

Как вы считаете, какими личностными качествами должен обладать педагог ДОУ в рамках нашей темы? (высказывания педагогов)

Вы совершенно правы, давайте посмотрим что говорится о требованиях к личности педагога в кодексе педагогической этики педагога ( педагоги зачитывают голубые листочки):

  • Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
  • Педагог является честным, порядочным человеком, дорожит своей репутацией.
  • Выбранный педагогом образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии.
  • Педагог требователен к себе, стремится к самосовершенствованию. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.
  • Педагогу присущи самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. Педагог не должен терять чувства меры и самообладания.
  • Педагог соблюдает нормы  языка, все виды норм культуры речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
  • Педагог несет ответственность за своё физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие, ведёт здоровый образ жизни.
  • Педагог чувствует ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - образование подрастающего поколения.
  • Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
  • Педагог бережно и обоснованно расходует материальные и другие ресурсы образовательной организации;

  1. Взаимоотношения педагога с воспитанниками

Самое важное требование педагогической этики – уважение  к детям. Уважать ребёнка как личность  – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.

Дети ценят в педагоге прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.

Немаловажную роль играет педагогический такт. Педадагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.

Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».

Профессиональный такт проявляется:

• Во внешнем облике  педагога и в его общении с окружающими ;

• В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;

• В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

• В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;

• В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• В самокритичной оценке своего труда. ( жёлтые карточки)

Педагогические ситуации:

 =В старшей группе все дети после прогулки умылись и чистые сели за стол. Мища очень медлительный ребенок. Наконец, раздевшись, сел за стол с грязными руками. Воспитатель воскликнул«Ну-ка марш из за стола в умывальную».

 =Маша подбежала к воспитателю с жалобой:

– А Петров дерется! Он мою игру сломал. Я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

Девочка заплакала.

Какими будут ваши действия.

Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешшенность педагога.

 Взаимоотношения педагога с родителями обучающихся

Уверенность и спокойствие в речевом поведении педагога в различных ситуациях с родителями – важное условие плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия.

Важно помнить: (розовые карточки)

  • доброе слово очень ценно, поэтому действуйте уверенно, с любовью.
  • чтобы успокоиться в ситуациях раздражения, сделайте следующее: глубоко вздохните, задержите дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов
  • положительные утверждения помогут справиться с трудной ситуацией«Я умница»«У меня все получиться» Никогда не осуждайте себя.
  • «Разговаривать спокойно!»«Молчать, надо молчать!»,
  • даже в случае незначительных успехов хвалите себя «Я сделала это!»,«Я смогла!»

Ситуации

На одной из встреч с родителями воспитатель объяснил нежелательность опоздания детей . Но, не смотря на это, Миша однажды опоздал, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста!» - мать обратилась к вам в категоричной форме.

Подумайте и спрогнозируйте варианты вашей речевой реакции.

Ситуация.

Мать пришла вечером за ребенком с большим опозданием.

Проиграйте варианты вашего речевого поведения в беседе с матерью, учитывая следующее условие – мать одна воспитывает двоих детей (второй- первоклассник, это не первый случай ее прихода за ребенком, когда рабочий день уже закончился.

«Я вам давно хотела сказать о плохом поведении вашего сына», - обратился воспитатель к матери одно из воспитанников, увидев ее в дверях группы. Мать ответила, что очень торопится и поспешила уйти. Воспитатель был удивлен безразличием матери к ребенку, чем и поделился с коллегами по работе. Как должна была начать разговор воспитатель

Сегодня мы поговорим ещё  об одной  составляющей  педагогической этике – речевом этикете

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

    Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова-паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорён жаргонами, если ударения и произношение режет слух. Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.

 Важными знаками в окружающей человека среде являются выражения лиц людей. Достаточно ли оно доброжелательно? В.А. Солоухин писал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, мы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет».

    Работа над мимикой, жестами, речью, интонацией дается с трудом. И мы сейчас потренируемся.

Задание 1. Выразительная речь

сейчас мы попробуем поздороваться:

- с одним ребёнком;

- с группой детей;

- с заведующим детским садом;

- с родителями;

- с сотрудником детского сада;

- с малознакомым человеком.

Произнесите фразу «Иди сюда»

1) громко,

2) возмущенно,

3) радостно,

4) таинственно.

Скажите «Молодец»

1) тихо,

2) громко, ласково,

3) удивленно,

4) радостно.

Принятие  Кодекса профессиональной этики педагога

Раздача памяток

Итог педагогического ринга

- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение на собственном примере. Удачи вам!

Кодекс профессиональной этики педагогов

1. Входи в группу детей (кабинет руководителя ДОУ, специалистов и т. п.) с улыбкой.

2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

4. Никогда не оскорбляй ребенка, защити его от всех видов самоуправства.

5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

6. Будь ребенку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребенка.

8. Помни, что по-настоящему понять ребенка ты сможешь, если поймёшь его.

9. Учись у своих коллег, родителей, детей.

10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

11. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

12. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребенка прощения, это не принизит твой авторитет.

13. Живи интересами детей и их надеждами.

14. Научись видеть зону ближайшего развития ребенка и оптимизировать его будущее.

15. Никогда не говори при ребенке о его ограниченных возможностях.

16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический ринг

"Семейные традиции"...

Формы родительских собраний: психологический тренинг, педагогический ринг, круглый стол, КВН, творческая гостиная

Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении....

Деловая игра «Педагогический ринг».

Тема игры «Влияние нетрадиционной техники рисования на формирование технических навыков детей». Цель: раскрыть роль педагога в формировании технических навыков в процессе изобразительной деятельн...

Педагогический ринг

Деловая игра для воспитателей...

"Педагогический ринг"

Работа с воспитателями на тему: "Воспитание физических качеств  у дошкольников  "...

Педагогический ринг "Экологическое воспитание в ДОУ"

Педагорический ринг "Экологическое воспитание в ДОУ"Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста....

Педагогический ринг «Знатоки ФГОС»

Цель: обеспечение условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и эффективного использования ими интерактивных технологий в педагогической деятельности в условиях введения ФГОС ДО. Р...