Содержание и задачи образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в рамках познавательно-исследовательской деятельности (информационный блок)
консультация (средняя группа)

Филаткина Светлана Витальевна

Неживая природа

Объекты познания:

  1. Материалы неживой природы (вода, воздух, песок, глина, камни, чернозем):
  • свойства и признаки веществ (запах, вкус, цвет, форма, твердость, вес и др.);
  • три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое);
  • специфические свойства и качества жидки, твердых, газообразных веществ;
  • особенности взаимодействия друг с другом (например, в воде растворяются некоторые твердые вещества);
  • переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды, а также, необходимые для этого перехода (температура);
  • значение для живой природы и человека;
  • круговорот воды в природе.
  1. Явления природы, их особенности в разные времена года:
  • сезонные изменения в неживой природе: изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса);
  • сезонные погодные явления (метель, снегопад, дождь, град, ветер, гололед и др.);
  • особенности сезонных изменений в неживой природе в разных климатических зонах;
  • природные катаклизмы, их значение для человека (цунами, извержение вулкана, ураган, смерч, наводнение, пожар, землетрясение, снежная лавина).
  1. Планета Земля:
  • рельеф (равнина, горы, ущелья и др.), атмосфера, гидросфера;
  • смена времен года, частей суток.
  1. Космос, Солнечная система, планеты, спутники (Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное лунное затмение, смена дня и ночи, смена времён года.

 

Образовательные задачи:

  1. Расширять представления о свойствах воды в жидком состоянии (не имеет формы, льется и принимает форму емкости, в которой находится, в ней растворяются некоторые вещества, вода приобретает цвет, запах и вкус растворенного вещества, чем больше растворилось вещества, тем сильнее эти свойства).
  2. Формировать представления:
  • о том, что вода в жидком состоянии бывает разной температуры, ее изменение приводит к изменению других свойств воды (чем выше ее температура, тем быстрее в ней растворяются вещества, медленнее замерзает);
  • о свойствах воды в газообразном состоянии – пар (полупрозрачный, без запаха, без вкуса, невесомый, горячий);
  • о свойствах снега (непрозрачный, без запаха, без вкуса, мягкий, хрупкий, холодный);
  • о сходствах и различиях признаков и свойств воды в жидком, твердом агрегатном состоянии (лед, снег);
  • о значении воды для жизни растений, животных и человека (для питья, сохранения чистоты и т.д.);
  • о разнообразии агрегатных состояний воды в природе в разные сезоны (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и др.);
  • о разных способах обнаружения воздуха внутри предметов, в человеке и вокруг него;
  • о том, что воздух может быть разной температуры, ее изменение приводит к изменению предметов, которые он окружает (нагревает или охлаждает их);
  • о взаимодействии воздуха и воды (воздух может растворяться в воде, но постепенно «выходит» из нее);
  • о свойствах глины (цвет, запах, твердое, несыпучее, сохраняет форму, при взаимодействии с водой намокает, изменяет форму);
  • о влиянии воды на свойства песка, глины; сходства и различия свойств разных материалов (песок, глина, камень);
  • о временах года и сезонных изменениях погоды;
  • о разнообразии рельефа земной поверхности (равнина, горы, ущелья и др.), водоемов (пруд, болото, озеро, река, море и др.).
  1. Знакомить с процессом перехода воды из одного агрегатного состояния в другое: «жидкость – лед», «лед – жидкость», «жидкость – пар».
  2. Расширять представления о свойствах воздуха (воздух может приобрести запах некоторых предметов), о значении воздуха для жизни растений, животных и человека.

 

Живая природа

Объекты познания:

  1. Растения и животные как живые организмы, признаки животного: растут, дышат, размножаются, питаются, развиваются, их общие признаки, сходства и различия, имеют специфические потребности (в тепле, в воде, в воздухе, в почве).
  2. Признаки растений и животных, их разнообразие:
    1. Растения, их признаки:
  • строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, связь строения и выполняемых функций: корень (укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ); стебель («проведение» и накопление воды и питательных веществ); листья («приготовление» пищи и дыхания); цветы и плоды (размножение);
  • видовое многообразие и особенности (деревья, кустарники, травы и др.).
    1. Животные, их признаки:
  • строение, функции и значение частей животных, видоизменение частей, связь строения и выполняемых функций: голова, туловище, лапы и крылья, хвост и др.;
  • видовое многообразие и особенности (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные и  др.).
    1. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение образ жизни, питание и пр.):
  • травы – цветы – кустарники – деревья;
  • птицы – звери – насекомые – земноводные;
  • плотоядные (хищники) – травоядные – всеядные животные;
  • домашние животные – дикие животные;
  • зимующие птицы – перелетные птицы и т.д.
  1. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы (живая и неживая природа, животные и растения, растения и растения, животные и животные, человек и природа):
    1. Основные факторы (компоненты) неживой природы (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и прочее) и живой природы, влияющие на признаки ее объектов (особенности строения, повадки, питание и др.).
    2. Приспособление растений и животных (в строении, дыхании, размножении, способе питания, повадках, образе жизни и др.) к сезону (в том числе в разных климатических зонах).
    3. Характерных особенности различных сред обитания (подземной, водной, наземно-воздушной) и экологических систем (водные – река, озеро, море, океан; наземные – тундра, степь, лес, саванна, джунгли, пустыня и др.), приспособление растений и животных к конкретным условиям:
  • пруд (река, море, океан) – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;
  • лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;
  • луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;
  • город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света (из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (загазованность, мусор и пр.), понятие об искусственной экологической системе, о роди человека.
    1. Характерные особенности природно-климатических зон, приспособление растений и животных к конкретным условиям:
  • тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;
  • смешанный лес, тайга – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;
  • пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);
  • саванна – высокая температура, бедная почва, достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенность зимы (отсутствие низких температур);
  • джунгли, тропический лес – высокая температура, богатая почва (но вымываемая водой), избыточная влажность, недостаток света, отсутствие низких температур в течение всего года;
  • Арктика и Антарктида (пустыня) – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях: твердом и жидком.

 

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления об основных признаках живых организмов (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), особенности их проявления на примере конкретных растений и животных:
  • о специфических признаках растений, животных, признаках конкретного вида растений и животных;
  • о признаках неблагополучия в состоянии животных и растений, определять и устранять их причину (вянут листья – полить растение и т.д.).
  1. Расширять представления о разнообразии растений и животных, их признаках, сходстве и отличиях.
  2. Знакомить:
  • с основными факторами неживой природы (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и др.), их влиянием на признаки объектов живой природы;
  • с некоторыми особенностями экосистем (лес, луг, река), с приспособлением растений и животных к условиям, в которых они живут.

 

Физические явления

Объекты познания:

  1. Свет, его свойства и признаки, оптические приборы, цветообразование.
  2. Магнетизм, магнит, процесс намагничивания – размагничивания, компас.
  3. Вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса.
  4. Электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества, материалы – проводники и изоляторы, природное (молния) и рукотворное (ТЭЦ, ГЭС, электрические батареи), проявления статического электричества.
  5. Звуки, их разнообразие, источники звуков, причины возникновения и исчезновения, эхо, особенности восприятия звуков человеком и некоторыми животными.
  6. Тепло, тепловые явления, влияние тепла на свойства веществ, теплопроводность и теплоизоляция (условия потери и сохранения тепла), измерение температуры тел и веществ.
  7. Движение, упругость, давление, сила выталкивания и отталкивания, трение, инерция, передача энергии от одного тела другому.
  8. Время, день и ночь, дни недели, месяцы, календарь, часы.

 

Образовательные задачи:

  1. Подводить к пониманию:
  • того, что такое темнота, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света;
  • того, что все предметы имеют вес, который зависит от их признаков: материала и размера.
  1. Расширять представления:
  • о разнообразии природных и рукотворных источников света (Солнце, Луна, светлячок, костер, свеча, лампа, фонарик);
  • о способах звукоизвлечения (условиях возникновения звука), разнообразии звуков;
  • об особенностях разных частей суток и времен года.
  1. Формировать представления:
  • о значении света для жизни растений и животных;
  • о радуге, ее цветах и их последовательности;
  • о состояниях покоя и движения, о том, что для возникновения движения должна быть приложена сила, о том, что чем больше сила, тем сильнее движение;
  • об условиях, при которых предметы и вещества могут быстрее и медленнее нагреваться и остывать, а вода замерзать и таять.
  1. Способствовать освоению способов получения цветов путем смешивания красок (зеленый, оранжевый, фиолетовый).
  2. Знакомить:
  • с магнитом и проявлениями магнетизма (некоторые предметы притягиваются к магниту);
  • с эхом.

 

Человек

Объекты познания:

  1. Человек – живой организм:
  • особенности строения человеческого тела;
  • особенности строения и функционирования органов и систем;
  • человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;
  • здоровый образ жизни.
  1. Человек – пользователь природы:
  • экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);
  • роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;
  • выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития;
  • использование растений и животных;
  • природоохранная деятельность человека.
  1. Человек – создатель рукотворного мира:
  • профессии, специальная одежда, орудия труда;
  • профессиональные действия по созданию предметов рукотворного мира.

 

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления:
  • о некоторых органах и системах строения человека (нос, язык, костно-мышечная, сердечно-сосудистая системы, кожный покров), положительных и отрицательных влияниях на них;
  • о признаках неблагополучия в функционировании своего организма и возможности самостоятельного их устранения (чувство голода – поесть, устали глаза – сделать гимнастику для глаз или закрыть их);
  • об особенностях своей внешности (комплекция, цвет и размер глаз, форма и размер носа, ушей, рта), своем сходстве с родителями;
  • о выращивании человеком растений и животных.
  1. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
  2. Расширять представления о профессиях (кастелянша, музыкальный руководитель, врач, продавец, столяр, шофер и др.), орудиях труда, спецодежде и профессиональных действиях.

 

Рукотворный мир

Объекты познания:

  1. Предмет как таковой:
  • предмет и его признаки (строение, функции, форма, размер, цвет, назначение);
  • свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и пр.);
  • качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и пр.);
  • связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением;
  • роль человека в добывании и производстве материала.
  1. Предмет – результат деятельности человека:
  • предметы и их значение для удовлетворения потребности человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых и др.);
  • компоненты трудового процесса (цель, мотив, действия, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).
  1. Предмет – творение человеческой мысли:
  • многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;
  • ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее);
  • возможность сделать предмет удобным и красивым;
  • отражение (зависимость) в предмете опыта человека-творца, его деловых и личностных качеств;
  • связи, отношения в системе «человек – предмет – природа – человек».

 

Образовательные задачи:

  1. Формировать представления:
  • о признаках предметов рукотворного мира, способствовать установлению их разнообразия и специфике проявления;
  • о признаках и свойствах материалов рукотворного мира (структура поверхности, мягкость, твердость, хрупкость, прочность);
  • о зависимости назначения предмета от его строения и материала, из которого он сделан.
  1. Формировать умение вычленять признаки предметов в системе «человек – предмет».
  2. Способствовать установлению по выявленным признакам материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, резина, пластмасса).
  3. Развивать представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности.
  4. Побуждать к определению прошлого предметов, их изменений (предмет изменяется на протяжении времени, например, огонь – костер – каменный очаг – печь).

 

Источник: Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательной деятельности дошкольников / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддъяков. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста на 2 квартал

Перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста на 2 квартал...

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста

Календарное планирование на сентябрь по программе "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО...

«Календарный план «Разговор о продуктах» воспитательно -образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...

Делимся опытом инновационной деятельности по апробации нового содержания и новых технологий работы с детьми раннего дошкольного возраста по реализации комплексной образовательной программы «Теремок».

         Апробация методического пособия Экологическое воспитание детей, третий год жизни автор С.Н.Николаева.В методическом пособии представлена система образовательно...

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста...