«Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда»
материал

Заздравных Олеся Александровна

 

Цель: Закрепление и расширение знаний детей по теме «Одежда», совершенствование речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи через исследовательскую деятельность. Лексическая тема «Одежда»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей по теме «Одежда», совершенствование речевого общения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты).

2. Выявить опытным путем, из чего лучше шить одежду из ткани или из бумаги.

3. Продолжать учить подбирать определения к заданному слову.

Коррекционно-развивающие:

1. Активизировать словарь по теме «Одежда».

2. Совершенствовать умение детей в образовании качественных прилагательных.

Коррекционно-воспитательные:

1. Способствовать познавательной активности.

2. Развивать способность контролировать собственную речь.

3. Формировать навыки сотрудничества.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие.

Оборудование: картинки с зимней, летней, демисезонной одеждой, картинка снежинка, картинка солнце, картинка дождик. Кусочки с различной тканью, бумага, ванночки с водой, салфетки для вытирания рук. Матрешка.

 

Ход НОД:

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами много гостей, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ребята, сегодня среди наших гостей есть необычная гостья. Она приехала к нам из «Цветочного города». Ее зовут Ромашка.

Ромашка: Здравствуйте, ребята! Я хочу вам показать как мы в «Цветочном городе» здороваемся. Для этого вам надо встать в пары.

Здравствуй, друг! (рукопожатие)

Как ты тут? (похлопывание по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за мочку уха)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришёл! (разводят руки в стороны)

Хорошо! (обнимают друг друга)

Ромашка: Ребята, а скажите, куда я пришла?

Дети: Ромашка, ты пришла в детский сад.

Ромашка: Ну вот, опять я всё перепутала. Я хотела пойти в школу, чтобы получить там много знаний, и поэтому случаю, я сшила себе вот такое красивое платье и шапочку (показывает платье и шапочку из бумаги), а вместо школы попала в детский сад.

Логопед: Не огорчайся, Ромашка, оставайся с нами. И в детском саду можно узнать много интересного. Мы с ребятами сегодня будем говорить об одежде. Дети, вы согласны помочь Ромашке узнать много нового об одежде?

Дети: Согласны.

Ромашка: Ой, ребята, я вспомнила игру, в которую мы с «Коротышками» любим играть. Она называется «Матрешка», эта игра тоже об одежде. Давайте поиграем, вставайте все в круг и будем передавать матрешку друг другу по кругу и произносить маленькое стихотворение, тот, у кого в руках окажется матрешка на последних словах текста называет любой предмет одежды.

Ты беги, беги, матрешка,

Быстро, быстро в хоровод.

У кого в руках матрешка,

Тот одежду назовет.

Логопед: Ребята, назовите одним словом всё, что вы сейчас сказали. Что это?

Дети: Одежда.

Логопед: Нужна ли одежда человеку?

Дети: Да!

Логопед: Для чего нужна одежда?

Дети: Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

Логопед: Ромашка, ребята могут научить тебя различать, одежду, которую носят в разное время года.

Логопед: Ребята, как называется одежда, которую мы носим зимой?

Дети: Зимняя.

Логопед: Перечислите зимнюю одежду.

Дети: Шуба, пальто, куртка…

Логопед: Как называется одежда, которую мы носим летом?

Дети: Летняя.

Логопед: Перечислите летнюю одежду.

Дети: Сарафан, шорты, футболка, летнее платье…

Логопед: Ребята, как мы назовем одежду, которую мы носим осенью и весной?

Дети: Демисезонная.

Логопед: Назовите демисезонную одежду.

Дети: Плащ, куртка, ветровка, пальто…

Логопед: Ребята и Ромашка, давайте поиграем в игру. У меня есть картинки с изображенной на них одеждой, вам надо разложить их в правильно.

Дети подходят к столу, где разложены картинки с зимней, летней, демисезонной одеждой.

Логопед: Что изображено на рисунке?

Дети: Снежинка.

Логопед: К какому времени года она относится?

Дети: К зиме.

Логопед: Какую одежду мы носим зимой?

Дети: Тёплую.

Логопед: Найдите и покажите карточки с зимней одеждой. (Дети отбирают картинки с зимней одеждой (пальто, шуба, свитер))

Логопед: Посмотрите на карточки. Все правильно показали?

Логопед: А теперь назовите одежду на вашей картинке и расскажите о ней по плану.

Дети: Это - шуба. Она тёплая, меховая, длинная, удобная, белая.

Логопед: Что изображено на этом рисунке?

Дети: Солнце.

Логопед: Какое оно?

Дети: Яркое, горячее, лучистое.

Логопед: К какому времени года оно относится?

Дети: К лету.

Логопед: Какую одежду мы носим летом?

Дети: Лёгкую.

Логопед: Покажите картинки с летней одеждой, назовите её и расскажите о ней по плану.

Дети: Это сарафан. Он яркий, лёгкий, красивый, разноцветный.

Логопед: Что изображено на этом рисунке?

Дети: Дождик.

Логопед: Какую одежду вы положили в эту стопку?

Дети: Демисезонную.

Логопед: Назовите ее и расскажите о ней по плану.

Дети: Это плащ, он синего цвета. Его можно носить в дождливую погоду.

Логопед: Молодцы, вы правильно разложили картинки!

Логопед: А теперь давайте поиграем в такую же игру, только вам надо правильно разложить мужскую и женскую одежду. (дети раскладывают картинки)

Логопед: Теперь давайте назовём женскую одежду.

Дети: Юбка, кофта, блузка.

Логопед: Теперь давайте назовём мужскую одежду.

Дети: Брюки, пиджак, рубашка.

Логопед: Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети: Военный, врач, строитель, повар, пожарный.

Логопед: А как вы догадались?

Дети: По форме.

Логопед: Правильно! Людей некоторых профессий можно узнать по форме. У военных форма защитного цвета, чтобы можно было легко замаскироваться. У врача белый халат, на белой ткани сразу заметна грязь, врач следит за чистотой халата, часто его меняет, чтобы микробы не попадали на больного. Строитель носит каску, чтобы защитить голову. Повар носит белый халат и колпак, его одежда должна быть всегда чистой. Одежда пожарного защищает его от огня. Одежда нас не только согревает и защищает, но и может рассказать нам о том, кто её носит. Скажите, ребята, как можно назвать одежду, предназначенную для работы?

Дети: Рабочая.

Логопед: А ещё, ребята, она называется специальная, или спецодежда.

Логопед: Как называется одежда, предназначенная для занятий спортом.

Дети: Спортивная.

Логопед: А для чего мы занимаемся спортом?

Дети: Спортом занимаются, чтобы быть здоровыми и не болеть.

Ромашка: А я знаю, чтобы не болеть, надо делать зарядку, сейчас я вам её покажу

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Логопед: А скажите из чего шьют одежду?

Дети: Одежду шьют из ткани, из материала.

Логопед: А какие виды ткани вы знаете?

Дети: Шелк, трикотаж, ситец, бязь, фланель, шерсть.

Логопед: Ребята, предлагаю вам взять кусочки ткани и определить на ощупь, какая это ткань.

Логопед: Юля, скажи, какая ткань у тебя? (ситец) Если мы сошьём косынку из ситца, косынка будет какая? (ситцевая) (логопед опрашивает каждого ребенка)

Логопед: Если платье из шелка, какое платье? (Шелковое платье) Рубашка из ситца, какая рубашка? (Ситцевая рубашка) Брюки из шерсти, какие брюки? (Шерстяные брюки) Пояс сшит из атласа, какой пояс? (Атласный пояс) Воротник у рубашки тоже из атласа, какой воротник? (Атласный воротник).

Логопед: Молодцы, ребята! Вы все точно определили ткань и сказали, какая одежда получится, если мы сошьём её из той или иной ткани.

Логопед: Ромашка, а почему ты не надела одежду из ткани?

Ромашка: Она мне не нравится, моя бумажная одежда лучше. А вы ребята, что думаете? Какая одежда лучше?

Логопед: Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.

Все подходят к столу. Дети мнут ткань и бумагу, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают. Делают выводы.

Логопед: Из чего же одежда лучше: из ткани или бумаги?

Дети: Одежду лучше шить из ткани. Ткань прочнее, она рвётся с трудом, а бумага легко. Ткань и бумага намокают в воде, но бумага размокает, а ткань остается целой. Бумага легко мнётся и не разглаживается, а ткань труднее смять, и ее можно разгладить утюгом. Ткань можно постирать, можно выжать, а бумагу стирать нельзя.

Ромашка: Теперь я сошью себе платье из ткани, потому что из ткани платье будет прочнее. А сейчас мне пора возвращаться в «Цветочный город».

Логопед: Ребята, давайте напомним Ромашке, о чем мы сегодня говорили. Одежда бывает сезонной: летняя, зимняя, демисезонная; женская, мужская, специальная одежда, спортивная. Ткань – прочная, не рвется, можно разгладить утюгом, можно стирать, не размокает в воде.

Ромашка: Спасибо вам! Я очень много нового узнала. До свидания.

Дети: До свидания, Ромашка!

Логопед: Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи, через театрализованную деятельность на тему " В гости к сказке"

Цель: Спрсобствовать  развитию  активного запаса детей в раблте над проектом " В гости к сказке" , через театрализованную деятельность...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Одежда»

цель: закрепить в речи существительные с обобщающим значением - одежда....

Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для младшего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Одежда и обувь"

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе обобщения и расширения их представлений о названиях предметов одежды и обуви....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для младшего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Одежда и обувь"

quot;Одежда и обувь"Цель: развивать познавательную активность детей в процессе обобщения и расширения их представлений о названиях предметов одежды и обуви. Задачи:Образовательные:закреплят...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОДЕЖДА»

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Одежда»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе на тему «Одежда для куклы Маши»

Познакомить детей с элементами одежды, закрепить названия знакомых видов одежды, закрепить обобщение понятия одежды....