Историческое развитие проектного метода
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Анна Евгеньевна Ушакова

На современном этапе развития образования проектная деятельность приобретает особое значение, так как в учебной деятельности она стимулирует интерес детей за счет нестандартного подхода к получению знаний, изучению материала. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, стимулирует у ребёнка желание достичь успеха путем создания продукта проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4_ushakova.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Историческое развитие проектного метода

Ушакова А.Е., воспитатель ЧУДО "Наша Маленькая страна"

п. Андреевка Московская область

Термин «проект» впервые вошёл в употребление в XVI веке в деятельности техников и архитекторов.        Парижская королевская архитектурная академия рассматривала  разработанные студентами проекты и допускала к участию в конкурсах. Также,  на основе созданных проектов молодые люди получали возможность поступать в академию без вступительных экзаменов и получать титулы архитекторов.

        В своё время Я. А. Коменский высказался о внесении в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Я. А. Коменский подчёркивал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».[1]

        Продолжая тему, Ж. Ж. Руссо писал: «Что первые наши учителя философии - это наши ноги, руки, глаза». Ж.Ж. Руссо в «Эмиль, или о воспитании» призывает не давать ребенку никаких словесных уроков, предлагает, чтобы ребенок приобретал знания из своего собственного опыта и практики.

        Ж.Ж. Руссо утверждал, что ребенка нужно воспитывать в интересной детской деятельности. Непосредственный интерес малыша к изучаемому предмету или явлению - вот двигатель, который ведет его по пути познания. Вместе с тем, Ж.Ж. Руссо считал, что обучение ребенка должно быть максимально наглядным, а информация емкой, конкретной и основываться на примерах.

        И.Г. Песталоцци считал, что ребёнку в первую очередь необходимо дать полную, развернутую картину мира, развивать навыки систематизации, обобщения знаний и умение делать выводы, и только после этого давать детям конкретную информацию.

        Развитием  проектного метода и внедрением его в образовательные учреждения занимались такие ученые и педагоги, как Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, У. Х. Килпатрик, и многие другие.        

        Непосредственно проектный метод был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи. В школах, организованных по методике Дьюи, предоставлялось ученикам право свободного выбора занятий и формы получения знаний. Сама образовательная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Педагог оказывал помощь детям для достижения запланированного.

        Джон Дьюи считал, что проектная деятельность ориентирована на организацию обучающей деятельности детей с учетом их интересов.

        В 1911 году термин «проект» был узаконен Бюро воспитания США. У. Килпатрик писал: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца».

        Лозунгом основателей системы проектного обучения является: «Все из жизни, все для жизни». Ребенок самостоятельно исследует окружающий мир, познает его возможности, механизмы взаимодействия явлений, предметов, человека. Авторы проектного метода справедливо считали, что иследовательская свобода детей является главным элементом методики обучения.

        В начале XX века проектным методом заинтересовались русские педагоги. Исследуя опыт зарубежных коллег, Е. Г. Кагаров в 1926 году пишет: «Что такое «метод проектов? Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».

        Е. Г. Кагаров выделил характерные черты данного метода:

        - исходный пункт обучения есть детские интересы сегодняшнего дня;

        - детские проекты как бы копируют различные стороны окружающей действительности;

        - дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

        - проект есть единство теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

        С.Т. Шацкий стал одним из разработчиков проектного метода в России. В 1905 году С.Т. Шацкий вместе с архитектором А.У. Зеленко создаёт первые в России детские клубы. В послереволюционной России проектный метод внедряется интенсивно и широко.

        С.Т. Шацкий считал, что организация традиционных учебных занятий носит неэффективный характер и предлагал организовать образовательную работу так, чтобы занятия были именно приготовлением уроков в школе, в подходящей обстановке, под контролем учителя и при его непосредственной помощи.[2]

        В 1920-е годы появляется бригадно-лабораторный метод. Особенность метода состоит в соединении коллективной работы всех обучающихся с индивидуальной. Бригада была часть класса, состоящая из нескольких детей. На общих занятиях обсуждались задания, планировалась работа, устанавливались сроки выполнения. После каждая бригада отдельно и самостоятельно выполняла поставленную задачу, по завершению бригадир отчитывался перед учителем.

        К сожалению, в 1931 году проектный метод осудили и запретили постановлением ЦК КПСС(б). Но некоторые элементы проектного метода были заимствованы и реализованы в различных формах в системе образования.

        Следующий этап развития проектного метода относится к 1960-1990-е годам XX века. В 1960-е годы данный метод направляется на прогрессивное воспитание детей, идёт речь о концепции Дж.Дьюи и У. Килпатрика и введении проектного метода в образование.         В начале 80-х годов XX века в Великобритании в образовании объединяются два направления: гуманитарно-художественное и научно-техническое. Поднимаются проблемы возрастных особенностей детей, стимулирование инициативности, самостоятельности, творческих способностей, индивидуальный подход к каждому ребёнку.         В нашей стране, в 60-е годы XX века основной идеей учёного Л.В. Занкова стало развивающее обучение. Цель данного обучения есть достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Л.В. Занков считал, что ребенка необходимо стимулировать для самостоятельного получения информации и правильного её применения.

        В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Особенность системы состоит в изменении предметного содержания обучения. Основой изучения дисциплин является система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения, переходят к деятельностной педагогике, в которой главным является наличие теоретического мышления. Основной задачей для педагогов является освоение детьми обобщенных способов действия, педагог и дети переходят на коллективно-распределительный тип деятельности.

        В 70-80-х годах XX века развивается педагогика сотрудничества. В.Ф. Шаталов разрабатывает подход, в котором охватывались сразу все ученики. Подход заключается в создании творческой, увлеченной атмосферы вокруг учащихся. В.Ф. Шаталов справедливо считал, что в детей необходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в его деятельности. В.Ф. Шаталов подчёркивал, что материал необходимо давать детям ясно, четко, доступно, с наглядным использованием блок-схем. Результат данного подхода: даже слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов, находили творческие решения, планировали и прогнозировали свою деятельность, самостоятельно исправляли ошибки.[3]

        На современном этапе развития образования проектная деятельность приобретает особое значение, так как в учебной деятельности она стимулирует интерес детей за счет нестандартного подхода к получению знаний, изучению материала. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, стимулирует у ребёнка желание достичь успеха путем создания продукта проекта.


[1] Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

[2] Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209 с.

[3] Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 278 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода

реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки  по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном ...

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема ...

«Проектный метод, как метод развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному пр...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...