Технология познавательного развития.Ознакомление с природой в детском саду
материал

Тематический план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_plan.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план «Ознакомление с природой в детском саду»

Средняя группа

      сентябрь.

 Тема N1 .  Листопад

Цель: Показать многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад»

 Тема N2 .    Что нам осень принесла?

 Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.

Тема N3 .    У медведя во бору грибы, ягоды беру...

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

      октябрь.

Тема №1 Прохождение экологической тропы

Цель:  Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Тема №2 Где что растет?

Цель: Дать детям понятие о фруктах и ягодах; напомнить строение растений (дерево, куст)

Тема №3 Кто в домике живет?

 Цель: Познакомить детей с частями щенка (котенка), их названием; уточнить, как называют маму щенка (котенка)

Ноябрь

Тема №1 Осенние посиделки .Беседа о домашних животных

Цель: Закреплять знания детей о сезонных и изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Тема №2 Хмурая осень

 Цель: Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени; уточнить название предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.

Тема №3  Скоро зима! Беседа о жизни диких животных в лесу

Цель:  Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

 Тема №4 Снегопад

Цель:  Познакомить детей с сезонным явлением – снегопад. Наблюдение за явлениями природы ( хлопьями падает снег, медленно опускаются снежинки на землю, крыши, забор…)

Декабрь

Тема №1 Дежурство в уголке природы

 Цель:  Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными.

Тема №2 Почему растаяла Снегурочка?

 Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Тема №3 Птицы зимой

Цель: Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Тема №4 Холодная зима

 Цель:  Формировать у детей первые связные представления об этом  времени года. Наблюдение за снегом в теплую погоду, за участком в метель из окна.

Январь

Тема №1 Стайка снегирей на ветках рябины

Цель:  Расширить представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря.  Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Тема №2 Морозный солнечный денёк

 Цель: Рассказать детям о том, как живут  звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

Тема №3 В гости к деду Природоведу (экологическая тропа зимой)

Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Февраль

Тема №1 Где спит медведь (ёж)?

Цель: Закрепить знания детей о строении тела животных, уточнить названия частей тела медведя (ежа); формировать бережное отношение к животным.

Тема №2 Посадка лука

Цель:  Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки.

Тема №3 Зимние забавы

 Цель: Закрепить знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о названиях птиц, частей их тел, голосовых реакциях.

Тема №4 Где, чей дом?

Цель: Закрепить представления детей о весне; показать почки различных деревьев; уточнить названия разных домов.

Март

Тема №1 Мир комнатных растений

Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Тема №2 Домашние животные и их детеныши

 Цель:  Дать детям представление о внешнем виде животного, его повадках. Познакомить с особенностями ухода за детенышами домашних животных. Воспитывать доброе и заботливое отношение к ним.

Тема №3 Кругом вода!

Цель: Показать детям разнообразие действия с талым снегом.

Тема №4 В гости к хозяйке луга

Цель:  Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Апрель

 

Тема №1 Поможем Незнайке вылепить посуду (лепка из глины)

Цель: Расширять представления детей о свойствах  природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины.  Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

Тема №2 Солнышки на травке

Цель: Познакомить  детей с первыми весенними цветами, их строением;  запахами весны.

Тема №3 Посев цветочных семян

 Цель: Учить детей сеять ноготки (бархатцы) и ухаживать за ними; создавать условия для роста и развития всходов цветов.

Тема №4 Экологическая тропа весной

Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природы.  Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и  природы.

 Май Посадки на огороде и уход за ними.

Старшая группа

      сентябрь.

 Занятие N1 .  Почему говорят: "Природа - чудесница"?

 Цель: показать  детям многообразие животного и растительного мира; учить наблюдать за жизнью природы, видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

 Дополнительная литература: "Северная гостья" В.Суслов

 Занятие N2 .    Кто живет на дереве, кто под деревом?

 Цель: продолжить знакомить детей с жизнью и развитием дерева, уточнить полученные знания о птицах, животных, насекомых, которые живут около дерева и на дереве; дать понятие о взаимосвязи всего живого в природе; воспитывать добрые чувства к живому.

 Дополнительная литература:  "Теремок", "Мастера без топора" В.Бианки

      октябрь.

Занятие N3 .  Что  такое  "Красная  книга"?  Экологическая опасность.

(4 октября – Всемирный день животных»)

 Цель: познакомить с "Красной книгой", с проблемой исчезновения некоторых видов животных, с проблемой загрязнения окружающей среды;  развивать  у  детей  эмоционально-положительного отношение к живой природе.

   

Дополнительная литература:  "Про  зверей из "Красной книги" В.Е.Флинт, "Сколько живет черепаха" С.Юнатов, "В разных краях" Г.Снегирев.

 

Занятие N4 . Почему одних птиц называют "зимующие", а других "перелетные"?

     Игра - путешествие: "Где живут зимой птицы - в Африке?"

Цель: закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах; учить составлять описательные загадки о птицах; воспитывать у детей доброе отношение к пернатым.

Дополнительная литература:  "Воробышко"  М.Горький,  "Про птиц"  Г.Снегирев,  "Кто  поет  в  зимнем  лесу"  Павлов, "Птичьи разговоры" А. Барто.

      Ноябрь – декабрь

  Цель занятий NN 5,6,7,8:  познакомить с различными природно-климатическими  зонами; продолжить формировать простейшие географические представления о Земле (условия  жизни, животный мир); воспитывать у детей интерес и уважение к людям разных стран и национальностей.

 Занятие N5.  Почему у глобуса "белая шапка"? Кто живет на Севере?

 Дополнительная литература:  "Далеко на Севере", "Под седлом и в упряжке" М.Дмитриев,  "Моя Камчатка" В.Френц, "Разноцветная земля" Н.Сладков,  "Там,  где  рождается  утро" Б.Некрасов, "Про пингвинов" Г.Снегирев.

 Занятие N6 . Лес-лесок, кто в лесочке живет?

                        Д/и "Что растет в родном краю"

 Дополнительная литература: "Как звери и птицы готовятся к зиме"  Г.Снегирев,  "Медвежья горка" Н.Сладков, "Рассказы о животных" Л.Толстой, "Еж" М.Пришвин, "Звери наших лесов" Г.Снегирев.

Занятие N7. Где живет крокодил?

игра-путешествие "Доставить в Африку крокодилу  "к ужину дюжину вкусных и сладких калош"

Дополнительная литература:   "В   гостях   у  крокодилов" С.Сахарнов.

      

 Занятие N8. Через моря и океаны в Австралию.

    (познакомить с животными, живущими только в Австралии)

январь

Занятие N9. Зачем зимой снег?

 Цель: уточнить знания детей о зиме, о свойствах снега, о его пользе; формировать представления о приспособленности животных, растений, насекомых к зимнему периоду; воспитывать стремление помочь им в трудных условиях.

Дополнительная литература: Одоевский «Мороз Иванович»

      Занятие N10. Водные ресурсы Земли.

 Цель: расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д.; расширить представления о свойствах воды; закрепить знания о водных ресурсах родного края.

февраль

Занятие N11. Что в морской глубине, на самом дне?

Цель: познакомить детей с жителями морей и океанов, их многообразием;  развивать у детей познавательный интерес  к живой природе; обратить внимание на  красоту,  совершенство форм, яркость окраски.

проводится как игра "Путешествие в аквариум-океанариум"

 Дополнительная литература: "Многоэтажные острова" М.Жилин, "Акула" Л.Толстой, "На дне морском" "Кто в море живет" С. Сахарнов.

Занятие N12. Цветы для мамы.

Цель: расширить знания о многообразии цветущих растений; развивать познавательный интерес к природе на примере растений для букетов; познакомить с трудом садоводов.

Дополнительная литература: Серова «Цветы»

      март

Занятие N13 . Мир комнатных растений

 Цель: расширять знания о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

     

Занятие N14. Что вырастет из зернышка?

 

Цель: показать детям, как растения вырастают из семян; уточнить условия, необходимые для роста растений; вызвать в детях желание заботиться о растениях.

Дополнительная литература: "Репка" Носов, р.н.с. «Репка»

      апрель 

Занятие N15. Напоминающие знаки

Цель: изучить с детьми нормы и правила поведения в природе; побуждать детей к фантазии и творчеству; воспитывать у них желание оберегать природу.

Занятие N16. Природный материал – песок, глина, камни.

 Цель: закрепить представления детей о глине, песке, камне; развивать познавательный интерес; показать, как человек может использовать песок, глину, камень для своих нужд.

Дополнительная литература:

   Май

Занятие N17. Весенняя страда

Цель: закрепить знания о весенних изменениях в природе; расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весной; воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.

Дополнительная литература:

Занятие N17. Природный материал – песок, глина, камни.

 Цель: закрепить представления детей о глине, песке, камне; развивать познавательный интерес; показать, как человек может использовать песок, глину, камень для своих нужд.

Дополнительная литература:

Занятие N18. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Цель: расширить представления о сезонных изменениях в природе; показать влияние природных факторов на здоровье человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Дополнительная литература:

подготовительная группа

      Сентябрь

Занятие N1 . Откуда хлеб пришел?

Цель: закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить с разнообразием булочных изделий; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Занятие N2 . Почему говорят: "Лес - наше богатство"?

 Цель: формировать у детей представление  о  роли  леса  в жизни  человека;  воспитывать  любовь  к  родной природе; уточнить знания детей о разновидности лесов;  включить  в активный словарь слова: березняк, дубрава, ельник, сосновый бор, смешанный лес.

Дополнительная литература:  "Планета - наш дом" И.Белавина, Н.Найденская.

 октябрь.

Занятие N3 . Почему осенью листья у  деревьев  желтеют  и опадают, а у  елки зеленые иголки?

Цель: развивать у детей биологические представления, продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что в ней происходит.

Дополнительная литература:  "Почему осенью листопад?"  Г.Граубин.

Занятие N4 . Деревья на нашей улице.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе; закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев и кустарников растущих на территории детского сада.

      ноябрь.

Занятие N5 . Экологическая опасность. "Красная книга".

 Цель: продолжать   знакомить   детей   с   животными    и растениями,  занесенными в "Красную книгу",  воспитывать чувство ответственности;  развивать у  детей  эмоционально-положительное отношение к природе.

Занятие N6 . Доктора леса.

Цель: продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых; Упражнять в умении  классифицировать птиц по  принципу "зимующие - перелетные"; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Дополнительная литература: "Умная галка" Л.Толстой, "Кто в скворечнике живет" А.Онегов

      декабрь.

Занятие N7 . Зима полна серебра.

Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе

 Занятие N8 . Тайны птичьего мира

Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание им помочь.

январь

Занятие N9 . Такие разные цветы

Цель: расширять знания о многообразии комнатных растений; учить узнавать и правильно называть комнатные растения; совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями, формировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге; воспитывать бережное отношение к растениям. 

Занятие N10 .. Что такое подземные богатства?

Цель: дать детям  представление  о  природных  богатствах Земли (полезных ископаемых), об их важности и нужности для людей; рассказать о способах их получения; формировать бережное отношение к ним.

      февраль.

Занятие N11 . Откуда в кране вода? Берегите воду.

Цель: учить  детей  беречь водопроводную воду;  доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств; научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

   

Занятие N12 .. Как вести себя в природе.

 Цель: закрепить  у  детей  знания  о культуре поведения в природе; учить детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих; добиваться, чтобы каждый ребенок знал нормы и правила поведения в природе и следовал им.

     

      март.

Занятие N13 . Животные разных стран

Цель: познакомить детей с животными нашей планеты: закрепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство восхищения ими; закрепить навыки вырезания контуров по шаблонам, развивать фантазию и сообразительность.

Занятие N14 . Кто такие рыбы?

Цель: развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т.д.; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

 апрель

Занятие N15 . Кто больше всех радуется весне?

Цель: закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

     

Занятие N16. Таинственный мир насекомых

Цель: расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

      май.

Занятие N17 .. Куда делась вода после дождика?

Цель: формировать  у  детей представление о том,  что под воздействием  солнечного  тепла  часть  воды  испаряется, часть воды  всасывают корешки растений,  стекает в реки и моря; развивать наблюдательность.

Занятие N18 .. Кто посеял одуванчик?

Цель: подвести детей к пониманию того,  что в природе семена распространяются  разными  способами,  например,  их разносит ветер; развивать у детей интерес к растительному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) Тема: «Поможем природе проснуться»

Идет матушка-весна,Отворяйте ворота.Первый март пришел,Всех детей провел;А за ним и апрельОтворил окно и дверь;А уж как пришел май -Сколько хочешь гуляй!...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе детского сада.

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)в средней группе на тему : "Как животные готовятся к зиме?"...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

РОД Познавательное развитие- Ознакомление с миром природы Тема: Природа и мы

Цель: Углубить и систематизировать представления о взаимодействиях человека с окружающей средой. Расширять знания о природе. Подвести к пониманию следующего: разнообразный растительный и животный мир ...